Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа
Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.
В годы Великой Отечественной войны собрания многих региональных художественных музеев, в том числе и музеев и художественных отделов музеев Кубани, Дона, Ставрополья, испытали на себе сложности поспешной эвакуации или оккупации. Экспонаты из фондовых коллекций безвозвратно утрачены. Многие планы и начинания региональных музеев не осуществились.
В 1950-1960 гг. развитие художественных музеев получило новый импульс за счет выделения фондов художественных отделов из состава краеведческих музеев. Был организован художественный музей в Ставрополе (1961 г.). В 1968 г. в самостоятельное учреждение выделилась Таганрогская картинная галерея. С начала 1970-х гг. открыты художественные музеи в Сочи (1971г.), Сальске (1978 г.), Майкопе (1980 г.). Особое внимание при комплектовании фондов уделялось искусству и культуре региона.
Формирование сети художественных
музеев Кубани, Дона, Ставрополья представляло
собою длительный процесс, связанный
с особенностями
Структурно коммуникационное пространство художественных музеев региона не только было ориентировано на заказ, спускавшийся художественным музеям государственной властью, но и отвечало на вызовы эпохи, рождало и активизировало инициативы снизу, создавало разветвленные социокультурные связи внутри региональных сообществ. Изменения в общественно-политической и в культурной ситуации в стране с середины 1980-х гг. поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху, с адаптацией к новым рыночным условиям.
Среди основных тенденций, определяющих современное развитие региональных художественных музеев, отметим положительную динамику развития музейной сети в целом при значительном сокращении количества общественных музеев и картинных галерей, увеличении фондовых коллекций, а также повышении выставочной активности.
В начале 1990-х гг. посещаемость художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья резко упала, а в последнее десятилетие существенно возросла. Возросший приток посетителей связан с расширением спектра услуг музеев и разнообразием выставочных проектов.
Современное развитие региональных художественных музеев определяется постепенной адаптацией к вызовам рыночной экономики, общемировым тенденциям музейной жизни. Но именно ориентация на актуализацию регионального компонента позволяет сохранять своеобразие и органичную включенность в региональное коммуникационное пространство.
Изучение взаимодействия с такими субъектами музейной коммуникации, как художник, коллекционер, любители искусства в исторической ретроспективе позволяет констатировать, что региональный музей в подобной цепочке взаимоотношений фактически выступает в роли своеобразного транспортера или ретранслятора тех или иных информационных потоков, инициатором культурного диалога. Это в равной степени характерно как для художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья, так и для художественных музеев страны в целом.
Местные художники принимали и
продолжают принимать участие в
различных формах работы музеев. При
этом обеспечивается содержание регионального
компонента в фондовой, экспозиционной
и просветительной
Результатом сотрудничества региональных музеев и художников стал значительный фонд регионального искусства в государственных собраниях художественных музеев Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, составляющий в каждом из них около 2 ООО произведений.
В диссертации рассмотрены
Частные коллекции в собраниях региональных художественных музеев являются важными составляющими их фондов и вызывают научный интерес у многих специалистов. Владельцами частных коллекций выступают сами коллекционеры, художники-авторы произведений изобразительного искусства, наследники собирателей. У музеев есть несколько путей приобретения коллекций, но в первую очередь это дарения и закупки. Особый размах приобретает деятельность музея, направленная на сотрудничество, трансформированное в полноценное комплектование фондов коллекции современных художников и частных собирателей. В региональных музейных собраниях хранятся частные коллекции: в Краснодарском краевом художественном музее - коллекция его основателя Ф.А. Коваленко, академика Л.Ф. Ильичева, библиографа А.И. Слуцкого, персоналии многих кубанских художников, в частности В.А. Пташинского,
А.Е. Глуховцева, Г.А. Аветисьяна. Из частных собраний Ростовского областного музея изобразительных искусств нами рассмотрено наследие художника В.А. Гринберга и местного коллекционера Б.Г. Пьянкова, в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств - авторская коллекция выдающегося русского художника А. П. Боголюбова, двадцатитысячное собрание экслибриса Г.Ф. Полковского.
Внешняя коммуникация регионального
музея с любителями искусства - это
своеобразный инструментарий для выявления
и привлечения к решению
С начала XX в. художественный музей становится вспомогательным инструментом в реформах системы образования. Взаимодействие с учебными заведениями региона способствовало развитию культурно-образовательной функции музея.
С середины 1920-х гг. музей начинает
рассматриваться как средство переустройства
системы образования. Взаимодействие
художественных музеев и школы определяется
подчинением учебно-
С середины 1930-х гг. в работе художественных музеев страны в целом, и музеев региона в частности, появились конкретные формы просветительской деятельности, основанные на подготовке учащегося к посещению действующих экспозиций, причем приоритет отдается не прежней обзорной экскурсии, а циклам тематических занятий.
В 1960-е-1970-е гг. контакты художественных музеев и образовательных учреждений региона напрямую зависели от инициативы музейных работников. Появляются формы сотрудничества, нацеленные на долгосрочные программы взаимоотношений. Содержательным аспектом взаимодействия выступают научно-практические семинары и конференции.
С конца 1980-х - начала 1990-х гг. происходит переосмысление сотрудничества художественных музеев и образовательных учреждений, которое в первую очередь ориентировано на развитие культурно-просветительских инициатив. Наиболее перспективны обучающие программы Ю.А. Солодовникова, Е.В. Саврасова, О.Б. Бендюк, Ю.П. Степаненко, нашедшие практическую реализацию в художественных музеях Краснодара, Ростова - на - Дону, Ставрополя.
Сотрудничество музея и
Список литературы диссертационного исследования
кандидат культурологии
1. Центр документации новейшей
истории Краснодарского края (ЦДНИКК).12.1.
Ф. 1774-А (Фонд Краснодарского
2. Трехбратов. Краснодар: Эдви, 1997. - 560 с.18.16. Энциклопедия русской живописи Текст. / под ред. Т.В.
3. Калашниковой. М.: «Олма-Пресс», 1999. - 351 с.2. Литература
4. Алимурзаева, Г.С. Музей и художественная культура края Текст. / Г.С. Алимурзаева // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации. Ростов н/Д, 1992. - С. 2-11.
5. Анисимов, Г.Г. Охрана памятников истории и культуры Текст.: сб. док. / Г.Г. Анисимов. М., 1973. - 567 с.
6. Анисимова, В.Н. Становление профессионального изобразительного искусства на Кубани Текст.: (конец XVIII-начало XX вв.) / В.Н. Анисимова // Художественный музей в контексте культуры. Краснодар, 1999.-С. 41-47.
7. Архив современного искусства в интервью и диалогах Текст. М, 1997.-325 с.
8. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева Текст. М.: Белый город, 2002. - 65 с.
9. Ахназарян, A.M. У истоков художественного образования Текст. /
10. A.M. Ахназарян // Донские страницы. Ростов н/Д, 1987. - Вып. 5. -С. 103-107.
11. Бажанов, JI.A. Музейно-выставочная
практика в области
12. Бакушинский, А.В.
13. Бакушинский, А.В.
14. Бадаева, О.Е. Реальность и эстетика: к вопросу о взаимоотношениях Текст. / О.Е. Бадаева // Красноярские музейные биеннале. -Красноярск, 1995. 75 с.
15. Барг, М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма Текст. / М.А. Барг. -М., 1987.-286 с.
16. Бардадым, В.П. Кисть и резец. Художники на Кубани Текст. / В.П. Бардадым. Краснодар: Сов. Кубань, 2003. - 256 с.
17. Бардадым, В.П. Этюды о Екатеринодаре Текст. / В.П. Бардадым. -Краснодар, 1995.- 189 с.
18. Бардадым, В.П. Этюды о прошлом и настоящем Краснодара Текст. /
19. B.П. Бардадым. Краснодар, 1978. - 297 с.
20. Батракова, С. Искусство и утопия Текст. / С. Батракова. М., 1990. -490 с.
21. Белая, З.А. Из истории создания Ставропольского краевого музея изобразительного искусства Текст. / З.А. Белая // Ставропольскиймузей изобразительного искусства: сб. ст. Ставрополь, 2004. - С. 2734.
22. Белая, З.А. Из истории
23. Белая, З.А. Купцы Алафузовы и их художественная коллекция Текст. / З.А. Белая // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: сб. ст. Ставрополь, 2004. - С. 2-22.
24. Белецкий, С.В. О взаимоотношении музея и коллекционера Текст.: (на примере сфрагистического коллекционирования) / С.В. Белецкий, А.А. Купранис // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. СПб., 1997.-С. 23-45.
25. Беломыцева, В.Ф. Творчество кубанских художников 40-х и 50-х годов Текст. / В.Ф. Беломыцева // Наследие XX века. Краснодар, 1995. - С. 31-37.
26. Беломыцева, В.Ф. Ф.А. Коваленко и молодые художники Текст. / В.Ф. Беломыцева // Памяти Коваленко. Краснодар, 1994. - С. 35^41.
27. Бельфор, Н.Н. Мир музея Текст. / Н.Н. Бельфор, Н.Д. Соколова, Б.А. Столяров. СПб., 2000. - 207 с.
28. Бендюк, О.Б. Социальная роль
образовательной деятельности
29. Бобринская, Е.А. Концептуализм Текст. / авт.-сост. Е.А. Бобринская. -М.:ГАЛАРТ, 1993.- 187 с.
30. Бродель, Ф. Материальная цивил
31. Ващенко, И.И. Советская эпоха
в собрании Краснодарского
32. Взаимодействие школы и музеев Текст.: сб. теорет.-метод. материалов / под ред. А.Г. Козловой и Е.В. Пролет. СПб.: Образование, 1995. - Вып. 3. - 203 с.
33. Виноградов, Е.С. Н.А. Ярошенко в Кисловодске Текст. / Е.С. Виноградов. Кисловодск, 1997. - 177 с.
34. Водонос, Е.И. История
35. Выставочный аспект художествен
36. Газалов, К.М. К вопросу
37. Галич, Т.И. Художественный музей и публика Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Галич Т.И. JL, 1986. - 26 с.
38. Гнедовский, М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев Текст. / М.Б. Гнедовский // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985.-С. 50-58.
39. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования Текст. / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: сб. науч. ст. / Музей революции. М., 1992.- Вып. 21.-С. 5-37.
40. Голомшток, И. Тоталитарное искусство Текст. / И. Голомшток. М., 1994.-345 с.
41. Гонтарь, С.М. Библиотека Ф.А. Коваленко Текст. / С.М. Гонтарь // Памяти Ф.А. Коваленко. Краснодар, 1994. - С. 28-35.
42. Громов, В.П. Художественная культура
Кубани в начале XX в. Текст. / В.П.
Громов // Новейшие исследования
по социально-экономической и
культурной истории
43. Громов, Е.С. Сталин: власть и искусство XX века. Судьба и облик России Текст. / В.П. Громов. -М.: Наука, 1999. 367 с.
44. Гузанов, А.И. Художественные коллекции Павловского дворца и путешествие графа и графини Северных Текст. / А.И. Гузанов //
45. Частное коллекционирование в России. М.: Изд-во ГМИИ им. Пушкина, 1995.- С. 65-76.
46. Гуревич, П.С. Философия
Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона