Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:01, реферат
На Кольском полуострове, как и на Севере Европы вообще, люди появились значительно позднее, чем на Юге. Только после отступления ледника, примерно 8 тысяч лет тому назад, здесь сформировались условия, необходимые для жизни людей. При этом большую роль сыграло теплое атлантическое течение Гольфстрим, которое, обогревая северо-западные берега Европы, изменило климат нашего Заполярья.
1. История появления древних Саамов……………………………………..1
2. Культура Саами.
2.1 Традиционные поселения и жилища……………………………..3
2.2 Социальная организация…………………………………………..4
2.3 Хозяйство Саамов…………………………………………………..5
2.4 Традиционная одежда………………………………………………6
2.5 Пища саамов………………………………………………………….8
2.6 Духовная культура и традиционные верования………………8
2.7 Язык саамов…………………………………………………………11
3. Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов……………………………………………….12
Заключение.
Литература……………………………………………………
На Кольском полуострове, как и на Севере Европы вообще, люди появились значительно позднее, чем на Юге. Только после отступления ледника, примерно 8 тысяч лет тому назад, здесь сформировались условия, необходимые для жизни людей. При этом большую роль сыграло теплое атлантическое течение Гольфстрим, которое, обогревая северо-западные берега Европы, изменило климат нашего Заполярья. На Кольском полуострове появились леса, травы, ягельные мхи. Стали водиться олени, лоси, песцы, белки, водоплавающая птица, в морях — рыба и тюлени.
И все же условия Крайнего Севера оставались суровыми и требовали неустанного, систематического труда.
Пришедшие с юга охотники и рыболовы селились на морских берегах, близ устьев рек и небольших заливов, где имелась питьевая вода, и легче было добыть пищу. Основными промысловыми орудиями являлись луки со стрелами, копья и гарпуны. Они умели перегораживать небольшие реки и ловить рыбу вершами — ловушками, сплетенными из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Жилищами были полуземлянки, в которых постоянно поддерживался огонь.
В IV — III тысячелетиях до нашей эры в Заполярье пришли этнически близкие племенам Волжско-Окского междуречья группы людей, поселившиеся по берегам рек и озер внутренней части Кольского полуострова. Поскольку при изготовлении глиняной посуды их стенки украшались глубокими ямками и оттисками гребенчатого штампа, они получили название племен культуры ямочно-гребенчатой керамики. Пришельцы уже использовали на промысле лодки и сети, костяные рыболовные крючки, и усовершенствованные (с вращающимся наконечником) гарпуны. В морских заливах они промышляли тюленей и нерп, а на суше — оленей и лосей.
В конце II — начале I тысячелетия до нашей эры климат Заполярья вновь изменился, став более теплым и сухим. Толстоствольные лиственные деревья покрыли Север вплоть до Хибин. В это время на Кольский полуостров с Северного Урала пришли племена культуры асбестовой керамики (при изготовлении сосудов они для прочности добавляли в глину толченый асбест, а на стенки наносили орнамент в виде сетки), принадлежавшие к финно-угорской группе. Это были люди небольшого роста (мужчины в среднем 155 см) со сравнительно широким лицом.
В результате смешения новых пришельцев
со старым населением края постепенно
сложилась финно-язычная
Саамы занимали большую часть территории полуострова и в зависимости от места обитания именовались по-разному: лешая, т.е. лесная, лопь (к юго-западу от современной Кандалакши), верхняя лопь (в районе Имандры и Нотозера), кончанская лопь (к северо-западу от Кольского залива), терская лопь (восток полуострова).
Первые письменные сведения о саамах дошли до нас от норвежского морехода IX века нашей эры Отера, совершившего плавание вдоль берегов Кольской земли: "Вся эта страна пустынна, - писал он, - и только в немногих местах живут терфинны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц".
Более детальны описания русских первопроходцев, согласно сведениям которых саамы не имели изб, жили "в расселинах каменных", питались "только животными — …зверьми и птицами и морскими рыбами", не знали ни хлеба, ни овощей; одежду шили из шкур диких оленей. Домашнего оленеводства у них еще не было. Большую роль в хозяйстве играла охота. Но главным источником средств существования являлась рыбная ловля: весною и летом — у морских берегов (в малых заливах и устьях рек), а осенью — в озерах, богатых сигом, щукой, окунем, хариусом, кумжей. Жили саамы родами, были язычниками и поклонялись своим богам – сейдам, которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Во главе родовых коллективов стояли старейшины, одновременно выполнявшие обязанности жрецов.
Первыми из русских проложили путь на Крайний Север новгородцы. В "полунощные страны" их влекла пушнина, пользовавшаяся большим спросом на рынке. Русская знать и иностранные купцы охотно покупали меха соболей, бобров, куниц, белок. Помимо пушнины новгородцев интересовали сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб. Примитивная меновая торговля с народами Севера была чрезвычайно выгодной. Местные жители, "просяще железа" (металлические вещи), за нож или топор платили мехами, стоившими в несколько раз дороже.
В составе Кольских саамов не выделяются
этнические и этнографические группы,
но имеются территориальные
рис.1 Границы саамских погостов на Кольском полуострове в XIX веке.
С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы). Изначально кочевание определялось охотничьим и рыболовным циклами. По мере возрастания роли домашнего оленеводства - в зависимости от оленеводческого хозяйственного цикла. Некоторые семьи за сезон переезжали до четырех раз. Вместе все селение собиралась в зимние погосты к ноябрю-декабрю.
Зимние погосты располагались
во внутренних районах Кольского
полуострова, на границе тундры и
леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет,
после истощения пастбищ и
охотничьих угодий, место погоста
переносилось.
Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло
собой бревенчатую постройку в форме четырех-
или шестигранной усечённой пирамиды
высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым
отверстием вверху. Остов вежи покрывался
оленьими шкурами или плотной тканью,
а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре
жилища устраивался каменный очаг. Вход
был обращен к югу. Пол покрывался оленьими
шкурами.
С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная
постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2
м, с одним двумя небольшими окнами и плоской,
покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу
у входной двери устраивался очаг - камелёк
из обмазанных глиной камней. Появляется
простейшая мебель.
Во время перекочёвок использовалась
переносное жилище - кувакса. Оно
имело конусообразный каркас из нескольких
шестов, соединённых вершинами, на который
натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты
или из парусины. В центре куваксы раскладывался
костёр.
В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.
Главной хозяйственной и социально-
Община контролировала семейно-брачные
отношения. В XIX в. преобладала малая
семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные
браки. До 60 % браков заключалось в своих
погостах, остальные - преимущественно
с жителями соседних погостов. Были распространены
браки с сыном или дочерью кузена, а также
такие союзы, при которых братья или сестры
из одной семьи становились мужьями или
женами для сестёр или братьев из другой
семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный
возраст девушек был 17-20 лет, а юношей -
21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.
Существовало половозрастное разделение
труда. Мужчины занимались промысловой
деятельностью, перевозками, женщины вели
домашнее хозяйство, воспитывали детей,
а иногда вместе с подростками помогали
ловить рыбу и охотиться на куропаток.
Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. У западных Кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. С конца XVIII до начала XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги.
Охота до середины ХХ столетия занимала значительную часть в системе жизнеобеспечения саамов. Предметом охоты являлись дикий олень, лось, песец, лиса, куница, белка, горностай, медведь, росомаха. Из боровой дичи промысловое значение имели: куропатка, глухарь, рябчик, из водоплавающей - гусь, лебедь, гага и различные породы уток.
Среди ученых есть мнение, что
саамы первыми в истории
В зимний период пастухи караулили оленей, отгоняя их на зимние пастбища, которыми часто служили тунтури (тундры) – безлесые горы. Весной пастухи занимались отелом, и охотились. На лето олени отпускались на вольный выпас, а мужчины перекочевывали вместе с семьями к местам летних рыбалок. В зависимости от географического положения погоста кочевки совершались либо к внутренним водоемам, либо к морю. В этот же период шили лодки, мастерили сани. Женщины вместе с мужчинами на равных занимались рыбной ловлей, выделывали шкуры, шили одежду, занимались приготовлением пищи, воспитанием детей. Из дикоросов саамы заготовляли на зиму морошку и воронику, в сезон употребляли дикий лук, щавель и в небольших количествах бруснику, чернику.
В XVII-ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды у саамов служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В XIX - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).
В XIX в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.
Летняя одежда – юпа – делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.
Зимняя одежда – печок – длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна.
Печок иногда надевали на юпу. Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.
Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.
Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки – капер – на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона. Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Информация о работе Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов