История «Расстрелянного возрождения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Главными составляющими новейшей элиты, её мировоззрения был бунт, самостоятельность мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своем это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу.

Оглавление

1.История «Расстрелянного возрождения»………………………………..2
2. «Расстрелянное возрождение» в литературе…………………………....3
3. «Расстрелянное возрождение» в живописи. М. Бойчук………………...5
3.1. Творческий взлет;……………………………………………………5
3.2. Жертва наветов;……………………………………………………..6
4. Театр «Расстрелянного возрождения». Л. Курбас……………………...9
5. Заключение………………………………………………………………...13
6. Список литературы………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Расстрелянное Возрождение.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

     В мае 1921 г. тогдашний нарком  образования УССР Гринько вызывал  Курбаса в Харьков и предложил,  на базе своего коллектива  создать первый государственный  центральный образцовый театр.  Лесь Курбас соглашается. Он  переезжает вместе с семьей  и актерами в Харьков. Здесь  оказалось, что помещение для  репетиций, для обитания актеров  нет, театру не дают дотации,  доли мизерны. Но, невзирая на  это, воспаленный желанием создать  новый театр, Лесь Курбас начинает  экспериментальную студийную работу. В конечном итоге руководители  Головмистецтва так и не создали  надлежащие условия актерам и  в июле 1921 г. театр распался.

      Лесь Курбас вместе с женой  и несколькими молодыми актерами  вернулся в Белую Церковь. Здесь  он утверждает новые средства  игры актера с целью самостоятельного  творения новых театральных композиций. Уже в марте 1922 г. Лесь Курбас  учредил в Киеве театральную  мастерскую «Березиль», которая  вскоре превратилась в художественное  объединение. В его состав входило  пять мастерских, две из них  на периферии – в Белой Церкви  и Борисполе. В 1926 г. «Березиль»  переводят в Харьков, он становится  центральным театром Советской  Украины. Здесь «Березиль» ставит  «Золотое брюхо» Ф. Кроммелинка,  «Мина Мазайло» и ряд других  пьес. С успехом проходят гастроли  «Березили» в Грузии. После них  Лесь Курбас включил в репертуар  первое на украинской сцене  произведение грузинского писателя  Ш. Дадиани «Тетнулд».

      Общественно-политическое положение  страны на рубеже 20-30-х годов  не могло не отразиться на  культурном поприще. Лесю Курбасу  приходилось работать в достаточно  плохой атмосфере постоянных  подозрений, клеветы, доносов, политических  обвинений. Однако до последней  возможности Лесь Курбас выступал  против партийного направления  творчества, вел борьбу с распространенными  в то время тенденциями упрощенчества  и вульгаризации искусства. В  конце 1933 г. за национализм,  отрыв от советской действительности  и российского театра Леся  Курбаса отстранили от руководства  театром и сослали на Север.  Лишь через десятилетие стало  известно, что, пройдя карельские  лагеря, Лесь Курбас попал в  Соловецкий лагерь особого назначения, где был расстрелян 3 ноября 1937 г.  Место его захоронения не известно.

      К истории украинского искусства  Лесь Курбас вошел как реформатор  и организатор нового театра, как режиссер, который своими  экспериментами хотел внедрить  в практику украинского театра  последние достижения западноевропейской  театральной культуры. Лесь Курбас  сумел сосредоточить наилучших  на то время актеров и режиссеров. А его статьи, которые сыграли  незаурядную роль в формировании  новой театральной мысли, и  до сих пор остаются актуальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Было уничтожено и большое количество деятелей культуры старшего поколения, которые стали известными еще до советской власти, и таким образом относятся к поколению деятелей начала ХХ века, а не 1920-30-х. Это Людмила Старицкая-Черняховская, Николай Вороной, Сергей Ефремов, Гнат Хоткевич и другие. Однако благодаря политике украинизации они активно включились в процессы по развитию украинской литературы, культуры, науки, которые происходили в УССР, некоторые из них ради этого вернулись из эмиграции, как Николай Вороной, или специально переехали из украинских регионов под властью Польши как Антон Крушельницкий с семьей .

      Неизвестны точные данные о количестве репрессированных украинских интеллигентов во времена сталинских репрессий периода Расстрелянного Возрождения. По некоторым данным это число достигало 30.000 человек. По оценке Объединения украинских писателей "Слово" (организации украинских писателей в эмиграции), которое было отправлено 20 декабря 1954 года Второму Всесоюзному съезду писателей, в 1930 году печатались 259 украинских писателей, а уже после 1938 года - из них печатались лишь 36 (13,9%). По данным организации, 192 из "пропавших" 223-х писателей были репрессированными (расстрелянными или ниспосланными в лагеря с возможным последующим расстрелом или смертью), 16 - пропали без вести, 8 - совершили самоубийство. Эти данные согласуются с мартирологом украинских писателей "Алтарь скорби" (главный составитель - Олекса Мусиенко), который насчитывает 246 писателей-жертв сталинского террора. Это число в более чем два раза превышает общее количество упомянутых там украинских писателей репрессированных другими режимами, в частности периодом нацистской оккупации (55), брежневской эпохи (29), российской империи (11), австро-венгрии (3) и др. По другим данным, из 260 украинских писателей были репрессированы 228.

     И тем не менее, задушить  украинскую литературу и искусство  не удалось. Издавались произведения  П. Тычины, М. Рыльского, Ю. Яновского,  Н. Бажана и др., на театральной  сцене выступали талантливые  актеры П. Саксаганский, Н. Садовский  и певцы Б. Гмыря, З. Гайдай. За десятилетие было снято  более 180 кинофильмов, некоторые  (фильмы А. Довженко) получили  мировую известность.

      Таким образом, хотя национально-культурное  возрождение 20-х гг. было уничтожено  сталинским режимом («расстрелянное  возрождение»), но даже в таких  необычайно сложных условиях  культурный процесс в Украине  не угас, было сохранено художественное  украинское слово, а значит, и  возможность его возрождения  в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анатолий Мельник «Украинский Модернизм 1910—1930» Киев, 2006;
  2. Юрій Лавріненко. Розстріляне відродження: Антологія 1917—1933. Поезія — проза — драма — есей. Paris, Instytut Literacki, 1959. // Київ, «Просвіта», 2001.- 794 с.// К.: «Смолоскип», 2007;
  3. Газета «День» №194 от26 октября 2012 г, статья Я. Кравченко «Расстрелянное возрождение» украинсткой живописи;
  4. Давыдов В. Г. Театральность режиссёрского искусства Л.Курбаса: поэтика и практика. (1983).
  5. Лебедева В. Школа фресковой живописи на Украине в первое десятилетие Советской власти. – В кн.: Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1973.

Информация о работе История «Расстрелянного возрождения»