Художественный музей в коммуникационном пространстве региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Художественный музей наряду с другими институтами культуры и образования играет значительную роль в гуманитарном развитии личности. Осмысление места музея в современном социуме является одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.

Файлы: 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

 

Работы  по теории музейной коммуникации. Впервые  концептуальный подход к музею как  к коммуникативной системе был 

 

69 Алимурзаева  Г.С. В.А. Гринберг. Творческая судьба и наследие // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1992. С. 95-101.

 

70 Белая  З.А. Купцы Алафузовы и их  художественная коллекция // Ставропольский  краевой музей изобразительных искусств: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 9-13.

 

71 Мазурина  В.Н. Николай Иванович Воробьев - путешественник и собиратель // Художественный музей в контексте  истории. Краснодар, 2000. С. 15-24.

 

72 Слуцкий  А.И. Заметки о кубанском экслибрисе // Научно - исследовательская работа в художественном музее: Сб. сообщ. Краснодар, 1998. С.72-80; Он же. Архив А.Е. Глуховцева: проблема изучения и использования // Страницы истории: Сб. сообщ. Краснодар, 1996. С.62-74. сформулирован Д. Камероном в конце 1960-х гг. Им была определена схема взаимодействия субъектов музейного диалога и выстроены базовые компоненты музейного коммуникационного пространства. В дальнейшем основные положения Д. Камерона в конце 1960-х гг. нашли поддержку и развитие в ряде работ зарубежных и отечественных музееведов74.

 

В плане  практического воплощения теоретической  модели музейной коммуникации представляет интерес концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея  им. П.В. Алабина .

 

Попытка объединения  направлений музейной деятельности в общую структуру была предпринята Ю.В. Зиновьевой в рамках изучения взаимодействия музея и общества . Анализ их взаимосвязи проводился на основе изучения выполняемых музеем функций различных уровней, направленных на обеспечение непрерывной трансляции ценностей. Построенная структура основных сфер взаимодействия музея обращает внимание на его интеграционный характер, увязывающий процессы современного функционирования музея с сохранением прошлого, с актуализацией и индивидуальной интерпретацией в единую коммуникационную систему.

 

73 Cameron D.A Viewpoint: the museum as a communication system and implications for museum education // Curator. 1968. Vol. 11. № 1. P. 33-40.

 

74 См. напр.: Hooper-Greenhill E.A. A new communication model for museum // Museum Languages: objects and texts. Liecester, 1991; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989; Калугина Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции в музейной деятельности // Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989; Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Музей - культура - общество: Сб. науч. тр. М., 1992. Вып. 21.

 

75 Музей и коммуникация: Концепция  развития Самарского областного  историко - краеведческого музея  им. П.В. Алабина / Под ред. Н.А.  Никишина и В.Н. Сорокина. М.; Самара, 1998.

 

76 Зиновьева Ю.В. Музей и общество: эволюция взаимоотношений // Музей в современной культуре: Тез. докл. на науч. конф., посвященной международному Дню музеев. СПб., 1995. С. 21-23.

 

Теоретическая концепция музейной коммуникации в контексте образовательной  деятельности музея, основные ориентиры  в области музейной педагогики, а также контакты музея с образовательными

 

77 учреждениями отражены в многочисленных  работах Б.А. Столярова , трудах  А.Г. Бойко78.

 

Серьезным вкладом в теоретическое  и методическое осмысление образовательной  деятельности художественных музеев страны стала разработка первой отечественной многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»79, заслужившая широкое признание в России. Диапазон публикаций по названной программе весьма широк - от учебных и методических пособий, до слайд - и мультимедийных программ по истории искусства и другим учебным курсам.

 

Начиная с 1990-х гг. и по настоящее  время наблюдается заметное усиление внимания исследователей к проблемам  образовательной работы художественных музеев, что получило свое отражение в профильных научных конференциях и семинарах, проводимых в разных регионах России. На них ученые-практики рассматривают вопросы реализации в образовательных учреждениях регионов России музейно-педагогических разработок, в частности, программы «Здравствуй, музей!». Ежегодные сборники Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея содержат

 

77 Столяров Б.А. Педагогика художественного  музея: от истоков до современности:  Учеб. пособие. СПб., 1999; Он же. Педагогический контекст образовательной деятельности художественного музея // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2005. Вып.УШ. С. 9-30.

 

78 Бойко А.Г. Педагогический потенциал  искусствоведения // Музейная педагогика в школе. СПб., 1998. Вып.1.

 

79 Экспериментальная музейно-педагогическая  программа «Здравствуй, музей!»  СПб, 1995. публикации статей сотрудников  региональных музеев, в том числе  южнороссийских80.

 

Таким образом, несмотря на многочисленность исследований, в области истории музейного дела, отечественной художественной культуры, истории музейной коммуникации, тема «Художественный музей в коммуникационном пространстве региона» не стала предметом специального изучения.

 

Объект исследования: художественный музей.

 

Предмет исследования - генезис, формы, содержание, перспективные модели деятельности художественного музея в коммуникационном пространстве региона.

 

Под коммуникационным пространством  региона понимается система функционирования информации, обусловленная процессом взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи сообщений или обмена ими. Внешняя музейная коммуникация обеспечивает статус музея как участника процесса культурной коммуникации в регионе.

 

Исходя из актуальности и степени изученности темы целью данной работы является исследование генезиса и современного состояния внешней коммуникации художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья.

 

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

 

80 Солодовников Ю.А. Методические аспекты построения модели единого образовательного пространства в гуманитарной сфере: (На примере сотрудничества КХМ и гимназии № 88 г. Краснодара) // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2000. С. 193-195; Степаненко Ю.П. Художественное образование детей в системе школьного образования средствами музейной педагогики на базе Ростовского областного музея изобразительных искусств // Произведения искусства в образовательном процессе. СПб., 2000. Вып. VI. С. 96-98; Бендюк О.Б. Социальная роль образовательной деятельности музея. От искусствоведения к культурным практикам // Произведения искусства в образовательном процессе. СПб., 2000. Вып. VI. С.143-150.

 

1) рассмотреть художественный музей  как субъект коммуникации;

 

2) реконструировать процесс формирования  художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья в контексте социально-политических  и экономических трансформаций  в обществе;

 

3) выделить основные тенденции  в развитии региональных художественных  музеев на современном этапе;

 

4) изучить взаимодействие регионального  художественного музея и регионального  художественного сообщества в  лице художников, коллекционеров, организаций  любителей искусств;

 

5) исследовать содержание регионального  компонента в фондовой, экспозиционной и просветительской деятельности музея;

 

6) проанализировать генезис, современное  состояние и перспективы сотрудничества  художественных музеев и образовательных  учреждений.

 

Исследование проведено на базе музеев Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области. Особое внимание уделено деятельности трех крупнейших музеев региона: Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Ростовского областного музея изобразительных искусств, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Специально не рассматривались музеи национальных автономий, нуждающиеся в отдельном изучении.

 

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX до начала XXI вв., границы которого определяются особенностью формирования музейной сети, а точкой отсчета является создание первого художественного музея изучаемого региона-Екатеринодарской картинной галереи (1904 г.).

 

Источниковая база исследования включает в себя разнообразные виды опубликованных и неопубликованных материалов, многие из которых впервые введены в научный оборот. Среди последних -документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК),

 

Центра документации новейшей истории  Краснодарского края (ЦДНИКК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО), научно-исторических архивов художественных музеев Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя.

 

Важным источником явились материалы  законодательства -законы, постановления, положения, распоряжения, инструкции, которые отражают государственную  политику в области историко-культурного наследия, музейного дела, основные направления сохранения и о -I пропаганды изобразительного искусства .

 

Широко использована делопроизводственная документация, отражающая деятельность музеев. Из материалов ГАКК большой  интерес представляют личный фонд Ф.А. Коваленко (Ф. 796), включающий отчеты о периодических выставках, переписку основателя Екатеринодарской картинной галереи Ф.А. Коваленко с художественной общественностью; фонд Краснодарского краевого художественного музея имени А.В. Луначарского (Ф. Р-1674), содержащий отчетную документацию музея за 1922, 1927, 1930-1936, 1941, 1943-1990 гг., переписку с художественными музеями об организации выставок, о высылке отдельных картин и экспонатов. В фонде «Коллекция документальных материалов по истории Кубани П.В. Миронова» (Ф.Р-1547) хранятся газетные вырезки за 19201930 гг., относящиеся к деятельности Краснодарского краевого художественного музея.

 

Фонд Краснодарской краевой  организации Союза Художников РФ (Ф. Р-1722) содержит протоколы заседаний, отчеты данного объединения за 1940-1973 гг., позволяющие определить формы сотрудничества с Краснодарским краевым художественным музеем.

 

81 См. напр.: Охрана памятников истории  и культуры: Сб. документов / Под ред.  Г.Г. Анисимова. М, 1973; Свод Законов СССР. М, 1988; Художественная жизнь современного общества. Государственная культурная политика в документах и материалах. Т.4. Кн.1,2. СПб., 2001.

 

ЦДНИКК хранит фонд краснодарского крайкома ВКП(б) РК, ГК КПСС (Ф. 1774-А). В  нем содержатся докладные записки работников отдела пропаганды и агитации о работе учреждений искусств Краснодарского края.

 

В ГАРО высокой степенью репрезентативности отличается фонд Ростовского-на-Дону Общества изящных искусств (Ф. 136), фонд Донского областного музея искусства и древностей (Ф. 697). В фонде Первого краевого съезда архивно-музейной деятельности (Р.62) наибольший интерес представляют отчеты, протоколы, доклады съезда, посвященные состоянию музейного дела в регионе. Фонд Ростовского областного музея изобразительных искусств (Ф.Р-4399) содержит ежегодные отчеты, справки, касающихся различных аспектов музейной деятельности.

 

Научно-исторический архив Краснодарского краевого художественного музея  имеет самый значительный и объемный фонд, содержащий документы, относящиеся к истории основания музея, его деятельности - распоряжения, приказы, отчеты (Ф.1), а также тематико-экспозиционные планы, протоколы, справки, переписку музеев по вопросам профессиональной деятельности. Аналогичные материалы хранятся в фондах Ростовского и Ставропольского художественных музеев.

 

Большое значение для исследования имеют источники личного происхождения: мемуары, частная переписка, автобиографии, анкеты, записные книжки. Данные материалы  сосредоточены, в основном, в личных и музейных архивах.

 

Значительный интерес представляют воспоминания художников-педагогов  Г.А. Аветисьяна, М.П. Богоявленского, сотрудников  и очевидцев событий спасения коллекции Краснодарского краевого художественного музея в годы Великой Отечественной войны  А.Е. Глуховцева, А.К. Осиповой, О.В. Крутовской. Использованы в диссертации и неопубликованные источники личного происхождения: переписка Ф.А. Коваленко с художниками, родственниками и друзьями. Особый интерес представляют фонды-персоналии научно-исторического архива Краснодарского краевого художественного музея, художников и коллекционеров - Г.А. Аветисьяна (Ф.6), Н.Д. Шарикова (Ф.9), М.П. Богоявленского (Ф.14), А.Е. Глуховцева (Ф.15), Л.Ф. Ильичева (Ф.13).

 

В Государственном архиве Краснодарского края содержится фонд краснодарского художника-коллекционера В.А. Пташинского (Ф.1797), в котором находятся документы о деятельности Ф.А. Коваленко, а также фонд видного коллекционера B.C. Смирнова, хранящий его переписку с искусствоведом Е.М. Беликовой, касающуюся художника Н.В. Харитонова (Ф.Р-1609).

 

Научно-исторический архив Ставропольского  краевого музея изобразительных  искусств располагает архивами ставропольских художников К.Г. Казанчана, А. Е. Соколенко, В.В. Чемсо и других, где представлены биографии, анкеты, записные книжки.

 

В научно-историческом архиве Ростовского  областного музея изобразительных  искусств имеются архивы донских  художников Т. Семенова, С. Скопцова, В. Кленова, Т. Теряева и др.

 

Процесс внешней музейной коммуникации находит отражение в методических рекомендациях, авторских разработках практических программ музееведов, художников, педагогов.

 

Для настоящего исследования представляют интерес музейно 

 

82 г* педагогические программы  Ю.А. Солодовникова , реализованные  на базе Краснодарского краевого художественного музея, авторская программа и

 

82 Солодовников Ю.А. Краевая экспериментальная  площадка 2002-2004 гг. «Формирование единого  пространства гуманитарно-эстетического  образования на основе взаимодействия  школы и музея». На базе гимназии № 88 г. Краснодара: [Исходящая документация ККХМ]. Краснодар, 2004. методика преподавания художника Е.В. Саврасова83, введенная в программу Детской художественной школы г. Ставрополя, проект программы «Малой региональной культуры» - «Театр времен» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств84, методическая разработка программы искусствоведа Ю.П. Степаненко85, получившая практическую реализацию в Ростовском областном музее изобразительных искусств.

Информация о работе Художественный музей в коммуникационном пространстве региона