История преподавания иллюстрации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Эти произведения помогут семиклассникам осмыслить прошлое и глубже понять современность, будут содействовать нравственному воспитанию и интеллектуальному развитию ребят.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 33.56 Кб (Скачать)

Разумеется, в основе изучения художественного произведения — словарная работа. Она включает не только объяснение того или иного слова, но и особенности использования слова автором, особенности употребления слова героями. Как понято слово и какую жизнь обретает оно в художественном тексте? Как живет и какие значения приобретает в произведениях различных жанров? Насколько многозначно слово, использованное автором? Как меняется текст от редакции к редакции и как идет поиск единственного нужного слова? Какие слова незаслуженно забыты нами, какие введены в обиход именно этим автором? Какие слова устарели, но играют в тексте существенную роль? Понять, как поэт заставляет слово «сиять» заново, семиклассники смогут в процессе словарной работы.      

Многочисленные анкеты, письма подростков говорят о том, что им хочется иметь в учебнике минимум вопросов и заданий, с тем чтобы была бо́льшая свобода для их собственных размышлений над текстом, что и сделано в данном учебнике-хрестоматии.       

Работа с иллюстративным материалом. Учебник по литературе для седьмого класса снабжен небольшим количеством визуального материала — фотографии литературных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, его портрет, в некоторых случаях — кабинет, иллюстрации к произведениям.       

С самого первого обращения  к учащимся, в котором даются советы писателей и высказано их отношение к книге, предлагается фотография самой большой в нашей стране Российской государственной библиотеки. в разделе древнерусской литературы — изображения старинных книг, так как речь идет о том, как делались книги в давние времена, кто участвовал в их создании, какими они были. При соответствующем комментарии учителя это иллюстративное введение может сослужить хорошую службу, настроив ребят на трепетное отношение к книге, к процессу чтения.      

Портрет и фотография литературных мест, связанных с именем писателя, как бы встречают семиклассника, приступающего к изучению нового художественного произведения. Не только в процессе первого, вводного урока рассмотрим эти материалы, но и приступая к изучению каждой новой темы. Внимательно вглядываются учащиеся в портрет, составляя первое представление о внешнем облике писателя. В седьмом классе не повторяются портреты Пушкина, выполненные Кипренским или Тропининым, а предлагается к рассмотрению гравюра Уткина, — отец поэта признавал, что это самое похожее изображение. Портреты Кипренского и Тропинина известны учащимся, поэтому они могут сопоставить их с гравюрой, найти различие и сходство с портретом кисти Кипренского, сравнить гравюру с портретами, выполненными Гейтманом и Фаворским.      

Иллюстрации, выполненные  разными художниками к литературному произведению, помогут осознать, каким неодинаковым может быть представление о героях. С иллюстрациями каких художников совпадает наш взгляд на эпизод, на героя прочитанного рассказа или повести? Какая иллюстрация ближе к замыслу писателя? Какой момент изображен художником? Какие слова текста можно подписать под ней? Какие диалоги можно составить по иллюстрации на основании прочитанного текста? Какие изобразительные материалы лучше отражают характер героя или смысл представленной сцены, эпизода?      

Репродукции пейзажных картин на форзацах могут быть соотнесены с текстами стихотворений о родной природе. Разумеется, подростки в дополнение к имеющимся визуальным материалам подыскивают и другие, которые можно использовать на уроках литературы.       

В учебнике-хрестоматии даны и иллюстрации художников Палеха, с тем чтобы школьники привыкали и к этой необычной художественной манере, заодно знакомились дополнительно с одним из замечательных русских художественных промыслов.      

Визуальные материалы  помогут создать при желании  сценарии мультфильмов.      

Вопросы по теории литературы и работа с ними. Небольшие преамбулы перед произведениями дополняются освещением вопросов теории литературы, словарем литературоведческих терминов и словарем имен, помещенными в справочном разделе учебника-хрестоматии. К этому разделу школьников следует отсылать при изучении любой темы.      

Сведения по теории литературы уместно было бы учителю ввести в свой рассказ, предваряющий изучение того или иного текста: более подробно, если понятие только вводится (хокку, или хайку, стихотворение в прозе), лаконично, если учащиеся уже встречались с данным понятием (например, юмор). Итак, особого рассказа потребуют более сложные теоретические понятия. Рассказ учителя закрепляется чтением учащимися статьи, помещенной перед произведением или в справочном разделе учебника.      

Вопросы, завершающие статьи по теории литературы, также помогут закрепить полученные знания и использовать их в процессе ознакомления с текстами художественных произведений, включенных в учебник-хрестоматию.       

Какие бывают баллады? Что  такое поэма? Эти и другие вопросы решают семиклассники при чтении и изучении программных произведений. Кроме того, справочные материалы могут использоваться и в процессе внеклассного чтения.      

Седьмой класс открывает  вторую группу первого концентра  изучения литературы в школе, подготовительного перед изучением историко-литературного курса в старших классах, следовательно, необходимо серьезное знакомство со словарями, более свободное пользование ими, нужно не только формировать у подростков умение отыскивать слово, но и вырабатывать потребность в работе со словарями (толковым, мифологическим, литературоведческих терминов, орфоэпическим и пр.). Полезно создавать собственные небольшие справочники. Семиклассников необходимо приобщать к мемуарной и критической литературе, показывать им многообразие серий книг (воспоминания, мемуары, серии «Биография писателя», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», «Школьная библиотека» и др.), научить ценить работы критиков и литературоведов, помогающих глубже понять и осмыслить литературное наследие великих авторов.      

Анкетирование среди семиклассников московских школ показало, что учебник-хрестоматия  для седьмого класса хорошо принимается  школьниками. В то же время их особые литературные пристрастия часто не совпадают, например: многие просят включить в книгу побольше былин, другие — современных произведений, третьи хотели бы изучать во всех классах приключенческую литературу и детективы. Одни с интересом и сочувствием воспринимают неизбывно грустные рассказы Л. Андреева «Кусака», И. Бунина «Лапти», А. Платонова «Юшка», другие отмечают, что они им очень нравятся, но им хочется видеть в учебнике «много веселых рассказов, шуток».      

Вместе с тем если суммировать все высказывания и отклики, то получается, что состав произведений нравится, полезными признаются справочные материалы и раздел по выразительному чтению, словари, рубрика «В лаборатории писателя», вопросы и задания, рассказы о писателях.      

Расширяется круг чтения семиклассников и за счет «Российской школьной хрестоматии» (7-й класс), где даны полностью такие произведения, как «Полтава» А. С. Пушкина, «Саша» Н. А. Некрасова, тексты разных жанров, смешные и грустные, стихотворные и прозаические. В книге В. Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим…» (7-й класс) выполняются другие пожелания учащихся за счет включения в нее шутливых рассказов, анекдотов, шуток, кроссвордов, литературных игр, которые могут быть использованы в процессе повторительных уроков, уроков развития речи и внеклассного чтения.      

Разумеется, что и перед каждой темой или в конце изучения творчества того или иного писателя целесообразно сказать о том, как много исследователей-литературоведов посвятили свои труды различным сторонам творчества данного автора. О творчестве Пушкина писали его собратья по перу (Гоголь, Тургенев, Толстой, Маршак, Ахматова, Цветаева и др.), ему посвящали свои работы музыканты, скульпторы, художники, актеры. Пушкиноведение стало началом активно развития литературоведения в нашей стране (Томашевский, Благой, Цявловский, Бонди, Городецкий, Лотман, Вацуро и др.). О творчестве Лермонтова писали Висковатов и Мануйлов, Эйхенбаум и Андроников, Коровин и многие другие. Имена выдающихся художников связаны с его именем (Васнецов, Врубель, Пастернак и др.), исчерпывающие справочные материалы вошли в «Лермонтовскую энциклопедию». Не менее интересны исследования творчества Гоголя Машинского, Манна, Золотусского, работы художников Боклевского, Агина, Кибрика.      

Важно познакомить семиклассников и с тем, что наряду со статьями, монографиями литературоведов (Оксман, Зильберштейн, Шаталов о Тургеневе, Евгеньев-Максимов, Нейман, Скатов о Некрасове), произведениями музыкантов и художников существуют такие издания, как литературное наследие, альбомы, где представлены портреты, фотографии, рисунки, иллюстрации, связанные с творчеством писателя. В зависимости от возможностей школы и местных библиотек полезно максимально привлекать такого рода книги.      

Известно, что хорошо организованная внеклассная работа, проведенная в тесной связи с уроками литературы, обогащает труд учителя и учащегося. Вот почему литературные, драматические и фольклорные кружки, клубы выразительного чтения, вечера, конкурсы, викторины помогут расширить круг чтения и углубить прочтение шедевров русской и зарубежной литературы, избранных учителем и учащимися для внеклассных занятий и для задушевного чтения. В этом случае учитель может использовать и поклассные методические рекомендации, и монографические проблемные пособия по выразительному чтению Найденова, Завадской, Маймана, по теории литературы — Беленького, Снежневской, по внеклассному чтению — Силкина, Збарского, Полухиной и др., по развитию речи — Н. Колокольцева, Голубкова, Рыбниковой, Мальцевой, Коровиной, Леонова, Ладыженской и др., анализ художественного произведения дан у Гуковского, Тодорова, Маранцмана, о наглядных пособиях можно прочитать у Прессмана, Е. Колокольцева.       

Итак, работа учителя и учащихся с текстом, методический аппарат учебника (иллюстративный материал, вопросы, задания, статьи, справочные материалы) должны помочь учащимся наилучшим образом воспринять предлагаемые им тексты, а впоследствии верно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, постепенно развивая свои читательские способности, формируя «талант читателя», о котором так хорошо сказал С. Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.      

Художник-автор берет  на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»2.      

Семиклассникам важно  понять, как много открывается  вдумчивому, талантливому читателю, который  способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и значение избранной автором темы, смысл диалогов и монологов, роль деталей, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога.

 

 
      Богатую изобразительную пушкиниану и двухвековую историю восприятия Пушкина в русской культуре можно найти в книге Е. И. Высочиной «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений» (М., 1989). Также можно порекомендовать книгу-альбом Е. Н. Колокольцева «А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях» (М., 1999), где содержится не только изобразительный, но и дидактический материал; книгу «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (М., 1999).  
 
      Маршак С.  Воспитание словом. — М., 1954. — С. 104.


Информация о работе История преподавания иллюстрации