История науки в эпоху возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 00:28, доклад

Краткое описание

Эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Достижения эпохи  Возрождения. 

 Эпоха Возрождения  (особенно 16 в.) отмечена крупными  сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное  в этот период с запросами  практики (торговля, мореплавание, строительство,  военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения. Специфической особенность науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.  

 Великие географические  открытия (путешествия Х. Колумба,  Васко да Гамы, Ф. Магеллана  и др.) практически доказали шарообразность  Земли, привели к установлению  очертаний большей части суши.  

 Плеяда анатомов  Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 веке основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию водоворота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней. 

 Ряд открытий  был сделан в математике, в  частности в алгебре: найдены  способы решения общих уравнений  3-й и 4-й степени (итальянские  математики Дж. Кардано, С. Ферро,  Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. 

 Дальнейшее  развитие получает механика (Леонардо  да Винчи, Стевин и др.) 

 Растёт объём знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного К. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо), и т. д. 

 Первые успехи  в развитие естественных наук, ренессансная философская мысль  подготовили становление экспериментальной  науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии – к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму – совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского учёного Г. Галилея. 
 

 Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью  наук о природе, выработало  в процессе своей длительной  эволюции такие способы, методы  и приёмы познания, которые, несомненно, могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но приобретают общекультурное значение, ныне рациональная естествонаучная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство. 

 Междисциплинарный  подход становится всё более  значимым для нынешнего развития  социального знания. Идёт процесс  формирования единой науки о  человеке, обществе, государстве, природе  и жизни. При этом и социальное  и естествонаучное имеют единые исходные цели. С другой стороны, сейчас науковеды насчитывают около двух тысяч научных дисциплин, и формирование всё новых отраслей науки продолжается (бионика, семиотика, прогностика, квалиметрия т.д.). Оказывается, что естественная дифференциация (дробление) науки необходимо дополняется противодействующей тенденцией – её интеграцией, стремлением к единству научного знания, к активному взаимодействию различных наук. 

 Объективную  основу интеграции знания составляет  единство материального мира, принципиальная общность основных свойств материи и законов её развития на всех структурных уровнях организации и во всех формах движения. Интегративные тенденции в науке начинают проявляться во второй половине XIX века. Но с особой силой они обнаруживаются в наше время, когда могучим стимулятором, своеобразным ускорителем процессов интеграции в познании становится научно-технический прогресс. Он позволил гораздо сильнее, чем раньше, ощутить всю глубину и разносторонность связей человека и окружающей среды, общества и природы. 

 Среди выделяющихся  в последние десятилетия новых  отраслей знания значительное  число уже по своей природе  носит синтетический, интегративный  характер (астрофизика, математическая  лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.) Другой чертой интеграции в современной науке является изменение самого характера синтеза научного знания. Можно обозначить такие варианты синтеза знания в науке, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; синтез в пределах дисциплины, не входящих в один и тот же комплекс наук (например, естествознание, обществоведение или технические науки); наконец, синтез, выходящий за рамки любого такого комплекса, объединяющий знания нескольких или даже многих областей. Именно последний вариант намечает и представляет собой путь не только к единой науке, но и путь к другой культуре. 

Революция в  сознании. 

 В эпоху  Возрождения была проведена основная  мыслительная работа, подготовившая  возникновение классового естествознания. Это стало возможным благодаря  мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса и состоявшей в изменении системы человек - мир человека. Эта система распалась на три относительно самостоятельных отношения: отношение Человека к Природе, к Богу и к самому себе. 

 В эпоху  средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как высшей ценности. Отношение человека к природе, которая рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьему были производными от этого основного отношения. На основе индивидуализации личности, формирования новых ценностей и установок в эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отношение же человека к богу и к самому себе выступают как производные. В логике такого идейного движения Ренессанс преодолел дуализм земного и небесного миров. В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нём божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некоторое божество. 

 Поскольку  всё связано со всем и всё  взаимно проникает во всё, поскольку  всё (а не только бог) достойно  быть предметом познания. В этом смысле предмет познания один – богоприрода и природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необходимостью проходит через стадию пантеизма. А ренессансный онтологический пантеизм, в свою очередь, повлёк за собой гносеологический плюрализм: не только всё может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на своё мировоззрение. В условиях эволюционного развития познания такой плюрализм привёл бы к эклектизму. В революционную ренессансную эпоху гносеологический плюрализм ведёт к релятивизму, который воплощает субъективно-творческий прорыв к будущим целостным формам теоретического синтеза, смыслового многообразия и вселенской гармонии, именно новаторством, переходностью, сложностью и многообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе. 

 Право на  существование имеют все точки  зрения, а значит, и те изних,  которые содержат инновации. Более  того, именно содержащая новизну  позиция наиболее предпочтительна. С этого начинается формирование исторического мышления, ощущение культурно-историческая дистанции, в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание это новое искало в …античном прошлом. 
 

 Творчески-новаторское  отношение к миру выдвигает  на первый план познавательную составляющую сознания, разум выходит «из изгнания», куда он заточён средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Уже у Н. Кузанского познание мира бесконечно и ведущим средством познания является разум. Мир для него – богоприрода и природабог. Мир, вселенная – бесконечны. Бесконечность мира познаётся разумом путём «совпадения противоположностей». 

 Николай Кузанский  принадлежит зрелому Возрождению.  А в период позднего Возрождения  Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению. 

 Теоретическая мысль Возрождения ещё не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако предварила её формулирование ряда принципиальных идей: гуманизма, рационализма, познаваемости мира, историзма и социально-исторического оптимизма. Но в ренессансном типе познания мыслительное и образно-чувсвенное не вполне разграничивались, часто выступая в синкретическом единстве, Это не позволяло создать методологический инструментарий для конкретно-научного познания природы. Созданием основ методологии конкретно-научного познания занялись мыслители Нового времени, прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт. 

 Не дала  эпоха Возрождения и сложных,  логически непротиворечивых фундаментальных  теорий. Она решила другую задачу: посредством глубокого синтеза имевшегося мыслительного материала, нового способа функционирования культуры, новой системы ценностей осуществить объективистскую перестройку сознания, сформировать его новый исторический тип, в котором бы познавательная составляющая сознания доминировала над ценностной. В культуре Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания.


Информация о работе История науки в эпоху возрождения