Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:01, реферат

Краткое описание

На Кольском полуострове, как и на Севере Европы вообще, люди появились значительно позднее, чем на Юге. Только после отступления ледника, примерно 8 тысяч лет тому назад, здесь сформировались условия, необходимые для жизни людей. При этом большую роль сыграло теплое атлантическое течение Гольфстрим, которое, обогревая северо-западные берега Европы, изменило климат нашего Заполярья.

Оглавление

1. История появления древних Саамов……………………………………..1
2. Культура Саами.
2.1 Традиционные поселения и жилища……………………………..3
2.2 Социальная организация…………………………………………..4
2.3 Хозяйство Саамов…………………………………………………..5
2.4 Традиционная одежда………………………………………………6
2.5 Пища саамов………………………………………………………….8
2.6 Духовная культура и традиционные верования………………8
2.7 Язык саамов…………………………………………………………11
3. Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов……………………………………………….12
Заключение.

Файлы: 1 файл

культура и быт саамы.docx

— 116.01 Кб (Скачать)

Содержание.

Стр.

1. История появления древних Саамов……………………………………..1

2. Культура Саами.

2.1 Традиционные поселения  и жилища……………………………..3

2.2 Социальная организация…………………………………………..4

2.3 Хозяйство Саамов…………………………………………………..5

2.4 Традиционная одежда………………………………………………6

2.5 Пища саамов………………………………………………………….8

2.6 Духовная культура  и традиционные верования………………8

2.7 Язык саамов…………………………………………………………11

3. Особенности  социально-экономического развития  районов проживания Кольских  саамов……………………………………………….12

Заключение.

Саамы Кольского  Севера на пороге третьего тысячелетия…………...15

 

Литература……………………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

1. История появления древних Саамов.

На Кольском полуострове, как и  на Севере Европы вообще, люди появились  значительно позднее, чем на Юге. Только после отступления ледника, примерно 8 тысяч лет тому назад, здесь сформировались условия, необходимые  для жизни людей. При этом большую  роль сыграло теплое атлантическое  течение Гольфстрим, которое, обогревая  северо-западные берега Европы, изменило климат нашего Заполярья. На Кольском полуострове появились леса, травы, ягельные мхи. Стали водиться олени, лоси, песцы, белки, водоплавающая птица, в морях — рыба и тюлени.

И все же условия Крайнего Севера оставались суровыми и требовали  неустанного, систематического труда.

Пришедшие с юга охотники и рыболовы селились на морских берегах, близ устьев рек и небольших заливов, где  имелась питьевая вода, и легче  было добыть пищу. Основными промысловыми орудиями являлись луки со стрелами, копья  и гарпуны. Они умели перегораживать небольшие реки и ловить рыбу вершами  — ловушками, сплетенными из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Жилищами были полуземлянки, в которых  постоянно поддерживался огонь.

В IV — III тысячелетиях до нашей эры  в Заполярье пришли этнически  близкие племенам Волжско-Окского  междуречья группы людей, поселившиеся по берегам рек и озер внутренней части Кольского полуострова. Поскольку  при изготовлении глиняной посуды их стенки украшались глубокими ямками и оттисками гребенчатого штампа, они получили название племен культуры ямочно-гребенчатой керамики. Пришельцы  уже использовали на промысле лодки  и сети, костяные рыболовные крючки, и усовершенствованные (с вращающимся  наконечником) гарпуны. В морских  заливах они промышляли тюленей  и нерп, а на суше — оленей и  лосей.

В конце II — начале I тысячелетия  до нашей эры климат Заполярья  вновь изменился, став более теплым и сухим. Толстоствольные лиственные деревья покрыли Север вплоть до Хибин. В это время на Кольский полуостров с Северного Урала пришли племена культуры асбестовой керамики (при изготовлении сосудов они для прочности добавляли в глину толченый асбест, а на стенки наносили орнамент в виде сетки), принадлежавшие к финно-угорской группе. Это были люди небольшого роста (мужчины в среднем 155 см) со сравнительно широким лицом.

В результате смешения новых пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финно-язычная народность — древние саамы. По своему физическому облику они походили на европейцев, но несли в себе и слабовыраженные черты восточного происхождения. Норвежцы называли их "терфиннами" "терскими саамами" (по тогдашнему наименованию Кольского полуострова "Терь" или "Тре"), русские же зывали их "лопь", "лопари".

Саамы занимали большую часть территории полуострова и в зависимости  от места обитания именовались по-разному: лешая, т.е. лесная, лопь (к юго-западу от современной Кандалакши), верхняя  лопь (в районе Имандры и Нотозера), кончанская лопь (к северо-западу от Кольского залива), терская лопь (восток полуострова).

Первые письменные сведения о саамах дошли до нас от норвежского морехода IX века нашей эры Отера, совершившего плавание вдоль берегов Кольской земли: "Вся эта страна пустынна, - писал он, - и только в немногих местах живут терфинны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц".

Более детальны описания русских первопроходцев, согласно сведениям которых саамы  не имели изб, жили "в расселинах каменных", питались "только животными  — …зверьми и птицами и морскими рыбами", не знали ни хлеба, ни овощей; одежду шили из шкур диких оленей. Домашнего  оленеводства у них еще не было. Большую роль в хозяйстве играла охота. Но главным источником средств  существования являлась рыбная ловля: весною и летом — у морских  берегов (в малых заливах и  устьях рек), а осенью — в озерах, богатых сигом, щукой, окунем, хариусом, кумжей. Жили саамы родами, были язычниками и поклонялись своим богам – сейдам, которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Во главе родовых коллективов стояли старейшины, одновременно выполнявшие обязанности жрецов.

Первыми из русских проложили путь на Крайний Север новгородцы. В "полунощные страны" их влекла пушнина, пользовавшаяся большим спросом на рынке. Русская  знать и иностранные купцы  охотно покупали меха соболей, бобров, куниц, белок. Помимо пушнины новгородцев  интересовали сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб. Примитивная  меновая торговля с народами Севера была чрезвычайно выгодной. Местные  жители, "просяще железа" (металлические  вещи), за нож или топор платили  мехами, стоившими в несколько  раз дороже.

 

2. Культура Саами.

2.1 Традиционные поселения и  жилища.

В составе Кольских саамов не выделяются этнические и этнографические группы, но имеются территориальные подразделения, названия которых связаны с наименованием  погостов – селений и окружающих угодий, где проживали саамы. Каждый погост (саамское название "Сейт") включал в себя обширную территорию, которая, в свою очередь, была разделена  между семьями для ведения  хозяйственной деятельности. Число  погостов постоянно увеличивалось: в начале XVII в. их было 15, в конце XVIII в. - 17. В XIX веке границы саамских погостов на Кольском полуострове были следующими:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.1 Границы саамских погостов на Кольском полуострове в XIX веке.

 

С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где  находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились  по промысловым участкам группами родственных  семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные  группы). Изначально кочевание определялось охотничьим и рыболовным циклами. По мере возрастания роли домашнего оленеводства - в зависимости от оленеводческого хозяйственного цикла. Некоторые семьи за сезон переезжали до четырех раз. Вместе все селение собиралась в зимние погосты к ноябрю-декабрю.

Зимние погосты располагались  во внутренних районах Кольского  полуострова, на границе тундры и  леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и  охотничьих угодий, место погоста  переносилось. 
Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырех- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами. 
С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2 м, с одним двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель. 
Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

2.2 Социальная организация.

Главной хозяйственной и социально-экономической  единицей саамов была территориальная  община сийт/сыйт. Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.

Община контролировала семейно-брачные  отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.  
Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

2.3 Хозяйство Саамов.

 

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных  условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. У западных Кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. С конца XVIII до начала XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги.

Охота до середины ХХ столетия занимала значительную часть в системе жизнеобеспечения саамов. Предметом охоты являлись дикий олень, лось, песец, лиса, куница, белка, горностай, медведь, росомаха. Из боровой дичи промысловое значение имели: куропатка, глухарь, рябчик, из водоплавающей - гусь, лебедь, гага и различные породы уток.

Среди ученых есть мнение, что  саамы первыми в истории приручили  дикого оленя. Олень в быту саама  стал всем: и пищей, и одеждой, и  средством передвижения. В начале XVII века у каждого хозяина был необходимый минимум домашних животных - 15-20 голов, т.е. количество естественное для оленя. Эти олени использовались в основном как транспортное средство и как приманка во время охоты. Такая оленеводческая норма держалась у саамов долго, пока не произошли в экономическом быту народа серьезные перемены - оленеводство из транспортного превратилось в мясное. В XVI-XVII вв. для большинства саамских общин Кольского полуострова оленеводство становится одним из основных источников пропитания. Это привело к увеличению численности стад и переориентации хозяйства саамов. К началу ХХ века отдельные хозяева уже имели до 5000 голов в хозяйстве.

В зимний период пастухи  караулили оленей, отгоняя их на зимние пастбища, которыми часто служили  тунтури (тундры) – безлесые горы. Весной пастухи занимались отелом, и охотились. На лето олени отпускались на вольный выпас, а мужчины перекочевывали вместе с семьями к местам летних рыбалок. В зависимости от географического положения погоста кочевки совершались либо к внутренним водоемам, либо к морю. В этот же период шили лодки, мастерили сани. Женщины вместе с мужчинами на равных занимались рыбной ловлей, выделывали шкуры, шили одежду, занимались приготовлением пищи, воспитанием детей. Из дикоросов саамы заготовляли на зиму морошку и воронику, в сезон употребляли дикий лук, щавель и в небольших количествах бруснику, чернику.

2.4 Традиционная одежда.

 

В XVII-ХVIII вв. основным материалом для  изготовления одежды у саамов служили  шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В XIX - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).

В XIX в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.

Летняя одежда – юпа – делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.

Зимняя одежда – печок – длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна.

Печок иногда надевали на юпу. Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.

Имеются упоминания о более древней  саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.

Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки – капер – на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона. Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.

Информация о работе Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов