Достижения эпохи
Возрождения.
Эпоха Возрождения
(особенно 16 в.) отмечена крупными
сдвигами в области естествознания.
Его развитие, непосредственно связанное
в этот период с запросами
практики (торговля, мореплавание, строительство,
военное дело и др.), зарождавшегося
капиталистического производства, облегчалось
первыми успехами нового, антидогматичного
мировоззрения. Специфической особенность
науки этой эпохи была тесная связь с искусством;
процесс преодоления религиозно-мистических
абстракций и догматизма средневековья
протекал одновременно и в науке и в искусстве,
объединяясь иногда в творчестве одной
личности (особенно яркий пример – творчество
Леонардо да Винчи – художника, учёного,
инженера). Наиболее крупные победы естествознание
одержало в области астрономии, географии,
анатомии.
Великие географические
открытия (путешествия Х. Колумба,
Васко да Гамы, Ф. Магеллана
и др.) практически доказали шарообразность
Земли, привели к установлению
очертаний большей части суши.
Плеяда анатомов
Падуанского университета во главе
с А. Везалием заложила в 16 веке основы
научной анатомии, начав систематические
анатомические вскрытия. Испанский учёный
М. Сервет близко подошёл к открытию водоворота
крови в организме. В медицине происходит
пересмотр взглядов, господствовавших
в средние века, создаются новые методы
лечения болезней.
Ряд открытий
был сделан в математике, в
частности в алгебре: найдены
способы решения общих уравнений
3-й и 4-й степени (итальянские
математики Дж. Кардано, С. Ферро,
Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана
современная буквенная символика (французский
математик Ф. Виет), введены в употребление
десятичные дроби (голландский математик
и инженер С. Стевин) и др.
Дальнейшее
развитие получает механика (Леонардо
да Винчи, Стевин и др.)
Растёт объём
знаний и в других областях науки. Так,
Великие географические открытия дали
огромный запас новых фактов не только
по географии, но и по геологии, ботанике,
зоологии, этнографии; значительно вырос
запас знаний по металлургии и минералогии,
связанный с развитием горного дела (труды
немецкого учёного К. Агриколы, итальянского
учёного В. Бирингуччо), и т. д.
Первые успехи
в развитие естественных наук,
ренессансная философская мысль
подготовили становление экспериментальной
науки и материализма 17-18 вв. Переход
от ренессансной науки и философии (с её
истолкованием природы как многокачественной,
живой и даже одушевлённой) к новому этапу
в их развитии – к экспериментально-математическому
естествознанию и механистическому материализму
– совершился в научной деятельности
английского философа Ф. Бэкона, итальянского
учёного Г. Галилея.
Естествознание,
будучи сложнейшей совокупностью
наук о природе, выработало
в процессе своей длительной
эволюции такие способы, методы
и приёмы познания, которые, несомненно,
могут служить и служат эталонными нормами
не только для всякой науки, но приобретают
общекультурное значение, ныне рациональная
естествонаучная методология познания
проникает в социальную и гуманитарную
сферы, оказывает заметное воздействие
на психологию, философию, искусство.
Междисциплинарный
подход становится всё более
значимым для нынешнего развития
социального знания. Идёт процесс
формирования единой науки о
человеке, обществе, государстве, природе
и жизни. При этом и социальное
и естествонаучное имеют единые
исходные цели. С другой стороны, сейчас
науковеды насчитывают около двух тысяч
научных дисциплин, и формирование всё
новых отраслей науки продолжается (бионика,
семиотика, прогностика, квалиметрия т.д.).
Оказывается, что естественная дифференциация
(дробление) науки необходимо дополняется
противодействующей тенденцией – её интеграцией,
стремлением к единству научного знания,
к активному взаимодействию различных
наук.
Объективную
основу интеграции знания составляет
единство материального мира, принципиальная
общность основных свойств материи и законов
её развития на всех структурных уровнях
организации и во всех формах движения.
Интегративные тенденции в науке начинают
проявляться во второй половине XIX века.
Но с особой силой они обнаруживаются
в наше время, когда могучим стимулятором,
своеобразным ускорителем процессов интеграции
в познании становится научно-технический
прогресс. Он позволил гораздо сильнее,
чем раньше, ощутить всю глубину и разносторонность
связей человека и окружающей среды, общества
и природы.
Среди выделяющихся
в последние десятилетия новых
отраслей знания значительное
число уже по своей природе
носит синтетический, интегративный
характер (астрофизика, математическая
лингвистика, инженерная психология,
космическая медицина, техническая
эстетика и др.) Другой чертой интеграции
в современной науке является изменение
самого характера синтеза научного знания.
Можно обозначить такие варианты синтеза
знания в науке, как интеграция в рамках
одной научной дисциплины; синтез в пределах
дисциплины, не входящих в один и тот же
комплекс наук (например, естествознание,
обществоведение или технические науки);
наконец, синтез, выходящий за рамки любого
такого комплекса, объединяющий знания
нескольких или даже многих областей.
