Итальянское искусство 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:01, реферат

Краткое описание

Уже с середины 16 века историческое развитие Италии характеризуется наступлением и победой феодально-католической реакции. Экономически слабая, раздробленная на отдельные самостоятельные государства, Италия оказывается не в силах противостоять натиску более могущественных стран — Франции и Испании. Длительная борьба этих государств за господство в Италии закончилась победой Испании, закрепленной мирным договором в Като-Камбрези (1559). С этого времени судьба Италии оказывается тесно связанной с Испанией.

Оглавление

o Италия в 17 веке
o Архитектура. Стиль барокко в архитектуре.
o Архитектура. Раннее барокко.
o Архитектура. Высокое, или зрелое, барокко.
o Архитектура. Архитектура барокко вне Рима.
o Изобразительное Искусство. Общая характеристика.
o Изобразительное Искусство. Раннее барокко.
o Изобразительное Искусство. Реалистическое течение.
o Изобразительное Искусство. Второе поколение художников болонской школы.
o Изобразительное искусство. Высокое, или зрелое, барокко.
o Изобразительное искусство. Позднее барокко.

Файлы: 1 файл

итальянское искусство 17век.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Областной Университет 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по истории искусств

на тему:

Итальянское искусство 17 века. 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка заочного отделения 

33 группы  факультета ИЗО и НР

Минакова  Евгения Юрьевна.

Проверила: 
 
 
 
 

Москва 2009

    Содержание

    • Италия в 17 веке
    • Архитектура. Стиль барокко в архитектуре.
    • Архитектура. Раннее барокко.
    • Архитектура. Высокое, или зрелое, барокко.
    • Архитектура. Архитектура барокко вне Рима.
    • Изобразительное Искусство. Общая характеристика.
    • Изобразительное Искусство. Раннее барокко.
    • Изобразительное Искусство. Реалистическое течение.
    • Изобразительное Искусство. Второе поколение художников болонской школы.
    • Изобразительное искусство. Высокое, или зрелое, барокко.
    • Изобразительное искусство. Позднее барокко.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Уже с середины 16 века историческое развитие Италии характеризуется наступлением и победой феодально-католической реакции. Экономически слабая, раздробленная  на отдельные самостоятельные государства, Италия оказывается не в силах  противостоять натиску более могущественных стран — Франции и Испании. Длительная борьба этих государств за господство в Италии закончилась победой Испании, закрепленной мирным договором в Като-Камбрези (1559). С этого времени судьба Италии оказывается тесно связанной с Испанией. За исключением Венеции, Генуи, Пьемонта и Папской области, Италия в течение почти двух столетий была фактически на положении испанской провинции. Испания вовлекала Италию в разорительные войны, которые часто шли на территории итальянских государств, содействовала распространению и укреплению в Италии феодальной реакции, как в экономике, так и в культурной жизни.

    Господствующее  положение в общественной жизни  Италии занимали аристократия и высшее католическое духовенство. В условиях глубокого экономического упадка страны лишь крупные светские и церковные феодалы еще располагали значительными материальными богатствами. Итальянский народ — крестьяне и горожане — находился в крайне тяжелом положении, был обречен на нищету и даже на вымирание. Протест против феодального и иноземного гнета находит выражение в многочисленных народных восстаниях, вспыхивавших на протяжении 17 века и принимавших порой грозный размах, как, например, восстание Мазаньелло в Неаполе.

    Общий характер культуры и искусства Италии в 17 веке был обусловлен всеми особенностями ее исторического развития. Именно в Италии зарождается и получает наибольшее развитие искусство барокко. Однако, будучи господствующим в итальянском искусстве 17 века, это направление не было единственным. Кроме него и параллельно с ним развиваются реалистические течения, связанные с идеологией демократических слоев итальянского общества и получающие значительное развитие во многих художественных центрах Италии.

    Монументальная  архитектура Италии 17 века удовлетворяла  почти исключительно запросы католической церкви и высшей светской аристократии. В этот период строятся главным образом церковные сооружения, дворцы и виллы.

    Тяжелое экономическое положение Италии не давало возможности возводить  очень крупные сооружения. Вместе с тем церковь и высшая аристократия нуждались в укреплении своего престижа, своего влияния. Отсюда — стремление к необычным, экстравагантным, парадным и острым архитектурным решениям, стремление к повышенной декоративности и звучности форм.

