История «Расстрелянного возрождения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Главными составляющими новейшей элиты, её мировоззрения был бунт, самостоятельность мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своем это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу.

Оглавление

1.История «Расстрелянного возрождения»………………………………..2
2. «Расстрелянное возрождение» в литературе…………………………....3
3. «Расстрелянное возрождение» в живописи. М. Бойчук………………...5
3.1. Творческий взлет;……………………………………………………5
3.2. Жертва наветов;……………………………………………………..6
4. Театр «Расстрелянного возрождения». Л. Курбас……………………...9
5. Заключение………………………………………………………………...13
6. Список литературы………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Расстрелянное Возрождение.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

1.История «Расстрелянного возрождения»………………………………..2

2. «Расстрелянное возрождение» в  литературе…………………………....3

3. «Расстрелянное возрождение» в  живописи. М. Бойчук………………...5

      3.1. Творческий взлет;……………………………………………………5

       3.2. Жертва наветов;……………………………………………………..6

4. Театр «Расстрелянного возрождения». Л. Курбас……………………...9

5. Заключение………………………………………………………………...13

6. Список литературы………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ИСТОРИЯ «РАССТРЕЛЯННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»

     Расстрелянное возрождение - литературно-художественное  поколение   20-х - начала 30-х гг. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области литературы, живописи, музыки, театра и которое было уничтожено тоталитарным сталинским режимом.

    Термин "Расстрелянное Возрождение" впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, приняв его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 1920-30-х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура смогла компенсировать трехсотлетнее отставание на     1 октября 1925 года в Украине насчитывалось 5000 писателей.

     Главными составляющими новейшей  элиты, её мировоззрения был  бунт, самостоятельность мышления  и искренняя вера в собственные  идеалы. В большинстве своем это  были интеллектуалы, которые делали  ставку на личность, а не на  массу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «РАССТРЕЛЯННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ

     Главными литературными объединениями были «Звено» (позднее «МАРС»), «Плуг», неоклассики «Молодняк», «Союз писателей западной », ЛОЧАФ (объединение армии и флота). Самым влиятельным был «Закалка», который позднее был переименован на «ВАПЛИТЕ» («Вольную Академию Пролетарской Литературы»). Именно ВАПЛИТЕ в лице Николая Хвылевого начало славную литературную дискуссию 1925-1928 гг. и победило в ней, доведя наличие и необходимость национальной, специфической украинской литературы, ориентированной на Европу, а не на Россию.

     Проза делилась на два течения: сюжетная и бессюжетная. В бессюжетных произведениях главным было не предложение или слово, но подтекст, дух, «запах слова», как говорил Хвылевой. Стиль сильных чувств и проникновение в сущность явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом. В этом направлении работали Николай Хвылевой, Юрий Яновский, Андрей Головко, Юлиан Шпол, Алексей Близко, Лесь Курбас, Николай Кулиш и много других.

     Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Хвылевого — разочарование в революции, кричащие разногласия и раздвоения человека того времени. Главный персонаж – человек без имени, а значит, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и наказывает себя мысленным взором: стоила ли революция такой жертвы. В романе Валерьяна Пидмогильного «Город» впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма. Главный герой в стремлении наслаждения идет от удовлетворения физического к высочайшим религиозным высотам. Тем не менее, даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман в простой сказ «людной» философии, а творчески осмысливает ее в применении к нашему, национальному мироощущению. В поэзии интереснейшими есть поиски символистов Александра Олеся и Павла Тычины. В своем сборнике «Солнечные кларнеты» Тычина отобразил всю широту просвещенного и тонкого ума, который созерцает богатство украинской природы, желая докопаться к ее первопричинам.

     Когда Коммунистическая партия СССР поняла свое поражение, она начала действовать запрещенными методами: репрессиями, замалчиванием, сокрушительной критикой, арестами, расстрелами. Перед писателями стоял выбор: самоубийство (Хвылевой), репрессии и концлагеря (Б. Антоненко-Давидович, Остап Вишня), замалчивание (И. Багряный, В. Домонтович), эмиграция (В. Винниченко, Е. Маланюк), или писание программных произведений на прославление партии (П. Тычина, М. Бажан). Большинство художников было репрессировано и расстреляно.

    Когда в 1947 году Иван Багряный выдал за границей свой поэтический сборник «Золотой бумеранг», вторым названием его было «Остатки утерянного, репрессированного и уничтоженного». Произведения   запрещались, замалчивались, многие из них были навсегда утрачены. Хотя и функционировали в самиздате (Иван Багряный), рукописных копиях, выходили за границей.

 

 

 

 

 

 

 

3.«РАССТРЕЛЯННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ЖИВОПИСИ.

М. БОЙЧУК

     Личность Михаила Бойчука удачно сочетала в себе жизнеутверждающую селянскую натуру с утонченным вкусом интеллигента. Будучи галичанином по происхождению и воспитанию, пройдя художественную выучку в Академиях Кракова, Мюнхена и Парижа, он переезжает из Львова в Киев, чтобы на днепровских кручах развивать основанное им в Париже направление "нео-византизма" в "школу украинского монументализма" и таким образом реализовать свою давнюю мечту "возрождения украинского искусства".

    Самобытная "школа украинских монументалистов" - явление уровня мировой культуры, - созданная в декабре 1917 года самоотверженным многолетним трудом Михаила Бойчука, в 1937 году перестала существовать. Сначала шутливое, но с выразительным пониманием значимости явления, никоим образом не оскорбительное название художников этой группы "бойчукисты" приобрело зловещий характер в критических выступлениях и публикациях советской прессы, закрепилось за ними уже как определение опасной принадлежности к формалистам-модернистам (что в условиях Советской Украины сразу же отождествлялось еще и с буржуазным национализмом), как клеймо, превратившее их из "товарищей по труду" в "товарищей по несчастью". Их художественный путь, их художественная судьба складывалась не так, как представлял себе Учитель, как мечтали они сами. Каждый выпил свою чашу до дна.

    3.1. Творческий взлет

      В годы гражданской войны, когда  власть в Киеве многократно  менялась, пристанищем школы Бойчука  стал его особнячок с запущенным  садом на Куреневке. Жили коммуной, вспоминали ученики мастера, сообща  рисовали и ходили по музеям, анализировали наработки, изучали  литературу и заботились о  хлебе насущном в голодные  годы лихолетья. Сам Бойчук, высокий,  статный, с открытым большим  лбом, напоминающий героя фресок  мастеров эпохи Возрождения, пользовался  огромным авторитетом. Вокруг  него царил дух новаторства,  творчества, высокого предназначения  человека искусства.

     В 1924 году он стал профессором  Киевского художественного института.  Относительный духовный плюрализм  времен нэпа давал возможность  существовать творческим союзам  различной ориентации. Оплотом «бойчукистов»  стала Ассоциация революционного  искусства Украины (АРИУ), противопоставлявшая  себя реалистам-бытовикам, певцам  социалистического строительства,  которые группировались вокруг  художников красной Украины.

     Первая всеукраинская выставка  АРИУ прошла весной 1927-го. Много  трудились художник и его ученики  над росписью общественных зданий  Киева, Одессы (Крестьянский санаторий), Харькова, оформляли декорации к  театральным постановкам Леся  Курбаса. Вершиной творчества  мастера считается роспись Краснозаводского  театра в Харькове (1933—1935 гг.).

          В 1927 году М. Бойчук навестил  во Львове митрополита Андрея  Шептицкого. Тот живо интересовался  положением в «подсоветской»  Украине и особенно политикой  украинизации. Состоялась встреча  и с директором Львовского  национального музея Иларионом  Свенцицким. Закордонные контакты  художника позднее сыграют фатальную  роль в его судьбе...

3.2.Жертва наветов

    С наступлением «великого перелома»  и «культурной революции» как  его неотъемлемого атрибута в  искусстве насаждался диктат  социального заказа. Компартия ставила  вопрос ребром: «С кем вы, мастера  искусств?» Распускались творческие  объединения, на их место приходили  унифицированные и подконтрольные  агитпропам «Союзы советских...».  В 1932-м распустили АРИУ, как,  впрочем, и их оппонентов из  «красных художников». Затем начались  открытые гонения на «бойчукистов»  по расхожим обвинениям в формализме  и националистических тенденциях. Украинизация к концу 1932-го  была окончательно свернута.

     За Бойчуком пришли 25 ноября 1936-го. Дело по обвинению художника  в руководстве так называемой  национал-фашистской террористической  организацией фабриковал начальник  отделения Секретно-политического  отдела УГБ НКВД УССР Николай  Грушевский.

     Когда мастер еще пребывал  под следствием, свершилась его  «профессиональная казнь». В марте  1937 года официозные «Вісті ЦВК  УСРР» разразились статьей некоего  Соломонова. В ней М. Бойчук  и «бойчукисты»-подельники В.  Седляр, И. Падалка, другие были  прямо названы врагами народа, которые в «своих работах искажали  нашу советскую действительность  и всячески тормозили развитие  советского изобразительного искусства». Автор рьяно призывал ликвидировать  последствия их подрывной деятельности. На тогдашнем «новоязе» это  означало, что общество отторгло  их от себя, и слово — за  «искусствоведами» с малиновыми  околышами.

     Сценаристы из НКВД приписывали фигурантам дела «бойчукистов» участие в подготовке вместе с «польско-немецкими фашистами» вооруженного восстания с целью отторжения Украины от СССР и создания «украинской национал-фашистской державы». Основными направлениями осуществления столь злодейских планов заговорщики, понятное дело, выбрали «вредительство в сфере изобразительного искусства», подбор в вузы националистических кадров, выдвижение националистов на руководящие посты на культурном фронте, антисоветскую пропаганду и, конечно же, индивидуальный террор. При этом «бойчукисты» сколачивали антисоветские группы в кино, литературе, театре и живописи...

     Показания против «заговорщиков»  давали, в частности, студенты  Киевского художественного института,  обвинявшие профессора Михаила  Бойчука даже в... преднамеренном  оставлении на второй год активистки-общественницы.

     Суровый приговор был вынесен  13 июля 1937-го. Художника расстреляли.

    В том же году казнили его  спутницу жизни, преподавателя  Художественного института Софию  Александровну Налепинскую-Бойчук. Неизвестна судьба их сына-студента  Петра.

        Произведения Михаила Львовича  Бойчука, которые не были уничтожены  «по горячим следам», надолго  почили в хранилищах спецфонда  Художественного музея. Сам же  Мастер реабилитирован решением  Верховного суда СССР во времена  хрущевской оттепели — 1 февраля  1958 года. Его супруге вернули доброе  имя лишь спустя тридцать лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТЕАТР «РАССТРЕЛЯННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ».  Л. КУРБАС

     Александр Степанович Курбас родился 12 марта 1887 г. в с. Старый Скалат в семье актеров Яновичей. В1900 г. мальчик пошел в третий класс Тернопольской классической гимназии с украинским языком учебы. В 1906 г. Лесь Курбас выступил как солист в составе мужского хора на концерте в Тернополе по случаю 45-летия со дня смерти Тараса Шевченко. В этом же году в «литературно-научном вестнике», который выходил под редакцией Ивана Франка, Лесь Курбас под псевдонимом «Зенон Мислевич» опубликовал рассказ «В лихорадке», в январе 1907 г. написал новеллу «Сны».

     Весной 1907 г. Лесь Курбас заканчивает  гимназию и поступает на философский  факультет Венского университета. Здесь он изучает театральное  искусство у немецкого актера  И. Кайнца. В течение 1908-1910 гг. Лесь  Курбас учится во Львовском  университете. Во Львове он работает  также как режиссер и актер  любительского драматичного кружка  студентов Львовского университета. С большим успехом поставил  во Львове пьесу Чирикова «Евреи»,  в которой сам сыграл роль  Нахмана. В 1910 г. Лесь Курбас  завершает учеба на философском  факультете Львовского университета. В начале 1911 г. Курбас работал  в Гуцульском театре Игната  Хотке-вича. В 1912 г. Лесь Курбас  начинает профессиональную театральную  деятельность как актер театра  «Русская беседа» под руководством  Иосифа Стадника.  

    В целом современники вспоминают  о Леся Курбаса как о человеке  интеллигентном, общей высокой культуры, человека, который полностью отдал  себя искусству. Курбас в совершенстве  владел украинским, русским, немецким, польским языками. Знание языков  давало Лесю Курбасу возможность  читать в оригинале большинство  произведений мировой литературы, художественных журналов, непосредственно  знакомиться со всеми тогдашними  художественными направлениями.  В начале Первой мировой войны  театр «Русская беседа» на  время прекращает существование.  Лесь Курбас поселился в Тернополе  и в 1915 г. организовал общество  украинских актеров под названием  «Тернопольские театральные вечера».  Деятельность театра началась 18 октября 1915 г. представлением  «Наталья Полтавка» по пьесе  Ивана Котляревского. Этот спектакль  имел большой успех и стал  первым режиссерским триумфом  Леся Курбаса.

     Уже до весны 1916 г. режиссер  осуществил постановки около  тридцати пьес. Во время работы  над представлением Лесь Курбас  знакомил актеров с автором  произведения, с эпохой, на фоне  которой происходит действие, очерчивал  характеры персонажей, отмечал, какие  мысли нужно донести к зрителю.  Весной 1916 г. Лесь Курбас переходит  работать в киевский Украинский  театр. Дебютирует в роли Степана  в пьесе «Невольник» М. Кропивницкого.  Впоследствии получил та роль  Хлестакова в «Ревизоре» Николая  Гоголя. После февральской революции  Лесь Курбас оставляет труппу  Садовского и берется за создание  Молодого театра на основе  кружка. Курбас уделял большое  внимание воспитанию актера как  мастера нового театра. В первом  сезоне Лесь Курбас поставил  «Молодость» М. Гальбе, «Этюды»  Олександра Олеся, «В пуще»  Леси Украинки, «Черная Пантера  и Белый Медведь» Владимира  Винниченко. Второй сезон в Молодом  театре (1918-919 гг.) продемонстрировал  рост Леся Курбаса как режиссера  – мастера разных стилей, разной  манеры игры актеров.

Информация о работе История «Расстрелянного возрождения»