Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа
Европейскую философию Нового времени XVII–XIX веков принято называть классической. Это время создания оригинальных философских концепций, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации и стремлением к приобретению научного статуса. Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в эпоху Возрождения, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.
1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени
Европейскую философию Нового времени XVII–XIX веков принято называть классической. Это время создания оригинальных философских концепций, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации и стремлением к приобретению научного статуса. Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в эпоху Возрождения, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.
Развитие такого рода философии неразрывно связано с социальными и научными изменениями, имевшими место в европейской культуре этой эпохи.
Контуры новоевропейской культуры стали обрисовываться в XVI столетии. Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, была уже зародышем культуры нового типа. Она положила дорогу к переосмыслению догматов христианства. «Мышление становится более независимым и мы теперь покидаем его единство с теологией; оно отделяется от последней подобно тому, как оно и у греков также отделилось от мифологии»1. Духовная атмосфера в обществе изменилась, что привело к активизации социальной жизни и утверждению нового активного сословия – буржуазии. Усиливается борьба против сословно-феодальной государственности и церкви. Английская революция в XVII веке, а затем французская в XVIII – вехи, ознаменовавшие наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры. «Новизна этой эпохи – в освобождении экономической, политической и духовной жизни от пут европейского феодализма»2.
XVII век нес с собой подъем чувства личности и продолжил присущее эпохе Возрождения разрушение средневековой, феодальной системы ценностей, начатое итальянскими гуманистами. «Не покорный долгу рыцарь и не благочестивый монах-отшельник, а предприимчивый купец и любознательный ученый становятся теперь олицетворениями человеческого идеала»3.
Развитие нового – буржуазного
– общества в эпоху Возрождения
и Нового времени порождает изменения
не только в экономике, политике и
социальных отношениях, оно меняет
и сознание людей. Важнейшим фактором
такого изменения оказывается наука,
и прежде всего экспериментально-
Возникновение того типа научно-рациональной деятельности, который формируется в естествознании XVII-XVIII вв. является выдающимся достижением в человеческой мысли, по праву заслуживает звания «научной революции Нового времени». «В этом типе науки нашли свое воплощение и развитие идеалы и принципы классической рациональности, значимость которых выходит за рамки собственно науки и составляет основу в целом рационального сознания эпохи Нового времени и Просвещения»5.
Развитие философии было неразрывно связано с ходом научной революции, сопровождая, стимулируя и поддерживая ее и получая от нее взамен импульс к переменам. «С началом Нового времени философия стала утверждаться как совсем независимая сила в интеллектуальной жизни. Точнее говоря, философия начала освобождаться от пут религии, дабы вступить в новый союз с наукой»6.
Становление науки Нового времени связано с глубокими методологическими переменами. «В Древнем мире боже существовала богатая наука – геометрия греков, юриспруденция и естественная история римлян, алгебра арабов. Однако она была умозрительной и созерцательной. Наука Нового времени ориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца»7
При рассмотрении проблем, стоящих
перед философией науки XVII века,
следует учитывать специфику нового типа
науки – экспериментально-
Поскольку материализм соответствует интересам наук, в это время наблюдается переход от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом для которого все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм же является учением, признающим разум единственным источником познания.
Законами развития и движения мира понимаются только механические законы. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим. Разрабатываются новые методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
Становление и развитие новоевропейской
философии происходило в тесной
связи с зарождающейся
Опыт и эксперимент
в понимании философов-
В XVII-XVIII столетии идеалы и
нормативы естественнонаучного
исследования сплавлялись с целым
рядом конкретизирующих положений,
которые выражали установки механического
понимания природы. Объяснение истолковывалось
как поиск механических причин и
субстанций – носителей сил, которые
детерминируют наблюдаемые
В соответствии с этими
установками строилась и
В результате «научной революции»
рождается новый образ мира, с
новыми религиозными и антропологическими
проблемами. Вместе с тем возник
и новый образ науки –
Формируется знания, которое,
в отличие от предшествующего, средневекового,
объединяет теорию и практику, науку
и технику и создает новый
тип ученого: не средневекового философа,
не гуманиста, не мага, астролога или
даже ремесленника или художника
Возрождения. «Этот новый тип
ученого, рожденный научной революцией,
– больше не маг или астролог,
владеющий частным знанием
Научная революция породила современного ученого-экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все более строгим благодаря новым измерительным приборам, все более и более точным. Деятельность ученого нового типа часто протекает вне (а то направлена и против) старых структур знания, например университетов. В XVI и XVII вв. университеты и монастыри теряют положение единственных центров культуры. Инженер или архитектор, который проектирует каналы, плотины, укрепительные сооружения, занимает равное или даже более престижное положение, чем врач, придворный астроном, профессор университета.
2. Эмпиризм и
рационализм – главные
Общая ориентация на практическую
эффективность, полезность научного знания
в философии Нового времени была
реализована в двух вариантах
– эмпиризме и рационализме, конкурентная
борьба между которыми во многом определила
и духовную атмосферу эпохи в
целом, и ряд существенных различий
между «островной» и «
Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон. Бэкон, как и большинство мыслителей его эпохи, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки относительно понимания Средних веков. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой.
Ф. Бэкон начинает свое программное
сочинение «Новый органон» противопоставлением
двух позиций – абсолютного
Если чувственный опыт превратить из случайного и хаотичного в систематически-методический, т.е в научный эксперимент, тогда последний станет носителем всеобщего, сущности, «формы природы», источником доказательного необходимого знания всеобщих аксиом. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте»11. Такой организованный эксперимент способен «вырвать у природы ее тайны». Тайны природы – это скрытые за явлениями всеобщие «формы природы», те сущности или божественные архетипы, которые запечатлены материальному миру Творцом в акте творения. «Бэконовский «эксперимент» далек от античного опыта, всматриваясь в который «умным зрением», философ мог извлекать из него универсальное, достоверное знание. Бэконовский «эксперимент» – это компонент vita activa, это осуществление дарованной человеку богом власти над природой. Бэкон приходит к утверждению достижимости достоверного знания»12.
Будучи материалистом, Бэкон рассматривал практическую эффективность знаний как доказательство их истинности, а их истинность – как залог последующего успешного их практического применения. Бэкон говорит, знание есть сила, и тот, кто овладеет знаниями будет могущественен. «Мы столько можем, сколько мы знаем». Механизм практического применения знаний основан на том, что из них вытекают руководства к действию.
Учение Бэкона о методе познания начинается с критической его части, движимой, как и у Декарта, сомнением во всем. Бэкон атакует схоластику и раскрывает слабые стороны человеческих познавательных способностей. Эти слабости ведут не к каким-то случайным просчетам и ложным шагам, а к неизбежно возникающим заблуждениям, преодолеть которые можно только тогда, когда мы хорошо разберемся в механизме самой человеческой природы.
Таков источник рассуждения Бэкона о «призраках» познания. «Деятельность человека очень противоречива; возможности его огромны, велики его способности, но он запутывается в своих собственных слабостях. Так порожденные разумом слова обращают свою силу против разума»13.
Кроме разума, источником призраков
является чувственная структура
человеческой природы, а с другой
стороны – сетка
Бэкон пишет о четырех видах призраков. Первые два из них коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными ей, два последних восходят к ней опосредованно, поскольку порождаются особенностями социальной жизни и психологии.
Первый вид заблуждения
– это «призраки рода». Они
свойственны всему
Второй вид заблуждений
– «призраки пещеры» –
Третий вид – «призраки рынка» возникают из неточности нашего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает исследуемый предмет.
Четвертый вид – «призраки театра» производны от третьих. Искажающее воздействие ложных теорий и философских учений.
Освободившись от призраков разум должен избрать метод познания для его усовершенствования и преимущественного применения. «Ведь познавать, предупреждает Бэкон, можно только вполне определенным методом, чуждым эклектическим шатаниям и непоследовательности. Такой метод сможет стать настоящим «искусством изобретения», и только от существенных перемен в методе мышления ожидает Бэкон господства людей над природой»14. Какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижимо освобождение разума от «призраков» для восприятия природных форм. Нужна процедура из двух частей: первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в выведении новых экспериментов из аксиом. Но что нужно сделать, чтобы извлечь аксиомы из опыта. По Бэкону путь, которым надо следовать, – это путь индукции, но «законной и истинной индукции, дающей ключ к интерпретации»15, а не аристотелевской индукции. Последняя, по мнению Бэкона, – индукция путем простого перечисления отдельных случаев; она очень быстро переходит на опыт и частности, следуя дурной привычке ума немедленно перескакивать от незначительного опыта к абстрактным идеям, сразу приступает к общим, бесполезным понятиям. Такая индукция скользит по фактам, в то время как индукция путем элиминации постигает форму, или суть явлений.