    Строительство импозантных, хотя и не столь крупных сооружений способствовало созданию иллюзии социального и политического благополучия государства.

    Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в культовых, церковных  сооружениях; его архитектурные  формы как нельзя лучше отвечали религиозным принципам и обрядной стороне воинствующего католицизма. Строительством многочисленных церквей католическая церковь стремилась укрепить и усилить свой престиж и влияние в стране.

    Стиль барокко, вырабатывавшийся в архитектуре  этого времени, характеризуется, с одной стороны, стремлением к монументальности, с другой — преобладанием декоративного и живописного начала над тектоническим.

    Подобно произведениям изобразительного искусства, памятники архитектуры барокко (особенно церковные сооружения) рассчитаны были на усиление эмоционального воздействия на зрителя. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства и архитектуры Ренессанса, уступило свое место началу иррациональному, статичность, спокойствие — динамике, напряжению.

    Барокко — стиль контрастов и неравномерного распределения композиционных элементов. Особое значение в нем получают крупные и сочные криволинейные, дугообразные формы. Для сооружений барокко характерны — фронтальность, фасадность построения. Здания воспринимаются во многих случаях с одной стороны — со стороны главного фасада, нередко заслоняющего объем сооружения.

    Барокко уделяет большое внимание архитектурным  ансамблям — городским и парковым, однако ансамбли этого времени основаны на иных началах, чем ансамбли Ренессанса. Барочные ансамбли Италии строятся на декоративных принципах. Для них характерны изолированность, сравнительная независимость от общей системы планировки городской территории. Примером может служить самый крупный ансамбль Рима — площадь перед собором св. Петра.

    Колоннады и декоративные стенки, замыкающие пространство перед входом в собор, прикрыли беспорядочную, случайную  застройку, находящуюся за ними. Между  площадью и примыкающей к ней  сложной сетью проулков и случайных  домов нет связи. Отдельные здания, входящие в состав барочных ансамблей, как бы утрачивают свою самостоятельность, всецело подчиняясь общему композиционному замыслу.

    Барокко по-новому поставило проблему синтеза  искусств. Скульптура и живопись, играющие в зданиях этого времени очень  большую роль, переплетаясь между собой и нередко заслоняя или иллюзорно деформируя архитектурные формы, способствуют созданию того впечатления насыщенности, пышности и великолепия, которое неизменно производят памятники барокко.

    Огромное  значение для формирования нового стиля имело творчество Микеланджело. В своих произведениях он разработал ряд форм и приемов, которые были использованы позже в архитектуре барокко. Архитектор Виньола также может быть охарактеризован как один из непосредственных предшественников барокко; в его произведениях можно отметить целый ряд ранних признаков этого стиля.

    Новый стиль — стиль барокко в  архитектуре Италии — приходит на смену Ренессансу в 80-х годах 16 века и развивается на протяжении всего 17 и первой половины 18 столетия.

    Условно, в пределах архитектуры этого  времени, могут быть выделены три  этапа: раннее барокко — с 1580-х  до конца 1620-х годов, высокое, или  зрелое, барокко — до конца 17 века и позднее — первая половина 18 века.

    Первыми мастерами барокко принято считать  архитекторов Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Они принадлежали к следующему поколению по отношению к Виньоле, Алесси, Амманати, Вазари и закончили свою деятельность в начале 17 века. Вместе с тем, как ранее отмечалось, в творчестве этих мастеров продолжали еще жить традиции позднего Ренессанса.

    Джакомо делла Порта. Джакомо делла Порта (1541—1608) был учеником Виньолы. Раннее его сооружение — церковь Сайта  Катарина в Фунари (1564) — по своему стилю принадлежит еще Ренессансу. Однако фасад церкви дель Джезу, которую этот зодчий заканчивал после смерти Виньолы (с 1573 г.), значительно барочнее первоначального проекта его учителя. Фасад этой церкви с характерным делением на два яруса и боковыми волютами, план сооружения явились образцом для целого ряда католических церквей в Италии и других странах. Джакомо делла Порта завершил после смерти Микеланджело постройку большого купола собора св. Петра. Этот мастер явился также автором известной виллы Альдобрандини во Фраскати близ Рима (1598—1603). Как обычно, главный корпус виллы расположен на склоне горы; к главному входу подводит двухсторонний закругляющийся пандус. С противоположной стороны к зданию примыкает сад. У подножия горы расположен полукруглый в плане грот с арками, над ним находится водяной каскад в обрамлении лестниц. Само здание очень простой призматической формы завершено огромным разорванным фронтоном.

    В композиции виллы, в составляющих ее парковых сооружениях и в характере  пластических деталей ясно проявляется  стремление к нарочитой красивости, рафинированности архитектуры, столь характерной для барокко в Италии.

    В рассматриваемое время окончательно складывается система итальянского парка. Она характеризуется наличием единой оси парка, расположенного на склоне горы с многочисленными спусками и террасами. На этой же оси располагается и главное здание. Характерным примером подобного комплекса и является вилла Альдобрандини.

    Доменико  Фонтана. Другим крупным архитектором раннего барокко явился Доменико Фонтана (1543—1607), который принадлежал  к числу римских преемников Микеланджело и Виньолы. Наиболее крупной его работой является Латеранский дворец в Риме. Дворец в том виде, который придал ему Фонтана, представляет собой почти правильный квадрат с заключенным внутри квадратным же двором. Фасадное решение дворца полностью основано на архитектуре палаццо Фарнезе — Антонио Сангалло Младшего. В целом дворцовое строительство Италии 17 века основано на дальнейшем развитии того композиционного типа дворца-палаццо, который был выработан архитектурой эпохи Возрождения.

    Совместно со своим братом Джованни Фонтана  Доменико соорудил в Риме в 1585—1590 годах  фонтан Аква Паоло (без аттика, выполненного позднее Карло Мадерна). Его архитектура  основана на переработке форм античных триумфальных арок.

    Карло Мадерна. Ученик и племянник Доменико Фонтана — Карло Мадерна (1556—1629) окончательно укрепил новый стиль. Творчество его является переходным к периоду развитого барокко.

    Ранняя  работа Мадерна — фасад раннехристианской  базилики Сусанны в Риме (ок. 1601 г.). Созданный на основе схемы фасада церкви дель Джезу, фасад церкви Сусанны четко расчленен ордерами, оформлен статуями в нишах и многочисленными орнаментальными украшениями.

    В 1604 году Мадерна был назначен главным  архитектором собора св. Петра. По приказу  папы Павла V Мадерна составил проект расширения собора путем пристройки передней, входной части. Духовенство настаивало на удлинении греческого креста до формы латинского, что соответствовало традиции церковного зодчества. Кроме того, габариты собора Микеланджело не охватывали полностью места, где находилась древняя базилика, что было недопустимо с точки зрения служителей церкви.

    В результате при постройке нового переднего фасада собора Мадерна  совершенно изменил первоначальный замысел Микеланджело. Последний  задумал собор стоящим в центре большой площади, которая позволяла бы обойти здание вокруг и увидеть его со всех сторон. Мадерна же своей пристройкой закрыл от зрителя боковые стороны собора: ширина фасада превышает ширину продольной части храма. Удлинение здания привело к тому, что купол собора св. Петра воспринимается полностью лишь на очень большом расстоянии, по мере приближения к зданию он постепенно скрывается за фасадной стеной.

    Второй  период архитектуры барокко —  период зрелости и расцвета стиля  — связан с творчеством крупнейших мастеров: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Райнальди — в Риме, Б. Лонгена — в Венеции, Ф. Риккини — в Милане, Гварино Гварини — в Турине.

    Лоренцо Бернини. Центральной фигурой зрелого  барокко является Лоренцо Бернини (1598—1680). Он был не только архитектором, но и самым крупным скульптором 17 века в Италии.

    С 1629 года Бернини, после смерти Мадерны, продолжал постройку собора св. Петра. В 1633 году он построил в соборе над  главным куполом большую бронзовую  сень, поддерживаемую четырьмя витыми деконструктивными в своей основе колоннами. Согласно традиции, эта сень считается условно первым произведением зрелого барокко. Выполненная Бернини внутренняя отделка собора была подсказана ему проектом Микеланджело. Эта отделка является замечательным образцом церковного интерьера барокко.

Информация о работе Итальянское искусство 17 века