Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа
Европейскую философию Нового времени XVII–XIX веков принято называть классической. Это время создания оригинальных философских концепций, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации и стремлением к приобретению научного статуса. Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в эпоху Возрождения, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.
Если в Англии на формирование
новой науки оказало
«Декарт понял, что в новом быстро развивающемся мире нужен уже другой ум: не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, не застывший от бога сформированный ум средневековья, но ум динамичный, способный изменяться, отстраняться от самого себя; ум способный к критике и самопроверке»16
Учение Декарта представляло
собой одну из первых и значительных
систем рационализма, в которой нашли
отражение глубинные
Главным методом познания и исходной точкой всякого размышления Декарт видит сомнение. Его задачей является отмена прежнего типа сознания для постройки новой культуры – культуры рациональной в своем существе. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название «универсальной математики» и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой. Научное знание, по мнению Декарта, составляют не отдельные открытия, а всеобщая понятийная сетка, в которой необходимо заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины, что не составляет большого труда. Согласно Декарту, именно математика должна стать главным средством познания природы.
Декарт подвергает тщательному и точному исследованию все философские вопросы и признает истинными только те идеи, что предстают перед разумом ясными, отчетливыми и свободными от внутренних противоречий. В этом состоит метод для достижения абсолютной определенности. Именно рационально выверенная критика должна преодолеть те недостоверные сведения о мире, которые предоставляют человеку его ощущения или же воображение. «Встав на такой путь, Декарт заявил о себе как о втором Аристотеле и основал науку, которая впоследствии должна привести человека к новой эпохе практического знания, мудрости и благоденствия»17.
Таким образом, скептицизм в
союзе с математикой породил
картезианскую революцию в
«В качестве достоверного знания, способного выдержать любые испытания «на скепсис», Декарт выдвигает только то, что находится в полном подчинении сознанию и может быть удостоверено с помощью ясного и внимательного ума. К такого рода истинам относятся утверждение «Мыслю, следовательно существую» и ряд метафизических и математических истин. В области суждений не о мышлении, а о физическом мире, согласно Декарту, возможны только более или менее вероятные гипотезы»18.
Декарт определяет бытие, прежде всего как Ego cogito. Декартовское «я мыслю» означает «я полагаю», «я удостоверяю», поскольку истина понимается им как достоверность, уверенность и неопровержимость. То есть, только разумно выверенное и оправданное может быть допущено как истинное. На этом основании зиждется в целом вся наука, созидающая в Новое время свои предметы и понятия, конституирующая само сущее. «Весь смысл и дух картезианской философии – я есть вещь, но – мыслящая. Как вещь я состою из тела и души. И как таковая занимаю место в непрерывной причинной цепи, которая охватывает весь мир, включая в себя все существа этого мира. Но я мыслящая вещь и поэтому могу выскочить из этой цепи»19
В вопросах познания мира Декарт возводит человеческий разум на пьедестал верховного авторитета, который способен познать определенную метафизическую истину и достигнуть определенного научного понимания материального мира. «Только один интеллект способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти»20. Изначальная непогрешимость, которая некогда приписывалась Библии или папе римскому, ныне была перенесена на человеческий разум.
2. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Рене Декарта.
Рене Декарт (1596—1650) —
французский математик и
Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог. А к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии бога" ', от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.
Сотворенный мир Декарт делит
на два рода субстанций - духовные и
материальные. Главное определение
духовной субстанции - ее неделимость,
важнейший признак материальной
- делимость до бесконечности. Здесь
Декарт воспроизводит античное понимание
духовного и материального
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур.
Рене Декарт в своей работе "Рассуждения о методе" приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Все идеи Декарт подразделил на две группы: пришедшие из чувств и врожденные. Именно врожденные обладают полной достоверностью. К ним относит идею бога, математические аксиомы и т.п. Он приходит к выводу, что единственный достоверный факт есть мышление: "Мыслю, следовательно, существую"'.
Декарт, Спиноза, Лейбниц
относятся к приверженцам дуалистического
понимания мира. Декарт допускает
два независимых друг от друга
первоначала: нематериальную, или "мыслящую
субстанцию", и материальную, или
"протяженную субстанцию". Эти
две субстанции существуют как бы
параллельно. Их изучением занимается
метафизика и физика. Первая исследует,
прежде всего, духовную субстанцию, связанные
с ней принципы познания и бытия.
Вторая представляет философию природы.
В ней дается учение о возникновении
мира, развитии жизни на Земле (согласно
законам природы), рассматривается строение
тела животных и человека как сложных
машин, подчиненных законам механики.
Р. Декарт пишет даже работу "Животное-машина".
В основу космогонии он положил идею естественного
развития солнечной системы, обусловленного
свойствами движения материи и ее разнородных
частиц. Он приписывает материи самостоятельную
творческую силу, считая основой или причиной
движения частиц материи их вихревое вращение.
Движение понималось Декартом как механическое
- перемещение тел в пространстве. Таким
образом, Декарт вступает в противоречие
сам с собой: он признает пространство
как протяженность тела, но движение понимает
как перемещение тел относительно других
тел, что означает признание пространства
как пустоты.
Ставя вопрос о первоначальной
причине движения, он ссылается на
Бога, который сотворил мир и сохраняет
в материи вложенное при
1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб. – 1994. –Т. 3. – С. 354.
2 Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебн. пособие. – М. – 2003. – С. 280.
3 Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М. – 1974. – С. 5.
4 Галилей Г. Избранные труды. В 2 т. – Т.1. – М. – 1964. – C.340.
5 Касавин И.Т., Лекторский В.А., Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. / Вестник Российской Академии наук. – №11. – 2005. – С. 1028-1038. – C. 1029.
6 Тарнас Р. История западного мышления. – М. – 1995. – C. 78.
7 Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебн. пособие. – М. – 2003. – С. 280.
8 Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М. – 1997. – C. 170.
9 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб. – 2002. – с. 151.
10 Бэкон Ф. Новый органон. / Сочинения. В 2 т. – Т. 2. – М. – 1972. – С. 7.
11 Бэкон Ф. Новый органон. / Сочинения. В 2 т. – Т. 2. – М. – 1972. – С. 35.
12 Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М. – 1997. – С. 167.
13 Бэкон Ф. Новый органон. / Сочинения. В 2 т. – Т. 2. – М. – 1972. – С. 25.
14 Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М. – 1974. – С. 34.
15 Бэкон Ф. Новый органон. / Сочинения. В 2 т. – Т. 2. – М. – 1972. – С. 95.
16 Бессонов Б.Н. Философия Р. Декарта // Социально-гуманитарные знания. – №6. – 1999. – С. 78.
17 Тарнас Р. История западного мышления. – Москва. – 1995. – С. 99.
18 Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М. – 1997. – С. 178.
19 Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М. – 1993. – С. 262.
20 Декарт Р. Рассуждение о методе. / Декарт Р. Избранные произведения. – М. – 1950. С. 121.