Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа
Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ КУБАНИ, ДОНА, СТАВРОПОЛЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ XX -НАЧАЛА XXI ВВ.
1.1. Художественный музей как субъект коммуникации
1.2. Генезис региональных художественных музеев
1.3. Основные тенденции развития
региональных художественных
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СООБЩЕСТВО
2.1. Музей и художник: основные формы сотрудничества
2.2. Музей и коллекционер: частные
коллекции в фондах
2.3. Музей как пространство
ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
МУЗЕИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
3.1. Взаимодействие музея и школы в исторической ретроспективе
3.2. Перспективные модели
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему "Художественный музей в коммуникационном пространстве региона"
Актуальность темы исследования
Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.
В современных теоретических
В современном музееведении вопрос о специфике коммуникационных процессов является достаточно дискуссионным. Смысл полемики обращен, в первую очередь, к тем задачам, которые решаются в ходе музейной коммуникации, и к их инсталляции в общую концепцию музея. Необходимость не только определить основные составляющие и особенности коммуникационного процесса, но и сформулировать принципы, на основании которых музей выстраивает
1 Столяров
Б.А. Педагогика
В данной диссертации на основе анализа истории и современного состояния художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья исследуются актуальные аспекты внешней музейной коммуникации.
Изучение
деятельности художественного музея
в коммуникационном пространстве региона
позволит обобщить исторический опыт
и современные тенденции
Степень разработанности темы
Тема «Художественный музей в коммуникационном пространстве региона» до сих пор не была предметом специального рассмотрения, хотя отдельным ее аспектам уделялось внимание в ряде работ. Представляется возможным разделить литературу, отражающую степень изученности темы, на три группы: работы по истории музейного дела; труды по истории отечественной и региональной культуры; теоретические исследования в области музейной коммуникации.
Работы по истории музейного дела. Первые работы по истории музейного дела относятся к дореволюционному периоду. Большинство из них посвящено истории и практической работе отдельных музеев, в том числе и художественных. При этом исследователи были единодушны в понимании музея как хранилища памятников «вещественных древностей и искусства» и осознании их научных и просветительских задач. В монографии B.C. Иконникова «Опыт русской историографии» впервые сделана попытка обобщения истории отечественного музейного дела в контексте истории и культурного развития России.
2 Иконников B.C. Опыт русской историографии. Т.1. Кн. 2. Киев, 1892.
В начале XX в. появляются исследования, анализирующие деятельность региональных музеев России за большие временные периоды, например, исторический очерк Ф.Я. Кона3, работы A.M. Ильина4. Таким образом, создавалась база для обобщения в историческом контексте пути, пройденного российскими музеями, и их роли в системе научных и просветительских учреждений.
В предреволюционное десятилетие было опубликовано несколько работ, рассматривавших становление и развитие музеев страны, в частности - региональных художественных музеев за полвека их существования. Этот исторический период, как известно, и в России, и за рубежом отмечен попытками демократизации музейной жизни, поисками новых форм работы с посетителями. Осмысление данных тенденций проведено в исследованиях А.О. Карелина5, В.А. Курбатова6, Н.И. Романова7, Ф.И. Шмита8. На страницах «Экскурсионного вестника», издававшегося в России в начале века и содержащего статьи как теоретического, так и практического характера, публиковались работы об отдельных российских музеях, печатались материалы съездов и совещаний музейных работников. Специальный выпуск «Экскурсионного вестника» за 1916 г. целиком посвящен работе со школьниками. Среди публикаций этого выпуска, безусловно, наибольшей значимостью и степенью разработанности проблемы как в теоретическом, так и в практическом
3 Кон Ф.Я.
Исторический очерк
4 Ильин A.M. Ростовский-на-Дону городской музей. История возникновения и его деятельность. Ростов н/Д, 1912.
5 Карелин А.О. Условия
6 Курбатов В. Об устройстве провинциальных художественных музеев // Труды всероссийского съезда художников в Петрограде (дек. 1911-янв. 1912). П., 1915. Т. 3. С. 5-13.
7 Романов Н. И. О задачах
и методах экскурсий по
8 Шмит Ф.И.
Исторические, этнографические,
Таким образом, истоки многих ценных педагогических находок, которыми отмечена деятельность советских музеев 1920-1930-х гг., можно обнаружить еще в дореволюционной музееведческой литературе.
Принципиально новым явился подход к историко-культурному наследию, а значит, и к деятельности музеев, после Октября 1917 г., когда стала формироваться государственная система руководства и культуры. В период 1920-е - первая половина 1930-х гг. одно из видных мест в развитии основ музееведения принадлежит Отделу теоретического музееведения Государственного исторического музея. Г.Л. Малицкий впервые составил библиографию отечественного музейного строительства от Петра I до начала XX в.10. В этот период продолжились исследования в области строительства и развития художественных музеев. В них освещались проблемы устройства и практики новых музеев (таковы работы А. В. Федорова-Давыдова11), к числу фундаментальных трудов отечественных ученых относятся многочисленные статьи теоретика и историка искусства
19
А.В. Бакушинского . В них автор
последовательно сочетал
В 1930-е гг. изучение деятельности музеев, в том числе и художественных, было полностью подчинено политической конъюнктуре. Музей рассматривался как институт коммунистического воспитания личности. Отдельные аспекты деятельности региональных музеев
9 Романов Н.И. О задачах и
методах экскурсий по
10 Несомненный интерес
11 Федоров-Давыдов А. Принципы строительства художественных музеев. Кн. 4. М., 1929.
12 Бакушинский А.В. Исследования
и статьи. М., 1981. рассматриваются
в работах Н.Черемухиной13, Н. Шнеерсона14,
посвященных первой и второй
музейным конференциям
Всплеск интереса к истории и
практике художественных музеев произошел
в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Данная
ситуация была тесно связана с
началом активного
Центром изучения истории музейного дела становится Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы (ныне Российский институт культурологии). В семи сборниках «Очерков истории музейного дела в России»16 (1957-1971) вышли статьи специалистов института - К.П. Белавской17, С.А. Овсянниковой18, Д.А. Равикович19. Публикации обобщали историю отдельных музеев и профильных групп,
13 Черемухина Н. Первая
14 Шнеерсон Н. Северокавказская краевая конференция музейных работников // Сов. музей. 1936. № 2. С. 119-121.
15 Ермаков В.Т. Дискуссии конца 50-х - 60-х годов о культурной революции в СССР // Советская культура. 70-лет развития. М., 1987. С. 317.
16 Очерки истории музейного дела в СССР: Сб. ст. М., 1957 -1971. Вып. 7.
17 Белавская К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII - первой половины XIX века. Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. С. 300-363.
18 Овсянникова С.А. Частное
19 Равикович Д.А. Местные
В 1960-1970-е гг. важное значение имели работы Б.В. Крусмана20, В.И. Ревякина,21 посвященные истории художественных музеев СССР, их роли в культурной и общественно-политической жизни советского государства. В труде Б.В. Крусмана в общих чертах освещена история возникновения и развития художественных музеев нашей страны, раскрыты важные стороны их работы, показано своеобразие и особенности этих институтов культуры. В.И. Ревякин, подвергнув анализу отечественный и зарубежный опыт, проследил эволюцию художественных музеев от хранилищ предметов искусства до современных сложных музейных комплексов. В статьях А.Б. Закс исследуются музейные конференции 1926-1927 гг. в контексте музейной политики советского государства.
С начала 1980-х гг. художественный музей начинает рассматриваться как институт сотворчества, как центр и средоточие широкого духовного общения. Теоретическим проблемам деятельности и развития художественного музея в системе культуры посвящена методологическая работа Л.И. Новожиловой23.
Перестройка середины 1980-х гг. и дальнейшие события радикально изменили экономический, социальный и идеологический климат в стране, серьезно повлияли на развитие сферы культуры. Определились новые
20 Крусман Б. Художественные музеи СССР. М., 1964.
21 Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1974; Он же. Художественные музеи: Справ, пособие. М., 1991.
22 Закс А.Б. Областные музейные конференции в РСФСР 1926-1927 гг.: (по материалам ОПИ ГИМ) //Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981.
23 Новожилова Л.И.
Преподаватели вузов разработали и опубликовали в начале 1990-х гг. содержательные с точки зрения изучения аспектов темы учебные пособия
28 по отдельным проблемам
9Q
Фокин , издали учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, посвященное основам музейного дела. JI.A. Карапетян и М.И. Серова являлись авторами учебника для студентов музееведческой ол специальности . В работе Т.Ю. Юреневой изложены причины возникновения музеев в различных регионах страны и мира, прослежено их
Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона