Итальянское искусство 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:01, реферат

Краткое описание

Уже с середины 16 века историческое развитие Италии характеризуется наступлением и победой феодально-католической реакции. Экономически слабая, раздробленная на отдельные самостоятельные государства, Италия оказывается не в силах противостоять натиску более могущественных стран — Франции и Испании. Длительная борьба этих государств за господство в Италии закончилась победой Испании, закрепленной мирным договором в Като-Камбрези (1559). С этого времени судьба Италии оказывается тесно связанной с Испанией.

Оглавление

o Италия в 17 веке
o Архитектура. Стиль барокко в архитектуре.
o Архитектура. Раннее барокко.
o Архитектура. Высокое, или зрелое, барокко.
o Архитектура. Архитектура барокко вне Рима.
o Изобразительное Искусство. Общая характеристика.
o Изобразительное Искусство. Раннее барокко.
o Изобразительное Искусство. Реалистическое течение.
o Изобразительное Искусство. Второе поколение художников болонской школы.
o Изобразительное искусство. Высокое, или зрелое, барокко.
o Изобразительное искусство. Позднее барокко.

Файлы: 1 файл

итальянское искусство 17век.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Лоренцо Бернини. Центральной фигурой искусства  высокого барокко является гениальный архитектор и скульптор Лоренцо Бернини (1599—1680). Скульптура мастера представляет неповторимое соединение всех характернейших черт стиля барокко. В ней органически слилась предельная острота реалистического изображения с безмерной широтой декоративного видения. К этому присоединяется непревзойденное владение техникой обработки мрамора, бронзы, терракоты.

    Сын скульптора, Лоренцо Бернини принадлежит  к мастерам, очень рано находящим  свой художественный язык и чуть ли не с первых шагов достигающим  зрелости. Уже около 1620 года Бернини создает несколько мраморных скульптур, принадлежащих к бесспорным шедеврам. 1623 годом датируется его статуя «Давид» (Рим, Галерея Боргезе). Она отличается необычайным мастерством реалистической передачи напряжения духовных и физических сил библейского героя, изображенного в момент бросания пращой камня. Двумя годами позднее выполняется группа «Аполлон, преследующий Дафну» (1620-е гг., Рим, Галерея Боргезе). Живописность форм бегущих фигур и исключительное совершенство обработки поверхностей дополняются редкой тонкостью выражения лиц Дафны, еще не чувствующей совершающейся метаморфозы (превращения ее в лавровое дерево), и Аполлона, понимающего, что настигнутая им жертва безвозвратно потеряна.

    Двадцатые и тридцатые годы 17 века — время понтификата Урбана VIII — упрочивают положение Бернини как ведущего художника Рима. Помимо многочисленных архитектурных работ он создает в этот же период ряд монументальных скульптур, портретов, равно как произведений чисто декоративного характера. Из последних к наиболее совершенным принадлежит возвышающийся на одной из площадей Рима «Фонтан Тритона» (1637). Причудливые очертания огромной раковины, которую поддерживают дельфины, и возвышающегося над ней тритона гармонируют со струями ниспадающих вод.

    Сильно  выраженной декоративности большинства  работ мастера могут быть противопоставлены  относящиеся к тому же этапу деятельности Бернини изумительные по реалистической остроте характеристик относящиеся  к 1630-м годам портреты Констанции Буонарелли (Флоренция, Национальный музей) и кардинала Сципионе Боргезе (Рим, Галерея Боргезе).

    Вступление  в 1640 году на папский престол Иннокентия X повлекло за собой временное отстранение  Бернини от руководящей роли в  строительстве и украшении Рима. За короткий промежуток, отделяющий его от вновь наступающего затем официального признания, Бернини выполняет ряд новых замечательных произведений. Имея в виду временное непризнание своих художественных заслуг, он создает иносказательную группу «Истина, которую раскрывает Время». Фигура времени осталась неисполненной, но сидящая аллегорическая женская фигура поражает чрезвычайной выразительностью реалистических форм.

    Шедевром  монументальной скульптуры барокко  явилась знаменитая группа «Экстаз  св. Терезы», украшающая капеллу Корнаро римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория (1645—1652), Над склонившейся в состоянии экстаза святой является ангел со стрелой в руке. Чувства Терезы выражены со всей неумолимостью реалистической передачи. Трактовка ее широкого одеяния и фигуры ангела заключает в себе черты декоративности. Белый цвет мраморной группы, помещенной на фоне золотых лучей, сливается с красочными оттенками цветного мрамора архитектурного окружения в нарядный цветовой ансамбль. Тема и исполнение очень характерны для стиля итальянского барокко.

    1628—1647 годами датируется еще одно  из капитальнейших созданий Бернини  — надгробие папы Урбана VIII в  соборе св. Петра в Риме. По  величавой выразительности замысла  и мастерству пластического решения  памятник этот принадлежит к  замечательнейшим произведениям надгробной скульптуры. На фоне выложенной цветным мрамором ниши возвышается белый постамент с выразительной бронзовой фигурой папы. Его поднятая для благословения рука сообщает фигуре грозное величие. Ниже по сторонам зеленого мраморного саркофага стоят белые фигуры, олицетворяющие добродетели Урбана VIII — мудрую Справедливость и Милосердие. Вырастающая из-за саркофага бронзовая полуфигура крылатого скелета прикрепляет к постаменту доску с начертанным именем покойного.

    Период  временного непризнания Бернини сменяется вскоре при том же Иннокентии X признанием его официальным главой римской школы, и чуть ли не с большей славой, чем прежде. Из скульптурных работ второй половины деятельности Бернини можно отметить грандиозную бронзовую кафедру собора св. Петра в Риме, фигуру скачущего на коне императора Константина (там же) и в особенности создание нового типа портрета, лучшим образом которого представляется мраморный бюст Людовика XIV, исполненный мастером во время пребывания его в 1665 году (по приглашению французского двора) в Париже. При сохранении выразительности черт лица главное внимание сосредоточивается теперь на декоративности целого, достигаемой живописной трактовкой ниспадающих локонов огромного парика и как бы подхваченных ветром развевающихся драпировок.

    Наделенное  исключительной экспрессивностью, оригинальностью  изобразительного стиля и совершенством  технического мастерства, искусство  Бернини нашло бесчисленных поклонников  и подражателей, оказавших влияние  на пластическое искусство Италии и других стран. 

    Пъетро  да Нортона. Из живописцев наиболее показательным  для стиля высокого барокко является Пьетро Берреттини да Нортона (1596—1669). Он выдвинулся первоначально своими многофигурными станковыми картинами («Победа Александра Македонского над Дарием», «Похищение сабинянок» — 1620-е годы, обе — Капитолийский музей, Рим), в которых обнаружил глубокое знание материальной культуры Древнего Рима, приобретенное в результате изучения памятников античности. Но главные завоевания Нортоны относятся к области монументально-декоративных росписей. Между 1633 и 1639 годами он исполняет грандиозный плафон в Палаццо Барберини (Рим), являющийся ярким образцом декоративной живописи барокко. Плафон прославляет главу дома Барберини папу Урбана VIII. В пространстве, охваченном тяжелой прямоугольной рамой, изображена окруженная множеством аллегорических персонажей фигура Божественной Премудрости. Слева над ней взлетает к небесам стройная девушка с венцом звезд в поднятых руках, олицетворяющая Бессмертие. Еще выше мощные фигуры Муз, служащие напоминанием о поэтической деятельности Урбана VIII, несут огромный венок, в центре которого летят три пчелы герба Барберини. По бокам рамы, на закруглении перехода к стенам, изображены мифологические сцены, в иносказательной форме рассказывающие о деятельности папы. Богатству живописных мотивов, разнообразию и жизненности образов отвечает звучная красочность целого.

    Характерное для монументального стиля Нортоны  органическое слияние в единую декоративную систему архитектоники композиций, живописи и пластической орнаментации нашло наиболее полное выражение в росписи ряда залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е гг.), обозначаемых именами богов Олимпа. Прославление на этот раз дома Медичи отличается необычайным разнообразием композиций. Наиболее интересен тот плафон, который украшает «Зал Марса» и гласит о воинских добродетелях владельцев Палаццо. Присущие этому изображению динамика, асимметрия построения, как и иррациональность композиции, выражающаяся в том, что легкие фигурки амуров поддерживают массивнейший каменный герб Медичи, принадлежат к крайним выражениям стиля барокко, достигшего полноты своего развития.

    В то же время реалистические тенденции  находят свое развитие в творчестве ряда итальянских мастеров, преимущественно работавших вне Рима.

    Сальватор Роза. К числу наиболее оригинальных художников середины 17 века принадлежит  Сальватор Роза (1615—1673), который  был не только живописцем, но и поэтом, памфлетистом и актером. Уроженец Неаполя, где влияние школы Караваджо было особенно стойким, Роза близок к последнему реальностью образов и манерой живописи с темными тенями. Тематика творчества этого художника чрезвычайно разнообразна, но наиболее важными для истории искусства являются его многочисленные сцены сражений и пейзажи. В батальных композициях в полную силу проявился бурный темперамент художника. Подобный батальный жанр, подхваченный подражателями, получит широкое распространение во всем европейском искусстве. Пейзажи мастера, изображающие скалистые морские побережья, в силу мотивов изображенной природы, динамики композиции, резкой контрастности освещения и эмоциональности общего решения могут быть названы романтическими. Тем самым их можно противопоставить и классическим ландшафтам каррачиевской школы и острореалистическим пейзажам северных школ. Среди крупнофигурных картин Розы выделяются хранящиеся в Эрмитаже «Одиссей и Навсикая» (1650-е гг.) и «Демократ, удивляющийся ловкости Протагора» (того же времени). Они служат прекрасными примерами повествовательного стиля и живописной техники мастера.

    С шестидесятых годов 17 века открывается  последняя, наиболее длительная фаза развития барочного искусства Италии, так  называемое «позднее барокко». Оно  характеризуется меньшей строгостью построения композиций, большей легкостью фигур, особенно заметной в женских образах, нарастающими тонкостями колорита и, наконец, дальнейшим усилением декоративности.

    Джованни  Баттиста Гаули. Главнейшим выразителем  новых тенденций живописи является Джованни Баттиста Гаули (1639—1709), известный и как станковист и как художник, создавший ряд фресок. Его искусство тесно примыкает к искусству позднего Бернини. К лучшим работам Гаули принадлежат его ранние, выдержанные в светлых тонах росписи парусов церкви Сант-Аньезе-ин-пьяцца-Навона в Риме (ок. 1665). Вместо евангелистов, наиболее распространенных в этих местах церковной архитектуры, Гаули изобразил отличающиеся легкостью форм аллегорические сцены христианских добродетелей. Особенно привлекательна та, в которой представлены две юные девушки, из которых одна возлагает венок цветов на другую. Произведениями зрелого стиля Гаули являются росписи плафона, купола и конхи абсиды главной церкви иезуитского ордена Иль-Джезу в Риме (1670-е—начало 1680-х гг.). Этот плафон, известный под названием «Поклонение имени Иисуса», очень показателен для стиля позднего барокко. Среди написанной архитектуры, продолжающей реальные формы церкви, представлено уходящее в глубину небесное пространство, заполненное неисчислимыми фигурами, как волны переливающимися от темных к все более светлым группам. Другим видом живописных работ мастера являются его лишенные всяких декоративных прикрас, психологически великолепно охарактеризованные портреты современников («Папа Климент IX», Рим, Галерея св. Луки; «Портрет Бернини», Рим, Галерея Корсини).

    Андреа  Поццо. Искание иллюзорности архитектонических  построений достигает своего высшего  развития в творчестве Андреа Поццо (1642—1709). Его капитальнейшее произведение — плафонная фреска церкви Сен-Иньацио  в Риме, обозреваемая из центрального нефа, изображенными на ней ярусами террас, аркад, колоннад вздымающихся стен, над которыми среди множества фигур выделяется Игнатий Лойола, — создает иллюзию архитектурного пространства. Подобно другим аналогичным плафонам, стройность и правильность построения сразу же нарушаются, как только зритель отходит от точки, на которую она была рассчитана.

    К наиболее известным мастерам декоративной живописи принадлежит также неаполитанец Лука Джордано (1632—1705). Талантливый  и чрезвычайно плодовитый мастер, он был все же лишен внутренней силы и оригинальности и нередко подражал другим художникам. К лучшим его работам принадлежит прославляющий род Медичи плафон флорентийского Палаццо Рикарди.

    В области станковой живописи из современников  названных художников выделяется принадлежащий римской школе конца 17 века Карло Маратта (1625—1713). Он занял место крупнейшего представителя позднего барокко. Его алтарные картины отличаются плавностью линий и величавым спокойствием композиций. Столь же сильным художником он обнаружил себя и в области портрета. Среди его работ выделяется острый по характеристике и великолепный по живописи эрмитажный «Портрет папы Климента IX» (1669). Работавший в Неаполе Франческо Солимена (1657—1749) в своих библейских и аллегорических картинах резкими контрастами света и тени приводит на память приемы Караваджо, но использует их в чисто декоративных композициях. Поздний болонец Джузеппе Мария Креспи (1664—1747), являющийся одним из одареннейших художников рассматриваемого периода, оказал сильное влияние на живопись 18 века. Мастера характеризует сильно выраженная реалистическая направленность. Она проявляется как в религиозных композициях, так еще нагляднее в его бытовых картинах («Кончина святого Иосифа», ок. 1712 г., Эрмитаж; «Серия Таинств», 1710-е гг., Дрезденская галерея).

Информация о работе Итальянское искусство 17 века