Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа
Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.
Я1 становление и развитие как социокультурных институтов . В учебном
24 Петрунина Л.Я. Музей
25 Размустова Т.О. Феномен
26 Мастеница Е.Н. Музей как константа культуры: центр и провинция // Центр-провинция: историко-психологические проблемы: Материалы всерос. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001. С. 55-56.
27 Сундиева А., Каулен М., Чувилова
И. Деятельность музеев: музеи
Российской Федерации на
28 Чижова JI.B. Из истории российских музеев: Учеб. пособие. Екатеринбург,
1991.
29 Шляхтина JI.M., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учеб. пособие. СПб.,
2000.
30 Карапетян JI.A., Серова М.И. Музееведение и охрана памятников: Учеб. пособие. Краснодар, 2003.
31 Юренева Т.Ю. Музееведение: Учеб.
пособие. М., 2004. пособии М.Ю. Юхневич
обобщен материал о музейно-
Труды по истории отечественной художественной культуры. Современный взгляд на историко-культурные процессы России изложен в трудах И.В. Кондакова, С.Н. Иконниковой, П.С. Гуревич, М.С. Кагана, А.И. Новикова, В.В. Селиванова, Э.В. Соколова . Проблемы теории и истории художественной культуры России рассматривались в работах Д.С. Лихачева, Г.Ю. Стернина, Н.А. Хренова, К.Б. Соколова, В.П. Лапшина и др34.
История художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья нашла отражение в общих работах по истории региональной культуры, в специальных трудах, посвященных истории художественной культуры, художественной жизни, творчеству отдельных художников.
Данный вопрос начал изучаться с конца 1950-х гг. Для диссертации представляли интерес работы краснодарских, ростовских и ставропольских
32 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. М., 2001.
3 Кондаков И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М., 2003; Он же. «По ту сторону Европы»: [Русская культура и западноевропейская цивилизация] // Вопр. философии. 2002. № 4. С.3-19; Он же. Интерсубъективность культуры // Обсерватория культуры. 2004. № 4. С. 22-31; Иконникова С.Н. Культурология в свете гуманитарных наук: междисциплинарные связи. СПб., 1995; Она же. История культурологии. СПб., 1998; Гуревич П.С. Культурология. М., 2000; Каган М.С., Соболев П.С., Мосолова JI.M. Основы теории художественной культуры: Учеб. пособие / Под общ. ред. JI.M. Мосоловой. СПб., 2001; Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998; Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. JL, 1982; Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.
34 Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000; Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX в. М., 1984; Он же. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. / ВНИИ искусствознания. М., 1988; Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России: (субкультуры, картины мира, ментальность). СПб., 2001; Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петербурга в 1917 г. М., 1983. искусствоведов С.Е. Трусовой35, Ю.Л. Рудницкой36, Н.А. Каракозовой37,
38 краеведа В.П. Бардадыма , посвященные становлению художественной жизни региона. В работе Н.А. Киракозовой представлена панорама деятельности ставропольских художников и художественного музея по пропаганде изобразительного искусства среди сельского населения региона.
С конца 1980-х - начала 1990-х гг. изучение региональной культуры, выходит на новый качественный уровень. Появляются обобщающие труды по истории культуры Кубани, Дона, Ставрополья (работы И.И. Горловой, А.И. Манаенкова, В.И. Лях39, З.М. Поздняевой40), работы по истории региональной художественной культуры (А.Н. Еремеевой41, И.Г. Тажидиновой42, В.Н. Анисимовой43, И.И. Горловой44, Н.Г. Денисова45, В.И. Лях46, А.И. Манаенкова47 и др). Продолжались активно разрабатываться
35Трусова С.Е. Художники
3бРудницкая Ю. Художники Дона. Л.Д960.
37 Киракозова Н.А. Работа
38 Бардадым В.П. Этюды о прошлом и настоящем Краснодара. Краснодар, 1978; Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992; Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995; Бардадым В.П. Кисть и резец. Художники на Кубани. Краснодар, 2003 и др.
39 Горлова И.И., Манаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц 1794— 1917: Ист. очерк. Краснодар, 1993.
40 Поздняева З.М. Живая душа
искусства. Страницы истории
41 Еремеева А.Н. Художественная интеллигенция Кубани в первой четверти XX в.: исторический, социокультурный и биографические аспекты: Дис. канд. ист. наук. М., 1993; Она же. Между прошлым и будущим: (Художественная жизнь Кубани в годы революции и гражданской войны 1917-1920 гг.). СПб., 1996.
42 Тажидинова И.Г.
43 Анисимова В.Н.
44 Горлова И.И. Культурная
45 Денисов Н.Г. Субъекты
46 Лях В.И. Просвещение и
1997.
47 Манаенков А.И. Горизонты
АО биографии кубанских
Большинство авторов касаются истории изобразительного искусства, профессионального художественного сообщества, становления местных художественных музеев дореволюционного периода (В.Н. Анисимова51, И.Д. Золотарева52, Т.Ю. Федина53, Г.И. Долгушева54, О.В. Расенко55, Е.Н. Цыганкова56). В данных исследованиях содержатся сведения о столичных и провинциальных деятелях искусства, работавших в регионе. Их авторы обращают внимание на профессиональную и общественную художественную деятельность. В. Н. Анисимова, И.Д. Золотарева, Т.Ю. Федина анализируют взаимоотношения художников с основателем
48 Бардадым В.П. Этюды о
49 Громов В.П. Художественная
культура Кубани в начале XX века
// Новейшие исследования по
50 Кукушкина С.А. О деятельности Екатеринодарского художественного кружка при городской картинной галерее // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991. С. 38-47.
51 Анисимова В.Н.
52 Золотарева И.Д. Научная и
общественно-просветительная
53 Федина Т.Ю. Переписка Ф.А. Коваленко с украинскими художниками // Четвертые кубанские литературно-исторические чтения. Краснодар, 2003. С. 187-195.
54 Долгушева Г.И. Академия
55 Расенко О.В. Художник - педагог
Н.С. Блонская // Из опыта научно-исследовательс
56 Цыганкова Е.Н. Творческое
Екатеринодарской картинной
Советский период деятельности художественных музеев также нашел отражение в ряде работ. История музейного строительства и охраны памятников в Екатеринодаре в 1917-1920 гг. освещается в указанных работах А.Н. Еремеевой. Диссертационное исследование И.Г. Тажидиновой посвящено комплексному изучению художественной жизни Кубани в 19201930 гг. Автор анализирует конкретную действительность времени становления кубанского искусства, показывает место и роль художественных организаций в художественной жизни Кубани в целом. В работе, Г.С. Алимурзаевой отражены основные тенденции становления и развития Ростовского областного музея изобразительных искусств, исследованы этапы реконструкции музея, пополнения фондовой коллекции.
Начиная с 1990-х гг. вопросы истории художественной культуры региона, деятельности отдельных художников выносятся на научно-практические конференции разного уровня, в том числе на конференции художественных музеев. В итоговых сборниках нашли отражение публикации сотрудников Краснодарского краевого художественного музея,
Ростовского областного музея изобразительных искусств, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Это статьи кубанских искусствоведов Т.М. Кондратенко57, В.Ф. Беломыцевой58, Ю.А. Солодовникова59, С.Н. Пыхтиной60, С.М. Гонтарь61, Е.А. Косопойко62. Среди работ, посвященных художественной культуре Дона, отметим труды Л.Д. Мальцевой63, В.В. Рязанова64, Г.И. Головкиной65, исследующие особенности художественной жизни региона, где особое внимание уделяется творчеству мастеров изобразительного искусства. Сведения о ставропольских художниках отражены в работах музейных специалистов -З.А. Белой66, О.Б. Бендкж67, С.И. Валуевой68. В частности, З.А. Белая анализирует творческую деятельность девяти учеников ростовского
СП
Кондратенко Т.М. Музей вчера, сегодня, завтра. Проблемы и перспективы // Страницы истории: Сб. сообщ. Краснодар, 1996. С. 3-7. со
Беломьщева В.Ф. Ф.А. Коваленко и молодые художники // Памяти Ф.А. Коваленко: Сб. сообщ. Краснодар, 1994. С.35-41.
59 Солодовников Ю.А. «Золотые мотивы Ф.А. Коваленко». Страницы творческой дружбы // Наследие XX в. Краснодар, 1995. С. 76-83.
60 Пыхтина С.Н. Ф.А. Коваленко - основатель музея // Памяти Ф.А. Коваленко: Сб. сообщ. Краснодар, 1994. С. 28-35.
61 Гонтарь С.М. Библиотека Ф.А. Коваленко // Памяти Ф.А. Коваленко: Сб. сообщ. Краснодар, 1994. С. 5-20.
62 Косопойко Е.А. Материалы к библиографии изографии Кубани 1904-2000. Краснодар, 2001.
63 Мальцева Л.Д. Роль детской
художественной галереи в
64 Рязанов В.В. Художники
65 Головкина Г.И. Работа музея по пропаганде творчества художников Дона. Проблема экспозиционной площади // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 38-39.
66 Белая
З.А. Ученики ростовского
67 Бендюк О.Б. Ставрополь за два века // Памятники Отечества. М., 2002. № 48. С.128-130.
68 Валуева
С. «Того города уже нет.».
Ставрополь на картинах
В силу того, что практически не исследовано взаимодействие музеев с местными коллекционерами, возникла необходимость изучения искусствоведческой литературы регионального характера, основных тенденций коллекционирования, истории частных собраний в фондах художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья. Заметный вклад в разработку этих проблем внесли В.А. Алимурзаева, З.А. Белая, В.Н. Мазурина, А.И. Слуцкий и др. В.А. Алимурзаева69 рассматривает профессиональную и творческую деятельность В. А. Гринберга, формирование его коллекции в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств. З.А. Белая анализирует художественную коллекцию купцов Алафузовых в фондах Ставропольского музея изобразительных искусств, освещает их роль в развитии изобразительного искусства Ставрополя в начале XX в. В. Н. Мазурина71 пишет о знаменитом коллекционере и путешественнике Н.И. Воробьеве, собравшем во время своего путешествия на Восток большую этнографическую коллекцию. А.И. Слуцкий рассматривает историю кубанского экслибриса, дает представление о коллекционерах «книжного знака», характеризует их частные собрания.
Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона