Художественный музей в коммуникационном пространстве региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.

Файлы: 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

 

В годы Великой Отечественной войны  собрания многих региональных художественных музеев, в том числе и музеев и художественных отделов музеев Кубани, Дона, Ставрополья, испытали на себе сложности поспешной эвакуации  или оккупации. Экспонаты из фондовых коллекций безвозвратно утрачены. Многие планы и начинания региональных музеев не осуществились.

 

В 1950-1960 гг. развитие художественных музеев получило новый импульс за счет выделения  фондов художественных отделов из состава  краеведческих музеев. Был организован художественный музей в Ставрополе (1961 г.). В 1968 г. в самостоятельное учреждение выделилась Таганрогская картинная галерея. С начала 1970-х гг. открыты художественные музеи в Сочи (1971г.), Сальске (1978 г.), Майкопе (1980 г.). Особое внимание при комплектовании фондов уделялось искусству и культуре региона.

 

Формирование сети художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья представляло собою длительный процесс, связанный  с особенностями государственной  политики в области музейного  дела, социокультурной ситуации, общественной инициативы.

 

Структурно коммуникационное пространство художественных музеев региона не только было ориентировано на заказ, спускавшийся художественным музеям государственной  властью, но и отвечало на вызовы эпохи, рождало и активизировало инициативы снизу, создавало разветвленные социокультурные связи внутри региональных сообществ. Изменения в общественно-политической и в культурной ситуации в стране с середины 1980-х гг. поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху, с адаптацией к новым рыночным условиям.

 

Среди основных тенденций, определяющих современное развитие региональных художественных музеев, отметим положительную динамику развития музейной сети в целом при значительном сокращении количества общественных музеев и картинных галерей, увеличении фондовых коллекций, а также повышении выставочной активности.

 

В начале 1990-х гг. посещаемость художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья резко упала, а в последнее десятилетие существенно возросла. Возросший приток посетителей связан с расширением спектра услуг музеев и разнообразием выставочных проектов.

 

Современное развитие региональных художественных музеев определяется постепенной адаптацией к вызовам рыночной экономики, общемировым тенденциям музейной жизни. Но именно ориентация на актуализацию регионального компонента позволяет сохранять своеобразие и органичную включенность в региональное коммуникационное пространство.

 

Изучение взаимодействия с такими субъектами музейной коммуникации, как  художник, коллекционер, любители искусства  в исторической ретроспективе позволяет  констатировать, что региональный музей  в подобной цепочке взаимоотношений  фактически выступает в роли своеобразного транспортера или ретранслятора тех или иных информационных потоков, инициатором культурного диалога. Это в равной степени характерно как для художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья, так и для художественных музеев страны в целом.

 

Местные художники принимали и  продолжают принимать участие в  различных формах работы музеев. При  этом обеспечивается содержание регионального  компонента в фондовой, экспозиционной и просветительной деятельности. Музей формирует соответствующий  архивный материал. Архив художника, оседающий в музее, стимулирует научно-исследовательскую работу в области регионального искусства.

 

Результатом сотрудничества региональных музеев и художников стал значительный фонд регионального искусства в  государственных собраниях художественных музеев Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, составляющий в каждом из них около 2 ООО произведений.

 

В диссертации рассмотрены взаимоотношения  музея с коллекционерами, где  особая роль отведена изучению частных  коллекций в собраниях художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья.

 

Частные коллекции в собраниях  региональных художественных музеев являются важными составляющими их фондов и вызывают научный интерес у  многих специалистов. Владельцами частных  коллекций выступают сами коллекционеры, художники-авторы произведений изобразительного искусства, наследники собирателей. У музеев есть несколько путей приобретения коллекций, но в первую очередь это дарения и закупки. Особый размах приобретает деятельность музея, направленная на сотрудничество, трансформированное в полноценное комплектование фондов коллекции современных художников и частных собирателей. В региональных музейных собраниях хранятся частные коллекции: в Краснодарском краевом художественном музее - коллекция его основателя Ф.А. Коваленко, академика Л.Ф. Ильичева, библиографа А.И. Слуцкого, персоналии многих кубанских художников, в частности В.А. Пташинского,

 

А.Е. Глуховцева, Г.А. Аветисьяна. Из частных  собраний Ростовского областного музея  изобразительных искусств нами рассмотрено наследие художника В.А. Гринберга и местного коллекционера Б.Г. Пьянкова, в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств - авторская коллекция выдающегося русского художника А. П. Боголюбова, двадцатитысячное собрание экслибриса Г.Ф. Полковского.

 

Внешняя коммуникация регионального  музея с любителями искусства - это  своеобразный инструментарий для выявления  и привлечения к решению музейных проблем дополнительных ресурсов: интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых - для более продуктивной партнерской деятельности.

 

С начала XX в. художественный музей  становится вспомогательным инструментом в реформах системы образования. Взаимодействие с учебными заведениями  региона способствовало развитию культурно-образовательной функции музея.

 

С середины 1920-х гг. музей начинает рассматриваться как средство переустройства системы образования. Взаимодействие художественных музеев и школы определяется подчинением учебно-воспитательному  процессу.

 

С середины 1930-х гг. в работе художественных музеев страны в целом, и музеев региона в частности, появились конкретные формы просветительской деятельности, основанные на подготовке учащегося к посещению действующих экспозиций, причем приоритет отдается не прежней обзорной экскурсии, а циклам тематических занятий.

 

В 1960-е-1970-е гг. контакты художественных музеев и образовательных учреждений региона напрямую зависели от инициативы музейных работников. Появляются формы  сотрудничества, нацеленные на долгосрочные программы взаимоотношений. Содержательным аспектом взаимодействия выступают научно-практические семинары и конференции.

 

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. происходит переосмысление сотрудничества художественных музеев и образовательных учреждений, которое в первую очередь ориентировано на развитие культурно-просветительских инициатив. Наиболее перспективны обучающие программы Ю.А. Солодовникова, Е.В. Саврасова, О.Б. Бендюк, Ю.П. Степаненко, нашедшие практическую реализацию в художественных музеях Краснодара, Ростова - на - Дону, Ставрополя.

 

Сотрудничество музея и образовательных  учреждений в рамках региона обладает большим потенциалом, связанным  с актуальностью повышения качества преподавания предметов естественнонаучного  и гуманитарно-художественных циклов.

Список литературы диссертационного исследования

кандидат культурологии Сальникова, Татьяна Андреевна, 2006 год

 

1. Центр документации новейшей  истории Краснодарского края (ЦДНИКК).12.1. Ф. 1774-А (Фонд Краснодарского крайкома  ВКП (б) РК, ГК КПСС). Оп. 2. Д. 1215.

 

2. Трехбратов. Краснодар: Эдви, 1997. - 560 с.18.16. Энциклопедия русской живописи Текст. / под ред. Т.В.

 

3. Калашниковой. М.: «Олма-Пресс», 1999. - 351 с.2. Литература 

 

4. Алимурзаева, Г.С. Музей и  художественная культура края  Текст. / Г.С. Алимурзаева // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации. Ростов н/Д, 1992. - С. 2-11.

 

5. Анисимов, Г.Г. Охрана памятников  истории и культуры Текст.: сб. док. / Г.Г. Анисимов. М., 1973. - 567 с. 

 

6. Анисимова, В.Н. Становление профессионального изобразительного искусства на Кубани Текст.: (конец XVIII-начало XX вв.) / В.Н. Анисимова // Художественный музей в контексте культуры. Краснодар, 1999.-С. 41-47.

 

7. Архив современного искусства  в интервью и диалогах Текст.  М, 1997.-325 с.

 

8. Астраханская государственная  картинная галерея им. Б.М. Кустодиева  Текст. М.: Белый город, 2002. - 65 с. 

 

9. Ахназарян, A.M. У истоков художественного  образования Текст. /

 

10. A.M. Ахназарян // Донские страницы. Ростов н/Д, 1987. - Вып. 5. -С. 103-107.

 

11. Бажанов, JI.A. Музейно-выставочная  практика в области современного  искусства Текст. / JI.A. Бажанов // Выставочный  аспект художественной жизни  российских регионов: новые условия,  участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 1217.

 

12. Бакушинский, А.В. Исследование  и статьи Текст. / А.В. Бакушинский.  М., 1981.-568 с. 

 

13. Бакушинский, А.В. Художественные  экскурсии систематического типа  Текст. /А.В. Бакушинский // Методы  и практика экскурсионного дела. М., 1925.- 122 с. 

 

14. Бадаева, О.Е. Реальность и эстетика: к вопросу о взаимоотношениях Текст. / О.Е. Бадаева // Красноярские музейные биеннале. -Красноярск, 1995. 75 с.

 

15. Барг, М.А. Эпохи и идеи: Становление  историзма Текст. / М.А. Барг. -М., 1987.-286 с. 

 

16. Бардадым, В.П. Кисть и резец.  Художники на Кубани Текст. / В.П.  Бардадым. Краснодар: Сов. Кубань, 2003. - 256 с. 

 

17. Бардадым, В.П. Этюды о Екатеринодаре  Текст. / В.П. Бардадым. -Краснодар, 1995.- 189 с.

 

18. Бардадым, В.П. Этюды о прошлом  и настоящем Краснодара Текст. /

 

19. B.П. Бардадым. Краснодар, 1978. - 297 с. 

 

20. Батракова, С. Искусство и  утопия Текст. / С. Батракова. М., 1990. -490 с. 

 

21. Белая, З.А. Из истории создания Ставропольского краевого музея изобразительного искусства Текст. / З.А. Белая // Ставропольскиймузей изобразительного искусства: сб. ст. Ставрополь, 2004. - С. 2734.

 

22. Белая, З.А. Из истории формирования  коллекции и художественной жизни Ставрополя Текст. / З.А. Белая // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: сб. ст. Ставрополь, 2004. - С. 1525.

 

23. Белая, З.А. Купцы Алафузовы  и их художественная коллекция  Текст. / З.А. Белая // Ставропольский  краевой музей изобразительного искусства: сб. ст. Ставрополь, 2004. - С. 2-22.

 

24. Белецкий, С.В. О взаимоотношении  музея и коллекционера Текст.: (на примере сфрагистического  коллекционирования) / С.В. Белецкий, А.А. Купранис // Музей в современной  культуре: сб. науч. тр. СПб., 1997.-С. 23-45.

 

25. Беломыцева, В.Ф. Творчество кубанских  художников 40-х и 50-х годов Текст. / В.Ф. Беломыцева // Наследие XX века. Краснодар, 1995. - С. 31-37.

 

26. Беломыцева, В.Ф. Ф.А. Коваленко  и молодые художники Текст. / В.Ф.  Беломыцева // Памяти Коваленко. Краснодар, 1994. - С. 35^41.

 

27. Бельфор, Н.Н. Мир музея Текст. / Н.Н. Бельфор, Н.Д. Соколова, Б.А.  Столяров. СПб., 2000. - 207 с. 

 

28. Бендюк, О.Б. Социальная роль  образовательной деятельности музея  Текст. От искусствоведения к  культурным практикам / О.Б. Бендюк // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2000. -Вып. VI.-С. 143-150.

 

29. Бобринская, Е.А. Концептуализм  Текст. / авт.-сост. Е.А. Бобринская. -М.:ГАЛАРТ, 1993.- 187 с. 

 

30. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм Текст. В 3 т. / Ф. Бродель. М., 1986-1992.

 

31. Ващенко, И.И. Советская эпоха  в собрании Краснодарского художественного  музея Текст.: интерпретация и  анализ / И.И. Ващенко // Художественный  музей в контексте культуры. - Краснодар, 1999.-С. 27-31.

 

32. Взаимодействие школы и музеев  Текст.: сб. теорет.-метод. материалов / под ред. А.Г. Козловой и  Е.В. Пролет. СПб.: Образование, 1995. - Вып. 3. - 203 с. 

 

33. Виноградов, Е.С. Н.А. Ярошенко  в Кисловодске Текст. / Е.С. Виноградов. Кисловодск, 1997. - 177 с.

 

34. Водонос, Е.И. История комплектования  коллекции Саратовского государственного  музея имени А.Н. Радищева Текст. / Е.И. Водонос // Художественный  музей и культура края. Саратов, 1994. - С. 3-23.

 

35. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов Текст.: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998.-211 с.

 

36. Газалов, К.М. К вопросу централизации  сети государственных музеев  российской Федерации Текст. / К.М.  Газалов, B.C. Евстегнеев // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985.

 

37. Галич, Т.И. Художественный  музей и публика Текст.: автореф.  дис. . канд. филос. наук / Галич Т.И. JL, 1986. - 26 с. 

 

38. Гнедовский, М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев Текст. / М.Б. Гнедовский // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985.-С. 50-58.

 

39. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация  как предмет музееведческого  исследования Текст. / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: сб. науч. ст. / Музей революции. М., 1992.- Вып. 21.-С. 5-37.

 

40. Голомшток, И. Тоталитарное  искусство Текст. / И. Голомшток.  М., 1994.-345 с. 

 

41. Гонтарь, С.М. Библиотека Ф.А.  Коваленко Текст. / С.М. Гонтарь // Памяти Ф.А. Коваленко. Краснодар, 1994. - С. 28-35.

 

42. Громов, В.П. Художественная культура  Кубани в начале XX в. Текст. / В.П.  Громов // Новейшие исследования  по социально-экономической и  культурной истории дореволюционной Кубани. Краснодар, 1989. -С. 107-120.

 

43. Громов, Е.С. Сталин: власть и  искусство XX века. Судьба и облик  России Текст. / В.П. Громов. -М.: Наука, 1999. 367 с. 

 

44. Гузанов, А.И. Художественные  коллекции Павловского дворца  и путешествие графа и графини Северных Текст. / А.И. Гузанов //

 

45. Частное коллекционирование  в России. М.: Изд-во ГМИИ им. Пушкина, 1995.- С. 65-76.

 

46. Гуревич, П.С. Философия культуры  Текст.: пособие для вузов / П.С.  Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1994. - 342 с. 

Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона