Художественный музей в коммуникационном пространстве региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.

Файлы: 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

 

Важным источником являются региональные периодические издания, содержащие объявления о выставках, обзоры выставок, музейных мероприятий, проходивших в регионе. Они позволяют судить о связях музея с художественным сообществом и образовательными учреждениями.

 

Источники с высокой степенью репрезентативности - путеводители, каталоги, афиши, буклеты, пригласительные билеты, относящиеся к составу фондов и выставкам музеев. Анализ этих материалов помогает выявить исторический опыт и коммуникационный потенциал художественных музеев региона.

 

В качестве источника были использованы справочные издания: энциклопедии, библиографические указатели. Новейшим из них является справочник, подготовленный отделом художественных музеев Государственного Русского музея (ГРМ), в котором содержатся сведения о 268 российских художественных музеях, их истории, зданиях и

 

83 Саврасов  Е.В. Авторская методика преподавания  «Введение в художественное конструирование»  в ДХШ г. Ставрополя // Ставропольский  краевой музей изобразительных  искусств: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С.86-88.

 

84 См.: Бендюк О.Б. Из опыта работы музея с учебно-воспитательными учреждениями города // Ставропольский краевой музей изобразительных искусств: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 45^9.

 

8 См.: Степаненко  Ю.П. Художественное образование  детей в системе школьного образования средствами музейной педагогики // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 48^9. коллекциях86. «Российская музейная энциклопедия (РМЭ)»87 - первое двухтомное издание, представляющие попытку сводного и систематического изложения информации, имеющейся в распоряжении отечественных музеологов. Энциклопедия включает около 15000 статей о музеях, музейных деятелях, о теории и истории музейного дела.

 

Важным  источником реконструкции коммуникации в рамках музей -художественное сообщество являются фотодокументы, отражающие персональные выставки и выставки с участием региональных художников.

 

Важным источником для данного исследования являются интервью с экспертами, в качестве которых выступили сотрудники южнороссийских художественных музеев, художники, педагоги, коллекционеры. Они позволили выявить роль личностного фактора, трудности в практической работе южнороссийских художественных музеев, пути их преодоления, а также оценить достижения в данной области.

 

Отдельный источник - сами собрания художественных музеев изучаемого региона. На сегодняшний  день художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья обладают крупнейшими  коллекциями местного изобразительного искусства, требующими дальнейшего изучения.

 

Методология исследования. На формирование методологии, применяющейся в диссертационном  исследовании, повлияли современные  достижения в области философии  и социологии культуры, в частности, междисциплинарная по своему характеру методология системного подхода, ориентированная на целостность и всеобщность рассмотрения предмета как динамичного организма, исходящая из учета внутренней организации объекта и зависимости каждого элемента от всей целостности.

 

86 Художественные музеи России: Справочник-путеводитель. СПб., 1999.

 

87 Российская музейная энциклопедия. В 2 т. М., 2001.

 

Представляется результативным рассмотреть  деятельность музея как социокультурного феномена и формы существования  культуры, определяемой коммуникационным подходом. Коммуникационный подход к деятельности музея предполагает изучение субъектов и механизмов коммуникации. В качестве субъектов коммуникации в данном исследовании выступает собственно музей, образовательные учреждения, художественное сообщество, представляющее региональных художников, коллекционеров, любителей искусства.

 

В изучении заявленной темы представляется важным использование культурологического  подхода к изучению музейного  феномена, предложенного М.С. Каганом. В рамках данного подхода музей рассматривается как органичная часть целостного универсума культуры; как феномен, возникший, функционирующий и развивающейся в условиях системы культуры.

 

В работе над диссертацией применялись  сравнительно-исторический, историко-генетический, реконструктивный и другие методы исследования. Методы реализовывались посредством общенаучных принципов - историзма и объективности.

 

Научная новизна работы заключается  в следующем:

 

- региональный художественный  музей рассмотрен как субъект  коммуникации;

 

- впервые исследован генезис  региональных художественных музеев  в контексте социально-политических  и экономических трансформаций  в обществе;

 

- проанализированы основные тенденции  в развитии художественных музеев  Кубани, Дона, Ставрополья на современном этапе;

 

- впервые на основе коммуникационного  подхода исследуется вековой  опыт, формы взаимодействия художественных  музеев с региональным художественным  сообществом: художниками, коллекционерами,  любителями искусства; 

 

- исследован региональный компонент в фондовой, экспозиционной и просветительской деятельности музеев;

 

- представлены основные модели  взаимодействия художественных  музеев региона с образовательными  учреждениями.

 

Положения, выносимые на защиту.

 

1. Художественный музей является пространством коммуникации, каналом и местом встречи ее субъектов.

 

2. Появление художественных музеев  в изучаемом регионе стало  следствием созидательной деятельности  интеллигенции: художников, коллекционеров, любителей искусства, инициатива  которых, в большей или меньшей степени, поддерживалась органами местного самоуправления. Музеи с самого начала своего существования были не только выставочными центрами, но и участниками внутри - и межрегиональной культурной коммуникации.

 

3. В постреволюционный период направления и содержание музейного строительства определялись государственной политикой. В результате многочисленных реорганизаций в 1920-1930-е гг. и 1960-е гг. в регионе сформировалась разветвленная сеть художественных музеев, существующая по настоящее время.

 

4. Важной составляющей деятельности  региональных художественных музеев  является внешняя коммуникация, участниками которой выступают  сам музей, образовательные учреждения, художники, коллекционеры, общественные  организации, средства массовой информации, органы власти и управления.

 

5. В процессе взаимодействия  музея с художественным сообществом  региона решаются задачи выставочной,  собирательской, исследовательской  и просветительской работы музея,  в результате чего происходит  формирование фонда регионального изобразительного искусства.

 

6. Современный художественный музей,  выступающий в качестве одного  из ключевых субъектов коммуникации  в рамках изучаемого региона,  обеспечивает создание культурно-образовательного  пространства в системе взаимодействия музей - школа. В период с 1990-х гг. по начало XXI в. для образовательной практики художественных музеев характерно создание инновационных музейно-педагогических программ, реализованных в совместных с образовательными учреждениями проектах.

 

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в научной, преподавательской, историко-популяризаторской деятельности, в практической работе музеев художественного профиля, при написании трудов по истории музейного дела, изобразительного искусства Кубани, Дона, Ставрополья.

 

Апробация диссертационного исследования состоялась на всероссийской научной  конференции «Центр - провинция: историко-психологические  проблемы» (Санкт-Петербург, 6-7 декабря 2001 г.), на научно-практической конференции «Музей в XXI веке» (Краснодар, 12 -13 апреля 2004 г., Краснодарский краевой художественный музей), на региональной научно-практической конференции «Музей в современном социокультурном пространстве» (Краснодар, 1-5 ноября 2004 г.), на международном научно-практическом семинаре «Образовательное пространство музея» (Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2005 г., Государственный Русский музей). Кроме того, основные идеи исследования нашли отражение в статьях, опубликованных в различных научных изданиях страны. Общий объем публикаций по теме исследования составляет 2,2 п. л.

 

Структура работы. Степень изученности  различных аспектов поставленной проблемы и логика ее исследования обусловили следующее композиционное построение работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В основу исследования положен проблемно-хронологический принцип.

Заключение диссертации 

по теме "Музееведение, консервация  и реставрация историко-культурных объектов", Сальникова, Татьяна Андреевна

 

Выводы по главе 

 

Охарактеризовав опыт взаимодействия региональных художественных музеев и  образовательных учреждений в исторической ретроспективе, выделим данное взаимодействие как неотъемлемую составляющую деятельности музея на различных этапах.

 

В начале XX в. музей рассматривался и реально являлся дополнением  к системе образования. Интерес  образовательных учреждений к музею  становится стимулом для развития музея  и фактором формирования его культурно-образовательной функции.

 

В 1920-е и, особенно активно, в 1930-е  гг. идет процесс превращения музея  в институт переустройства системы  образования. Взаимодействие художественных музеев и образовательных учреждений находилось в полной зависимости  от учебного процесса.

 

С середины 1930-х гг. в работе художественных музеев появляются конкретные формы  образовательной деятельности, основанные на подготовке учащегося к посещению  действующих экспозиций. Альтернативой  обзорной экскурсии становятся циклы  тематических занятий.

 

С начала 1960-х гг. контакты художественных музеев региона и образовательных  учреждений напрямую зависят от инициативы музейного работника. В совместной работе особая роль принадлежит планированию.

 

В 1970-е гг. большое распространение  получают формы, нацеленные на долгосрочное сотрудничество: музейные абонементы, факультативы, лекции. Важным аспектом коммуникации становятся научно-практические семинары и конференции.

 

К концу 1980 - началу 1990-х гг. возникла необходимость пересмотра сотрудничества региональных художественных музеев и образовательных учреждений, связанная с идеями развития партнерского сотрудничества, курсом на обновление концепции образования.

 

Поиски путей оптимизации сотрудничества со школой - это то, над чем постоянно  работают музейные педагоги. Рассмотренные региональные модели сотрудничества на примере деятельности музеев и образовательных учреждений Кубани, Дона, Ставрополья ориентированы именно на развитие культурно-просветительских инициатив.

 

Сегодня художественный музей, выступающий в качестве одного из ключевых субъектов коммуникации изучаемого региона, обеспечивает создание культурно-образовательного пространства в системе взаимодействия музей - школа. Используя комплексный подход, объединяющий педагогическую и музейную деятельность, художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья тем самым повышают свой рейтинг в культурно-образовательной сфере.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Данная диссертация - первая попытка  изучения художественного музея  в коммуникационном пространстве региона.

 

Исследование показало, что социокультурные  трансформации, стимулировавшие изменения  в формах и интенсивности коммуникации, воплотились в процесс генезиса художественных музеев сначала в  центре, а затем и в регионах.

 

Юг России относится к числу  тех регионов страны, где первые публичные музеи возникли по инициативе передовой общественности, признавшей необходимость широкого распространения культуры. Важным стимулом к созданию художественных музеев в регионе стала деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, а также гражданская инициатива любителей искусств, которая приобрела во второй трети XIX -начале XX в. общественное значение. Возникновение художественных музеев формировало новые каналы культурной коммуникации внутри региона и стимулировало межрегиональную коммуникацию.

 

Екатеринодарская картинная галерея, основанная в 1904 г., оказалась первым и единственным публичным художественным музеем дореволюционных лет в  изучаемом регионе. В ее основу легла  частная коллекция кубанского коллекционера Ф.А. Коваленко. Именно начало XX в. стало определяющим периодом в деле становления и развития городских музеев Таганрога, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Ставрополя, куда входили художественные коллекции.

 

После Октября 1917 г., а на Юге России - с начала 1920-х гг., государственная форма владения художественными ценностями становится повсеместной и обязательной. В южнороссийском регионе, как и в других регионах страны, политика советской власти была направлена на сохранение исторических и культурных ценностей, пополнение музейных фондов за счет национализации частных коллекций и перераспределения художественных ресурсов между столичными и региональными музеями, создание новых музеев.

 

Реорганизация в сфере музейного  строительства, предпринимавшаяся на протяжении 1920-х гг., серьезно осложнила деятельность Краснодарского художественного музея. Несмотря на это, музей приобрел значение одного из лучших музеев страны, что во многом объяснялось интенсивным пополнением его фондов ценными экспонатами из крупнейших музейных коллекций. Период 1920-1930-х гг. был самым плодотворным в комплектовании региональных музейных фондов.

 

В конце 1930-х гг. в регионе начался  процесс организации художественных музеев на основании выделения фондов краеведческих музеев. В 1937 г. в связи с созданием Ростовской области и областного музея краеведения фонды «изоискусства» вошли в состав музея в качестве отдела. Но уже в ноябре 1938 г. художественный отдел Ростовского музея краеведения получил статус музея изобразительных искусств.

Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона