Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:11, реферат
Главными составляющими новейшей элиты, её мировоззрения был бунт, самостоятельность мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своем это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу.
1.История «Расстрелянного возрождения»………………………………..2
2. «Расстрелянное возрождение» в литературе…………………………....3
3. «Расстрелянное возрождение» в живописи. М. Бойчук………………...5
3.1. Творческий взлет;……………………………………………………5
3.2. Жертва наветов;……………………………………………………..6
4. Театр «Расстрелянного возрождения». Л. Курбас……………………...9
5. Заключение………………………………………………………………...13
6. Список литературы………………………………………………………..15
1.История «Расстрелянного возрождения»………………………………..2
2. «Расстрелянное возрождение» в литературе…………………………....3
3. «Расстрелянное возрождение» в живописи. М. Бойчук………………...5
3.1. Творческий взлет;…………………………………
3.2. Жертва наветов;………………………………………
4.
Театр «Расстрелянного
5.
Заключение……………………………………………………
6.
Список литературы…………………………………
1.ИСТОРИЯ «РАССТРЕЛЯННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Расстрелянное возрождение - литературно-художественное поколение 20-х - начала 30-х гг. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области литературы, живописи, музыки, театра и которое было уничтожено тоталитарным сталинским режимом.
Термин "Расстрелянное Возрождение" впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, приняв его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 1920-30-х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура смогла компенсировать трехсотлетнее отставание на 1 октября 1925 года в Украине насчитывалось 5000 писателей.
Главными составляющими
2. «РАССТРЕЛЯННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ
Главными литературными объединениями были «Звено» (позднее «МАРС»), «Плуг», неоклассики «Молодняк», «Союз писателей западной », ЛОЧАФ (объединение армии и флота). Самым влиятельным был «Закалка», который позднее был переименован на «ВАПЛИТЕ» («Вольную Академию Пролетарской Литературы»). Именно ВАПЛИТЕ в лице Николая Хвылевого начало славную литературную дискуссию 1925-1928 гг. и победило в ней, доведя наличие и необходимость национальной, специфической украинской литературы, ориентированной на Европу, а не на Россию.
Проза делилась на два течения: сюжетная и бессюжетная. В бессюжетных произведениях главным было не предложение или слово, но подтекст, дух, «запах слова», как говорил Хвылевой. Стиль сильных чувств и проникновение в сущность явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом. В этом направлении работали Николай Хвылевой, Юрий Яновский, Андрей Головко, Юлиан Шпол, Алексей Близко, Лесь Курбас, Николай Кулиш и много других.
Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Хвылевого — разочарование в революции, кричащие разногласия и раздвоения человека того времени. Главный персонаж – человек без имени, а значит, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и наказывает себя мысленным взором: стоила ли революция такой жертвы. В романе Валерьяна Пидмогильного «Город» впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма. Главный герой в стремлении наслаждения идет от удовлетворения физического к высочайшим религиозным высотам. Тем не менее, даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман в простой сказ «людной» философии, а творчески осмысливает ее в применении к нашему, национальному мироощущению. В поэзии интереснейшими есть поиски символистов Александра Олеся и Павла Тычины. В своем сборнике «Солнечные кларнеты» Тычина отобразил всю широту просвещенного и тонкого ума, который созерцает богатство украинской природы, желая докопаться к ее первопричинам.
Когда Коммунистическая партия СССР поняла свое поражение, она начала действовать запрещенными методами: репрессиями, замалчиванием, сокрушительной критикой, арестами, расстрелами. Перед писателями стоял выбор: самоубийство (Хвылевой), репрессии и концлагеря (Б. Антоненко-Давидович, Остап Вишня), замалчивание (И. Багряный, В. Домонтович), эмиграция (В. Винниченко, Е. Маланюк), или писание программных произведений на прославление партии (П. Тычина, М. Бажан). Большинство художников было репрессировано и расстреляно.
Когда в 1947 году Иван Багряный выдал за границей свой поэтический сборник «Золотой бумеранг», вторым названием его было «Остатки утерянного, репрессированного и уничтоженного». Произведения запрещались, замалчивались, многие из них были навсегда утрачены. Хотя и функционировали в самиздате (Иван Багряный), рукописных копиях, выходили за границей.
3.«РАССТРЕЛЯННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ЖИВОПИСИ.
М. БОЙЧУК
Личность Михаила Бойчука удачно сочетала в себе жизнеутверждающую селянскую натуру с утонченным вкусом интеллигента. Будучи галичанином по происхождению и воспитанию, пройдя художественную выучку в Академиях Кракова, Мюнхена и Парижа, он переезжает из Львова в Киев, чтобы на днепровских кручах развивать основанное им в Париже направление "нео-византизма" в "школу украинского монументализма" и таким образом реализовать свою давнюю мечту "возрождения украинского искусства".
Самобытная "школа украинских монументалистов" - явление уровня мировой культуры, - созданная в декабре 1917 года самоотверженным многолетним трудом Михаила Бойчука, в 1937 году перестала существовать. Сначала шутливое, но с выразительным пониманием значимости явления, никоим образом не оскорбительное название художников этой группы "бойчукисты" приобрело зловещий характер в критических выступлениях и публикациях советской прессы, закрепилось за ними уже как определение опасной принадлежности к формалистам-модернистам (что в условиях Советской Украины сразу же отождествлялось еще и с буржуазным национализмом), как клеймо, превратившее их из "товарищей по труду" в "товарищей по несчастью". Их художественный путь, их художественная судьба складывалась не так, как представлял себе Учитель, как мечтали они сами. Каждый выпил свою чашу до дна.
3.1. Творческий взлет
В годы гражданской войны,
В 1924 году он стал профессором
Киевского художественного
Первая всеукраинская выставка
АРИУ прошла весной 1927-го. Много
трудились художник и его
В 1927 году М. Бойчук навестил
во Львове митрополита Андрея
Шептицкого. Тот живо интересовался
положением в «подсоветской»
Украине и особенно политикой
украинизации. Состоялась встреча
и с директором Львовского
национального музея Иларионом
Свенцицким. Закордонные контакты
художника позднее сыграют
3.2.Жертва наветов
С наступлением «великого
За Бойчуком пришли 25 ноября 1936-го.
Дело по обвинению художника
в руководстве так называемой
национал-фашистской
Когда мастер еще пребывал
под следствием, свершилась его
«профессиональная казнь». В марте
1937 года официозные «Вісті ЦВК
УСРР» разразились статьей
Сценаристы из НКВД приписывали фигурантам дела «бойчукистов» участие в подготовке вместе с «польско-немецкими фашистами» вооруженного восстания с целью отторжения Украины от СССР и создания «украинской национал-фашистской державы». Основными направлениями осуществления столь злодейских планов заговорщики, понятное дело, выбрали «вредительство в сфере изобразительного искусства», подбор в вузы националистических кадров, выдвижение националистов на руководящие посты на культурном фронте, антисоветскую пропаганду и, конечно же, индивидуальный террор. При этом «бойчукисты» сколачивали антисоветские группы в кино, литературе, театре и живописи...
Показания против «
Суровый приговор был вынесен 13 июля 1937-го. Художника расстреляли.
В том же году казнили его
спутницу жизни, преподавателя
Художественного института
Произведения Михаила Львовича
Бойчука, которые не были
4. ТЕАТР «РАССТРЕЛЯННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ». Л. КУРБАС
Александр Степанович Курбас родился 12 марта 1887 г. в с. Старый Скалат в семье актеров Яновичей. В1900 г. мальчик пошел в третий класс Тернопольской классической гимназии с украинским языком учебы. В 1906 г. Лесь Курбас выступил как солист в составе мужского хора на концерте в Тернополе по случаю 45-летия со дня смерти Тараса Шевченко. В этом же году в «литературно-научном вестнике», который выходил под редакцией Ивана Франка, Лесь Курбас под псевдонимом «Зенон Мислевич» опубликовал рассказ «В лихорадке», в январе 1907 г. написал новеллу «Сны».
Весной 1907 г. Лесь Курбас заканчивает
гимназию и поступает на
В целом современники
Уже до весны 1916 г. режиссер
осуществил постановки около
тридцати пьес. Во время работы
над представлением Лесь