Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:56, курсовая работа
Для работы над данной темой были использованы такие литературные источники, как «Самые знаменитые меценаты России» автора Лопухиной Е.М., «Московские меценаты» Думовой Н.Г., «Почетный гражданин Москвы» автора Ненакормовой И.С. и «История русской культуры» под редакцией Рябцева Ю.С. Из этих работ можно получить общее представление о деятельности русских меценатов
Введение 2
1. Золотая пора меценатства
1.1. История меценатства 5
1.2. Виды и мотивы меценатской деятельности 8
2. Современные меценаты.
2.1. Щедрое сердце 15
2.2. Время и бремя меценатства 19
3. Меценатство - мнение людей 22
Заключение 29 Список литературы
В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры. Сергей Михайлович тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы.
В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».6 Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.
Известен и другой крупнейший московский меценат – Савва Иванович Мамонтов, который относится ко второй группе меценатов-организаторов.
Савва Иванович родился [3 (15) октября 1841г. в Ялуторовске, Тобольской губернии, ныне Тюменской обл.], в семье российского промышленника и мецената. Получил хорошее образование в Москве и Петербурге, где окончил Петербургский институт корпуса гражданских инженеров.
С 1862 г. по желанию отца занялся предпринимательской деятельностью. В 1865 г. женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, разделявшей любовь мужа к искусству. Мамонтов обладал несомненной деловой хваткой и составил крупное состояние на развивавшемся тогда железнодорожном строительстве. По его инициативе и при его активном участии были построены: дорога Ярославль — Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога, соединявшая Донбасс с Мариупольским портом. Главный акционер общества Московско-Ярославско - Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись. В 1870-90 гг. подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались крупнейшие русские художники: В. А. Серов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин, И. Е. Репин; музыкант Ф. И. Шаляпин, карьере которого Савва Мамонтов немало способствовал. В Москве супруги жили в доме на Садово-Спасской, 6. Сегодня, на этом месте - Московский полиграфический университет. Савва Мамонтов и его жена отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. В 1885г. он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу, которая действовала до 1904года.
Широкий образ жизни Мамонтовых вызвал огромную волну недоброжелательства. В 1899 г. было возбуждено уголовное дело о растрате им средств Московско – Ярославско - Архангельской железной дороги. Суть дела заключалась в том, что средства одних принадлежавших Мамонтову предприятий перебрасывались в другие. На время разбирательства имущество было опечатано, Савва Иванович помещен в тюрьму. В конце 1900 года, после выхода на свободу, Мамонтов поселился при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы жизни, занимаясь художественной керамикой. Хотя его виновность в преднамеренной растрате средств не была доказана, но деловая репутация подорвана, в 1902 г. имущество было распродано за долги. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея, Русский музей. Умер Мамонтов 6 апреля 1918г. в Москве.7
При объяснении побудительных причин меценатства исследователи разделяются, как правило, на два лагеря. Марксисты, рыночники и материалисты объясняли действия меценатов стремлением получать социальные и налоговые льготы, чтобы улучшить тем самым свое материальное положение.8
Напротив, ученые, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности хозяйствующих субъектов, склонны были указывать на религиозные национально-патриотические, культурно-эстетические пружины меценатства. Кто же прав в этом споре?
По мнению многих людей, в большинстве случаев многие руководствовались религиозными убеждениями. Нормы православной нравственности, ставившей во главу угла христианскую благотворительность, помощь всем нуждающемся, преобладали в среде русского предпринимательства и купечества. Даже те богачи, которые не были глубоко верующим, вынуждены были отчислять значительные суммы на помощь культуре из опасения быть отлученными от Церкви по обвинению в стяжательстве и других пороках.
Отметим особо, что многие русские предприниматели - благотворители происходили из старообрядческих семей, где детей воспитывали по Древнему уставу благочиния- в строгости и послушании, в духе аскетизма и добролюбия. Так, миллионер-меценат, крупнейший русский издатель
К.Т.
Солдатенков (1818-1901) все детство провёл
в старообрядческой среде Рогожской заставы,
а позже состоял членом Рогожской старообрядческой
общины. Старую веру исповедовали и члены
семьи Рябушинских - крупного клана купцов
конца ХIХ-начала ХX. Рябушинские были известны
своей благотворительностью. Они содержали
больницу, богадельню, ясли и школу на
фабрике.
Вторым важнейшим побудительным фактором деятельности меценатов был, бесспорно, их патриотизм. Так, П.Третьяков, по словам И. Репина, «вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг»9. «С.Мамонтов создал в Москве,- писал Ю. Рябцев, -на свои собственные средства русскую оперу»10, оказав неоценимое влияние на всё русское оперное искусство. Вместе с тем ведущие столичные меценаты активно коллекционировали и пропагандировали и западноевропейское искусство. И это не случайно: их патриотизм не мешал, а помогал правильно оценить достижения зарубежной культуры в их отношении к культуре российской.
Но были и такие, которые действовали, по-видимому, из желания получить социальные льготы и привилегии - чины, звания, ордена, дворянство. Этот вопрос достаточно полно был рассмотрен А.Бохановым, который правильно указывал, что «благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получить чины, звания и прочие отличия, которых иным путем (в частности, своей профессиональной деятельностью) добиться было практически нельзя»11. Чины и ордена были, конечно, не самоцелью, - они давали возможность повысить сословный статус. Так, все ордена 1 степени и Владимира IV степени (с 1900г. - III степени) давали возможность получить потомственное дворянство. С этой точки зрения очень характерна история предпринимателя - благотворителя Л.С. Полякова (он вносил большие суммы на Румянцевский музей и Музей изящных искусств), получившего орден Владимира III степени и Станислава I степени и добившегося на этом основании дворянства. Некоторые меценаты «заказывали» ордена и почётные звания в обмен на взносы: так, директор Московского филармонического общества в канун его 25-летия в 1903г. в ходатайстве указывали, кому какая награда должна предназначаться:
Д. Вострякову – орден Станислава I степени, Б. Вострякову – звание мануфактур - советника, К.Гутхейлю – орден Владимира IV степени и т.д.12 Но эти случаи были всё-таки не типичны для русского меценатства.
Подводя итог исследования деятельности великих русских меценатов конца Х1Х-начлда XX вв. можно отметить их решающую роль и развитии отечественного предпринимательства и культуры. По своему характеру - это фигуры трагические; передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру бизнеса и законам рыночной экономики, а это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, со стороны коллег-предпринимателей, а иногда - опасность разорения. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал и оценивал эти жертвы: ведь для получения даров надо было, как вспоминал
В. И. Немирович-Данченко, «унижаться в гостиной... людей, которых мы, говоря искренно... не уважали, - ни их, ни их капиталов»13. И меценаты чувствовали этот холод, но лучшие из них всё-таки шли на жертвы из интересов культуры в целом, её будущих творцов и исполнителей. И это был правильный выбор: благодарные потомки, посещающие галереи и театры, библиотеки и музеи, созданные на средства старых меценатов, иногда вспоминают людей, которые взяли на себя тяжелый крест и понесли его, чтобы «стать совершенным».
2. Современные меценаты.
2.1 Щедрое сердце.
Каждое благое деяние, совершенное по велению сердца, искренне и бескорыстно, имеет непреходящую ценность. Строительство школы, больницы, благоустройство парка, восстановление духовных святынь, забота о детях и стариках, помощь малообеспеченным гражданам, содействие талантливому художнику, музыканту, артисту, поддержка людей, пострадавших от стихийного бедствия, исправная уплата налогов, гарантирующая развитие социальной сферы, честный и самоотверженный труд на благо своей семьи, своего предприятия, на благо Отечества - все это различные грани Доброты. Творить благо, передать эту важнейшую общечеловеческую заповедь своим детям и внукам - высокое предназначение каждого человека, независимо от его происхождения, национальности и вероисповедания.
Российский сырьевой магнат Виктор Вексельберг приобрёл в Нью-Йорке более чем за 100 млн. долларов у семьи Форбс ювелирную коллекцию из 180 изделий. Ценнейшие из них – девять пасхальных яиц, созданных знаменитым ювелиром Карлом Фаберже по заказу русской императорской семьи. Вексельберг выставлял свои приобретения в Нью-Йорке, два крупнейших российских музея - Московский Кремль и Эрмитаж – заявили о желании заполучить яйца Фаберже. К пасхе они прибыли в Россию. В новые русские меценаты он зачислен навсегда.14
Имя современного мецената Артёма Баженова вписано в «Золотую книгу наций». Он собирает живописные полотна не для того, чтобы наедине наслаждаться прекрасными произведениями искусства. Он оказывает многим живописцам и моральную, и серьёзную финансовую поддержку. С выставкой, посвященной 1700 летию принятия христианства армянского народа, он объехал несколько городов Поволжья.15 И в нашем крае есть замечательные люди, готовые протянуть руку помощи всем в ней нуждающимся. Они по праву занимают почётное место в ряду меценатов столетия. Об одном из таких людей мы хотим рассказать.
Не бывает перерывов в благотворительной деятельности депутата Думы городского округа Самара, председателя Самарского, регионального отделения политической партии «Российская партия Пенсионеров»
Виктора Александровича Воропаева.
Он родился 21 ноября 1954 года в городе Куйбышеве. Его жизненный путь знаком многим труженикам. В 15 лет Виктор Воропаев устроился токарем на завод им. А.М. Тарасова и параллельно учился в вечерней школе.
Отслужив в армии и вернувшись в родной город, устроился работать водителем на Куйбышевское автотранспортное предприятие, затем слесарем в тресте «Куйбышевспецстрой». За свою жизнь он освоил десяток различных специальностей.
Понимая необходимость образования, Виктор Александрович поступил в 1996 году в институт социальных наук г.Москвы и в 2001 году защитил диплом по квалификации менеджера. Его хозяйственная жилка помогла ему в 1991 году организовать и возглавить по ныне действующее в Промышленном районе г. Самары предприятие ООО «Коробейник», создав сотни рабочих мест для жителей района и города.
Душевный и отзывчивый человек, он не может пройти мимо чужой беды, по этому с удовольствием совмещает свою работу с активной общественной и благотворительной деятельностью. С 1994 года он оказывает материальную поддержку городским программам «Глухие дети» и «Доброе сердце». За эти заслуги в 2004г. Воропаев был награждён медалью Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского II. А началось это с того дня, когда к нему, руководителю небольшого в ту пору торгово-закупочного предприятия обратились за помощью родители глухонемой девочки, которой нужно было приобрести дорогостоящий слуховой аппарат. Воропаев выполнил эту просьбу, а потом, как он сам сказал, «Потребность оказывать посильную помощь нуждающимся людям стала одной из собственных насущных нужд». Часть средств от деятельности ООО «Коробейник» Воропаев направил на разработку производства уникальной в России инвалидной коляски. В настоящее время производимые коляски безвозмездно раздаются особо нуждающимся инвалидам.
Своими добрыми делами Виктор Александрович заслужил доверие людей и 1998г. жители Приволжского микрорайона избрали его председателем Совета Территориального общественного самоуправления. За время работы он смог много добиться от городских служб – ремонта дорог и освещения, благоустройства дворов. Организовал строительство детских и спортивных площадок, уголков отдыха; часто помогает пенсионерам и инвалидам решать бытовые проблемы.