Именно последний вариант намечает и представляет
собой путь не только к единой науке, но
и путь к другой культуре.
Революция в
сознании.
В эпоху
Возрождения была проведена основная
мыслительная работа, подготовившая
возникновение классового естествознания.
Это стало возможным благодаря
мировоззренческой революции, свершившейся
в эпоху Ренессанса и состоявшей в изменении
системы человек - мир человека. Эта система
распалась на три относительно самостоятельных
отношения: отношение Человека к Природе,
к Богу и к самому себе.
В эпоху
средневековья определяющим отношением
к миру было отношение человека к Богу
как высшей ценности. Отношение человека
к природе, которая рассматривалась как
символ Бога, и к самому себе как смиренному
рабу божьему были производными от этого
основного отношения. На основе индивидуализации
личности, формирования новых ценностей
и установок в эпоху Ренессанса происходит
мировоззренческая переориентация субъекта.
На первый план постепенно выдвигается
отношение человека к природе, а отношение
же человека к богу и к самому себе выступают
как производные. В логике такого идейного
движения Ренессанс преодолел дуализм
земного и небесного миров. В ренессансном
сознании эти два мира сближаются вплоть
до пронизывания друг друга, слияния, превращения
в некую амбивалентную тотальность. В
человеке на первый план выдвигается то,
что есть в нём божественного: один человек
сам способен превращаться для другого
в некоторое божество.
Поскольку
всё связано со всем и всё
взаимно проникает во всё, поскольку
всё (а не только бог) достойно
быть предметом познания. В этом смысле
предмет познания один – богоприрода
и природобог. Философско-рационалистическое
преодоление теизма с необходимостью
проходит через стадию пантеизма. А ренессансный
онтологический пантеизм, в свою очередь,
повлёк за собой гносеологический плюрализм:
не только всё может быть предметом познания,
но и все точки зрения о предмете имеют
право на существование, каждая культура
имеет право на своё мировоззрение. В условиях
эволюционного развития познания такой
плюрализм привёл бы к эклектизму. В революционную
ренессансную эпоху гносеологический
плюрализм ведёт к релятивизму, который
воплощает субъективно-творческий прорыв
к будущим целостным формам теоретического
синтеза, смыслового многообразия и вселенской
гармонии, именно новаторством, переходностью,
сложностью и многообразием эпоха Возрождения
глубоко созвучна нашей эпохе.
Право на
существование имеют все точки
зрения, а значит, и те изних,
которые содержат инновации. Более
того, именно содержащая новизну
позиция наиболее предпочтительна.
С этого начинается формирование исторического
мышления, ощущение культурно-историческая
дистанции, в этом отношении состояла
в том, что ренессансное сознание это новое
искало в …античном прошлом.
Творчески-новаторское
отношение к миру выдвигает
на первый план познавательную составляющую
сознания, разум выходит «из изгнания»,
куда он заточён средневековой установкой
на первенство веры над чувствами, а чувств
над разумом. Уже у Н. Кузанского познание
мира бесконечно и ведущим средством познания
является разум. Мир для него – богоприрода
и природабог. Мир, вселенная – бесконечны.
Бесконечность мира познаётся разумом
путём «совпадения противоположностей».
Николай Кузанский
принадлежит зрелому Возрождению.
А в период позднего Возрождения
Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую
систему мира, на деле показывает творческие
возможности разума, позволяющего через
выделение и исследование противоречий
в сфере явления проникать в сущность
вещей, которая может быть полностью противоположной
явлению.
Теоретическая
мысль Возрождения ещё не поднялась до
уровня постановки и решения проблемы
метода научного познания природы, однако
предварила её формулирование ряда принципиальных
идей: гуманизма, рационализма, познаваемости
мира, историзма и социально-исторического
оптимизма. Но в ренессансном типе познания
мыслительное и образно-чувсвенное не
вполне разграничивались, часто выступая
в синкретическом единстве, Это не позволяло
создать методологический инструментарий
для конкретно-научного познания природы.
Созданием основ методологии конкретно-научного
познания занялись мыслители Нового времени,
прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт.
Не дала
эпоха Возрождения и сложных,
логически непротиворечивых фундаментальных
теорий. Она решила другую задачу:
посредством глубокого синтеза имевшегося
мыслительного материала, нового способа
функционирования культуры, новой системы
ценностей осуществить объективистскую
перестройку сознания, сформировать его
новый исторический тип, в котором бы познавательная
составляющая сознания доминировала над
ценностной. В культуре Возрождения главной
ценностью становится бескорыстное объективное
познание мира. На основе этой важнейшей
мировоззренческой ценности складываются
непосредственные предпосылки возникновения
классического естествознания.