Художественный музей в коммуникационном пространстве региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.

Файлы: 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК  СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ. СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ КУБАНИ, ДОНА, СТАВРОПОЛЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ  ТРАНСФОРМАЦИЙ XX -НАЧАЛА XXI ВВ.

 

1.1. Художественный музей как  субъект коммуникации 

 

1.2. Генезис региональных художественных музеев

 

1.3. Основные тенденции развития  региональных художественных музеев  на современном этапе 

 

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И  РЕГИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СООБЩЕСТВО

 

2.1. Музей и художник: основные  формы сотрудничества 

 

2.2. Музей и коллекционер: частные  коллекции в фондах региональных  художественных музеев 

 

2.3. Музей как пространство коммуникации  любителей искусства 

 

ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

3.1. Взаимодействие музея и школы в исторической ретроспективе

 

3.2. Перспективные модели сотрудничества  региональных художественных музеев  и образовательных учреждений 

Введение диссертации (часть автореферата)

На тему "Художественный музей  в коммуникационном пространстве региона"

 

Актуальность темы исследования

 

Художественный музей наряду с  другими институтами культуры и  образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном  социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.

 

В современных теоретических концепциях деятельность музея все чаще соотносится  с термином «коммуникация». Модели музейной коммуникации - познавательная, эстетическая, знаковая, диалоговая, информационно-коммуникативная, междисциплинарная - нуждаются в более детальной разработке с учетом богатого исторического опыта деятельности отечественных (столичных и региональных) и зарубежных музеев1.

 

В современном  музееведении вопрос о специфике  коммуникационных процессов является достаточно дискуссионным. Смысл полемики обращен, в первую очередь, к тем  задачам, которые решаются в ходе музейной коммуникации, и к их инсталляции  в общую концепцию музея. Необходимость не только определить основные составляющие и особенности коммуникационного процесса, но и сформулировать принципы, на основании которых музей выстраивает

 

1 Столяров  Б.А. Педагогика художественного  музея: от истоков до современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 53. коммуникационную политику, является тем вопросом, от решения которого в значительной степени зависит положение и роль музея в XXI в.

 

В данной диссертации  на основе анализа истории и современного состояния художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья исследуются актуальные аспекты внешней музейной коммуникации.

 

Изучение  деятельности художественного музея  в коммуникационном пространстве региона  позволит обобщить исторический опыт и современные тенденции развития художественных музеев, определить перспективные подходы к внешней музейной коммуникации, восполнить отдельные пробелы в изучении региональной культурологии.

 

Степень разработанности  темы

 

Тема «Художественный  музей в коммуникационном пространстве региона» до сих пор не была предметом специального рассмотрения, хотя отдельным ее аспектам уделялось внимание в ряде работ. Представляется возможным разделить литературу, отражающую степень изученности темы, на три группы: работы по истории музейного дела; труды по истории отечественной и региональной культуры; теоретические исследования в области музейной коммуникации.

 

Работы  по истории музейного дела. Первые работы по истории музейного дела относятся к дореволюционному периоду. Большинство из них посвящено истории и практической работе отдельных музеев, в том числе и художественных. При этом исследователи были единодушны в понимании музея как хранилища памятников «вещественных древностей и искусства» и осознании их научных и просветительских задач. В монографии B.C. Иконникова «Опыт русской историографии» впервые сделана попытка обобщения истории отечественного музейного дела в контексте истории и культурного развития России.

 

2 Иконников  B.C. Опыт русской историографии.  Т.1. Кн. 2. Киев, 1892.

 

В начале XX в. появляются исследования, анализирующие деятельность региональных музеев России за большие временные периоды, например, исторический очерк Ф.Я. Кона3, работы A.M. Ильина4. Таким образом, создавалась база для обобщения в историческом контексте пути, пройденного российскими музеями, и их роли в системе научных и просветительских учреждений.

 

В предреволюционное  десятилетие было опубликовано несколько  работ, рассматривавших становление  и развитие музеев страны, в частности - региональных художественных музеев за полвека их существования. Этот исторический период, как известно, и в России, и за рубежом отмечен попытками демократизации музейной жизни, поисками новых форм работы с посетителями. Осмысление данных тенденций проведено в исследованиях А.О. Карелина5, В.А. Курбатова6, Н.И. Романова7, Ф.И. Шмита8. На страницах «Экскурсионного вестника», издававшегося в России в начале века и содержащего статьи как теоретического, так и практического характера, публиковались работы об отдельных российских музеях, печатались материалы съездов и совещаний музейных работников. Специальный выпуск «Экскурсионного вестника» за 1916 г. целиком посвящен работе со школьниками. Среди публикаций этого выпуска, безусловно, наибольшей значимостью и степенью разработанности проблемы как в теоретическом, так и в практическом

 

3 Кон Ф.Я.  Исторический очерк Минусинского  местного музея за 25 лет (18771902). Казань, 1902.

 

4 Ильин  A.M. Ростовский-на-Дону городской  музей. История возникновения  и его деятельность. Ростов н/Д, 1912.

 

5 Карелин А.О. Условия устройства  и бытования городских художественных  и исторических музеев // Труды  всероссийского съезда художников  в Петрограде (дек. 1911-янв. 1912). П., 1915. Т. 3. С. 23-28.

 

6 Курбатов В. Об устройстве  провинциальных художественных музеев // Труды всероссийского съезда художников в Петрограде (дек. 1911-янв. 1912). П., 1915. Т. 3. С. 5-13.

 

7 Романов Н. И. О задачах  и методах экскурсий по искусству  // Экскурсионный вестник. М., 1916. №  1-2. С. 8; Он же. Местные музеи и  как их устраивать. М., 1919.

 

8 Шмит Ф.И.  Исторические, этнографические, художественные  музеи // Очерк истории и теории  музейного дела. Харьков, 1919. С.39-43. плане  отличается статья хранителя  Румянцевского музея в Москве  Н.И. Романова «О задачах и  методах экскурсий по искусству»9.

 

Таким образом, истоки многих ценных педагогических находок, которыми отмечена деятельность советских музеев 1920-1930-х гг., можно  обнаружить еще в дореволюционной  музееведческой литературе.

 

Принципиально новым явился подход к историко-культурному наследию, а значит, и к деятельности музеев, после Октября 1917 г., когда стала формироваться государственная система руководства и культуры. В период 1920-е - первая половина 1930-х гг. одно из видных мест в развитии основ музееведения принадлежит Отделу теоретического музееведения Государственного исторического музея. Г.Л. Малицкий впервые составил библиографию отечественного музейного строительства от Петра I до начала XX в.10. В этот период продолжились исследования в области строительства и развития художественных музеев. В них освещались проблемы устройства и практики новых музеев (таковы работы А. В. Федорова-Давыдова11), к числу фундаментальных трудов отечественных ученых относятся многочисленные статьи теоретика и историка искусства

 

19

 

А.В. Бакушинского . В них автор  последовательно сочетал разработку теории художественного воспитания с методикой экскурсионной работы в художественных музеях.

 

В 1930-е гг. изучение деятельности музеев, в том числе и художественных, было полностью подчинено политической конъюнктуре. Музей рассматривался как институт коммунистического воспитания личности. Отдельные аспекты деятельности региональных музеев

 

9 Романов Н.И. О задачах и  методах экскурсий по искусству  // Экскурсионный вестник. М., 1916. №  1-2. С. 8.

 

10 Несомненный интерес представляют  работы Г.Л. Малицкого. См. напр.: Малицкий Г.Л. Музейное строительство  в России к моменту Октябрьской  революции // Научный работник. 1926. № 2. С. 43-57.

 

11 Федоров-Давыдов А. Принципы  строительства художественных музеев. Кн. 4. М., 1929.

 

12 Бакушинский А.В. Исследования  и статьи. М., 1981. рассматриваются  в работах Н.Черемухиной13, Н. Шнеерсона14, посвященных первой и второй  музейным конференциям Северного  Кавказа. Обсуждались важные вопросы  в теоретико-методологическом плане: 1-я конференция 1932 г. - о развертывании сети музеев Северокавказского края, подготовке профессиональных кадров; 2-я конференция 1935 г. - о профилировании и структурировании музеев, о развитии политико-просветительной, научно-исследовательской и экспозиционной работы.

 

Всплеск интереса к истории и  практике художественных музеев произошел  в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Данная ситуация была тесно связана с  началом активного переосмысления проблем культурной революции в  СССР. Именно тогда завершился процесс выделения из общеисторической области научных дисциплин о развитии советского общества самостоятельной отрасли знания - истории советской культуры15.

 

Центром изучения истории музейного  дела становится Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы (ныне Российский институт культурологии). В семи сборниках «Очерков истории музейного дела в России»16 (1957-1971) вышли статьи специалистов института - К.П. Белавской17, С.А. Овсянниковой18, Д.А. Равикович19. Публикации обобщали историю отдельных музеев и профильных групп,

 

13 Черемухина Н. Первая Северокавказская  краевая музейная конференция  // Сов. музей. 1932. № 5. С.92-94.

 

14 Шнеерсон Н. Северокавказская  краевая конференция музейных  работников // Сов. музей. 1936. № 2. С. 119-121.

 

15 Ермаков В.Т. Дискуссии конца  50-х - 60-х годов о культурной  революции в СССР // Советская  культура. 70-лет развития. М., 1987. С. 317.

 

16 Очерки истории музейного дела  в СССР: Сб. ст. М., 1957 -1971. Вып. 7.

 

17 Белавская К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII - первой половины XIX века. Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. С. 300-363.

 

18 Овсянникова С.А. Частное собирательство  в России в XVIII-первой половины XIX века. Очерки истории музейного  дела в России. М., 1961. С. 268-300; Она же. Художественные музеи Петербурга и Москвы П-й половины XIX- начала XX века: (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Труды НИИ музееведения. М., 1962. Вып.7. С. 7-62.

 

19 Равикович Д.А. Местные художественные  музеи во 2-ой пол. XIX-нач. XX века // Тр. НИИ музееведения. М., 1962. Вып.7. С. 63-117. определяли этапы развития музейного дела, государственной музейной политики. Обращение к ним позволяет проследить процесс частного коллекционирования, динамику возникновения сети столичных и региональных художественных музеев. В статье Д.А. Равикович впервые сделана попытка рассмотреть историю зарождения провинциальных художественных музеев в России (до начала XX в.)

 

В 1960-1970-е гг. важное значение имели  работы Б.В. Крусмана20, В.И. Ревякина,21 посвященные истории художественных музеев СССР, их роли в культурной и общественно-политической жизни советского государства. В труде Б.В. Крусмана в общих чертах освещена история возникновения и развития художественных музеев нашей страны, раскрыты важные стороны их работы, показано своеобразие и особенности этих институтов культуры. В.И. Ревякин, подвергнув анализу отечественный и зарубежный опыт, проследил эволюцию художественных музеев от хранилищ предметов искусства до современных сложных музейных комплексов. В статьях А.Б. Закс исследуются музейные конференции 1926-1927 гг. в контексте музейной политики советского государства.

 

С начала 1980-х гг. художественный музей  начинает рассматриваться как институт сотворчества, как центр и средоточие широкого духовного общения. Теоретическим проблемам деятельности и развития художественного музея в системе культуры посвящена методологическая работа Л.И. Новожиловой23.

 

Перестройка середины 1980-х гг. и  дальнейшие события радикально изменили экономический, социальный и идеологический климат в стране, серьезно повлияли на развитие сферы культуры. Определились новые

 

20 Крусман Б. Художественные  музеи СССР. М., 1964.

 

21 Ревякин В.И. Художественные  музеи. М., 1974; Он же. Художественные  музеи: Справ, пособие. М., 1991.

 

22 Закс А.Б. Областные музейные  конференции в РСФСР 1926-1927 гг.: (по материалам ОПИ ГИМ) //Археографический  ежегодник за 1980 год. М., 1981.

 

23 Новожилова Л.И. Художественный  музей в системе культуры // Современный  художественный музей: проблемы деятельности и перспективы развития. Л., 1980. приоритеты в исследованиях музеев. Авторы все больше обращают внимание на роль музеев (в том числе художественных) в культурном пространстве общества. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. появляются работы, где предприняты попытки целостного осмысления гул ^ художественного музея с позиций эстетики (труды Л.Я. Петруниной , Т.О. Размустовой25, Е.Н. Мастеница26). В работе А.А. Сундиевой, М.Н. Каулен, И.А. Чувилова27, проводится культурологический анализ социальных оснований музейного института как регулятора определенных отношений, складывающихся в сфере художественной жизни.

 

Преподаватели вузов разработали  и опубликовали в начале 1990-х гг. содержательные с точки зрения изучения аспектов темы учебные пособия

 

28 по отдельным проблемам истории  музейного дела. В работе JI.B. Чижовой  отражены предпосылки возникновения  художественных музеев в провинции  и их история вплоть до начала XX в. JI.M. Шляхтина и С.В. 

 

9Q

 

Фокин , издали учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, посвященное основам музейного дела. JI.A. Карапетян и М.И. Серова являлись авторами учебника для студентов музееведческой ол специальности . В работе Т.Ю. Юреневой изложены причины возникновения музеев в различных регионах страны и мира, прослежено их

Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона