Меценатство - мнение людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Для работы над данной темой были использованы такие литературные источники, как «Самые знаменитые меценаты России» автора Лопухиной Е.М., «Московские меценаты» Думовой Н.Г., «Почетный гражданин Москвы» автора Ненакормовой И.С. и «История русской культуры» под редакцией Рябцева Ю.С. Из этих работ можно получить общее представление о деятельности русских меценатов

Оглавление

Введение 2


1. Золотая пора меценатства


1.1. История меценатства 5

1.2. Виды и мотивы меценатской деятельности 8


2. Современные меценаты.


2.1. Щедрое сердце 15

2.2. Время и бремя меценатства 19


3. Меценатство - мнение людей 22


Заключение 29 Список литературы

Файлы: 1 файл

меценаты2.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                            2  

1.  Золотая  пора меценатства 

         1.1. История меценатства                                                                        5

         1.2. Виды и мотивы меценатской деятельности                                   8 

2. Современные меценаты. 

          2.1. Щедрое сердце                                                                                15

          2.2. Время и бремя меценатства                                                           19 

3.  Меценатство - мнение людей                                                                   22 

Заключение                                                                                                        29                          Список литературы                                                                                           32 

ВВЕДЕНИЕ

Следуя  древней мудрости, говорящей о  том, что каждый мужчина в этой жизни должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, каждый живущий ныне россиянин обязан обустроить свою Родину, свою Великую Россию так, чтобы грядущие поколения, оглядываясь в прошлое, преисполнялись чувствами глубочайшей гордости за своих отцов, дедов и прадедов.

Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что изучение истории меценатства в России и привлечение к нему общественного внимания представляет собой значительный интерес.

Сложные времена переживает сегодня Россия. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. Остро нуждаются в поддержке музеи, театры, библиотеки, сокращается число читающих и объем читаемой литературы, особенно, если она не имеет прямого отношения к столь модным сегодня темам ужасов, мистики, насилия, расизма.

Таким образом, оценив современную обстановку в обществе, нельзя не признать, что  общество испытывает огромный  дефицит  духовности, высокой нравственности и элементарной воспитанности, понимания и милосердия.  Одна из ключевых задач, определенных бывшим Президентом России В. В. Путиным на 2006 год  – возрождение лучших традиций российского общества, направленных на придание широчайшего общественного признания идеалам Меценатства и Благотворительности, приобрела сейчас смысл всеобщей Национальной идеи.

Объектом  исследования в работе является меценатство в России.

Предмет данной работы составили: деятельность русских меценатов, причины, побудившие её, и роль меценатства в современном обществе.

В истории отечественного  меценатства есть  немало  ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для  истории,  но  и  для наших  дней.  Более  того,  есть  весомые  основания  рассматривать   лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное  явление,  представляющие значимость и актуальность  не только для России, но и для других стран.

Для работы над данной темой были использованы такие литературные источники, как «Самые знаменитые меценаты России» автора Лопухиной Е.М., «Московские меценаты» Думовой Н.Г., «Почетный гражданин Москвы» автора Ненакормовой И.С. и «История русской культуры» под редакцией Рябцева Ю.С. Из этих работ можно получить общее представление о деятельности русских меценатов

XVIII-начала ХХ века.

О критичном отношении к меценатству в начале ХХ века говорится в статье журнала «Экономика и жизнь» за 2002 год «И жизнь, и дело, и любовь…», посвященной жизни и деятельности Саввы Мамонтова. Автор повествует о тяжелой и трагической судьбе мецената-предпринимателя, о зависти, ненависти и полном непонимании его помыслов. Правительство усматривало в его действиях бессмысленное и эгоистичное растрачивание финансовых средств. Но в истории народа сохранилась память о Савве Ивановиче, как об основателе частной русской оперы, покровителе знаменитых деятелей искусства и создателе центра русской художественной жизни.

Отмечая важную роль, которую сыграли меценаты в развитии русской культуры, становлении  нравственных устоев, авторы ставят вопрос о необходимости поднятия значимости меценатской деятельности в развитии современного общества. При этом авторы стремятся дать свою оценку развития меценатства с позиции современных взглядов.                              Много написано о меценатах прошлых веков, многие имена вписаны в историю золотыми буквами, а о современных меценатах – лишь небольшие заметки в газетах и журналах. Неужели понятие «меценат» стало историзмом или не осталось в нашем обществе людей, способных творить добро.

Это и  определило цель курсовой работы – собрать материал  о современных меценатах и рассказать о жизни и их деятельности.

Задачи  работы:

1. Дать общую характеристику меценатам, воплотившим в жизнь великие цели процветания России и её народа.

2. Рассказать о возрождении традиций меценатства в современном обществе.

 

1. «Золотая пора» меценатства.

1.1. История меценатства.

Доброта, способность к состраданию –  великий дар, данный человеку свыше, позволяющий подняться от обыденного к духовному, соединить отрезок своего земного пути с Вечностью. Философия Добра и Милосердия является основной всех мировых религий и культур, той объединяющей и движущий силой, которая на протяжении веков направляла человечество к созиданию и прогрессу. История меценатства насчитывает не одну тысячу лет. Пройдя сквозь войны, хаос, несправедливость, оно не утратило своей животворящий силы.

Меценат Гай Цильний — римский государственный деятель; происходил из древнего этрусского рода Цильниев. Родился, как предполагают, между 74 и 64 гг. до Рождества Христова и по рождению принадлежал к сословию всадников. Убежденный в необходимости монархического правления в Риме и считая Октавиана наиболее соответствующим идеалу правителя, он стал, во время гражданской войны, на его сторону и часто исполнял важные поручения. Так, он был в числе послов, которые должны были в Брундузии устроить примирение Антония с Октавианом. Меценат жил в Риме и в отсутствие Октавиана Августа ведал государственными делами. Не занимая никакой официальной должности, он принимал самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. Честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания. Меценат часто удерживал  Августа от подписания многих смертных приговоров.

Лучшие  поэты того времени находили в  Меценате внимательного и заботливого покровителя и защитника. Заслуги его перед ними являются в то же время и заслугами перед римской поэзией. Виргилию он оказал помощь против насилий со стороны одного центуриона и хлопотал о возвращении ему отнятого у него имения. Горацию он подарил свое сабинское поместье. Он умер в 8 г. от Рождества Христова. (746 г. от основания города Рима), горячо оплакиваемый друзьями и всем народом и завещав все свое имущество Августу.1

В России меценатство имеет давнюю традицию. Русские цари, князья и вельможи покровительствовали иконописцам  и составителям летописей и хроник, строителям храмов и дворцов, книгопечатникам, поэтам и учёным.

Взлёт меценатства наступил с воцарением Екатерины II. Это был век коллекционирования и собирательства. Вот лишь самые известные примеры. Граф Григорий Орлов строит в Гатчине дворец и собирает богатейшую библиотеку. Граф Александр Сергеевич Строганов составляет свою знаменитую галерею картин и коллекцию эстампов и медалей. Граф Николай Петрович Шереметев организовал в своем имении Останкино театральную труппу, а граф Николай Петрович Румянцев приобрел известность собирательством и открытием общедоступной библиотеки, впоследствии послужившей основой Российской государственной библиотеки...2

Коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества  появляются во время царствования Николая I. Одним из первых собирателей русской живописи был Федор Иванович Прянишников. Он же поддерживал молодых начинающих художников, и именно его картинная галерея произвела сильное впечатление на молодого Павла Третьякова — будущего известного мецената, который после этого и решил заняться собирательством картин русских художников.

Но подлинный  «золотой век русского меценатства» наступил во второй половине XIX— начале XX века. Дворянство постепенно теряет свою ведущую роль, и на сцену истории выходят предприниматели. Предпринимательский слой был достаточно разнородным по своему составу — в основном это были выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества.

 Наверное, нельзя сбрасывать со счетов  и то, что купечество было в  своем роде «заинтересовано»  в собирательстве и коллекционировании. За это они получали дворянское  звание или звание почетного гражданина, что, правда, не приносило никаких материальных выгод, но по традиции считалось почетным. Но надо помнить, и о другом: путем такого собирательства картин и предметов искусства расширялся и культурный уровень самого собирателя, его семьи...3

К 1900 году благотворителей и благотворительных  организаций в Москве было в несколько  раз больше, чем в Париже, Берлине  и Вене. Федор Шаляпин писал: «Объездив  почти весь мир, побывав в домах  богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут».4

Надо  отметить, что понятие «меценат»  часто соседствует с понятием «благотворительность». Благотворительность  – это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям. Она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно-значимых форм деятельности. Меценатство - более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Но многие меценаты занимались благотворительностью.

Таким образом, считается, что меценатство и благотворительность – это виды некоммерческой деятельности граждан или организаций, не преследующие целей присвоения прибыли её участниками, служащие общественному благу.

Отличительной чертой благотворительной деятельности является её служение интересам социально-незащищенных граждан и обслуживающих их учреждений, признанное обществом полезным.

       Принципы  меценатской и благотворительной деятельности:

  • общественная польза;
  • добровольность участия, бескорыстность;
  • независимость от правительства;
  • нейтральность в политическом, расовом, религиозном                          отношении;
  • демократические основы организации;
  • открытость для общественного контроля;
  • гласность целей и результатов деятельности.5

Какими бы ни были мотивационные начала меценатства – рациональными, эмоциальными, психологическими, религиозными, продиктованными традициями и т.п. – её результат должен быть, прежде всего, полезен другому человеку, обществу, а не самому жертводателю или его родным и близким, т.е. – быть бескорыстным.  

1.2. Виды и мотивы меценатской деятельности.

Многие  ли имена меценатов сохранились  в народной памяти? Заслуженным почётом и уважением окружены легендарные фигуры Третьякова, Мамонтова, Морозова, Станиславского и др.

Изучив  несколько исторических источников по данной теме, следует  выделить две группы меценатов. К первой относятся меценаты коллекционеры, а ко второй – меценаты организаторы.

Роль  коллекционеров состоит в покупке произведений культуры и искусства, составлении из них коллекции и передаче её обществу, государству.

Ярким представителем этой группы является Павел Михайлович Третьяков, родившийся в 1832 году в Москве.  Российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи.

 К  концу 1840-х гг. Третьяковы владели  пятью лавками в Старых торговых  рядах между Ильинкой и Варваркой. В 1865 г. он женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой. На попечении Третьякова лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 г. он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но и целыми собраниями. Так, в 1874 г. Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880 году. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 —первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

Информация о работе Меценатство - мнение людей