Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:18, реферат
Каждый период в истории искусства дарит миру своих мастеров и свои достижения, но именно в переломные исторические эпохи на художественной арене появляются гении, которые ломают стереотипы, совершают великие открытия и связывают воедино прошлое, настоящее и будущее.
Одним из таких художников, живший и творивший на рубеже XVIII-XIX веков, был Франсиско Гойя.
Введение.
«Капричос»- начало.
Первая глава «Капричос».
Вторая глава «Капричос».
Третья глава «Капричос».
Четвёртая глава «Капричос».
Пятая глава «Капричос».
Заключение.
Список использованной литературы.
Тут есть намёк на реку Иордан, превратившуюся в адское болото, из которого
торчат уродливые головы тех, кто уже «крещён». Заметим ,что обряд происходит не добровольно, так как козлоногий персонаж держит свою крестницу за ноги, глаза её закрыты, лицо страдальческое. Посвящение в «благочестивую профессию» становится настоящим насилием. Отказ от «собственной воли и мнения» ведёт человечество по пути зла и глупости, завершая его роковое превращение. И высшей наградой ему служат те ослиные уши, которые вырастают у молодой ведьмы, когда она произносит слова обета.
Вот теперь дьявольский мир совершил как будто всё, чего добивался. И заключительный офорт (№71) четвёртой главы «Капричос » олицетворяет полное торжество нечисти. Пять голых ведьм и колдунов собрались в ночи, уселись на мешках, набитых младенцами, и разгла-гольствуют. Мир обезлюдел, либо человечество превращено в «антилюдей», либо уничтожено.
И нечисть заново населила Вселенную. Кажется что дьявольская власть стала беспредельной,
так как сцена этого действия как будто переносится в космос, ибо над чёрной землё неподвижно блестят звёзды, на которые, так же как и на землю, легла тень дьявола. Но минута бесовского торжества всёже пронизывается сомненьем, Гойя комментирует: «Когда рассветет, мы уйдём».
Ночь закачивается и даже сами бесы чувствуют что «они уйдут». Даже сам художник не может
выдержать ожидание рассвета: «А хоть бы и вовсе не приходили: никому вы не нужны». На
смену ночи должен
прийти рассвет. Мир «сна разума»
должен смениться пробуждением. И
вот четвёртая глава
Итак, мы приблизились к истине, хотя это было нелегко, и в конце нам дали надежду на близящийся рассвет, который разрушит сети дьявольского сна мира. Но мы всегда будем помнить, что где- то в обществе и в нас самих таятся ночные призраки, которые - стоит им
только дать волю - могут облачиться плотью и затопить мир ночным мраком. Идём же дальше,
ведь рассвет
всё же наступит. Нас ждёт заключительная
глава «Капричос».
Пятая глава «Капричос».
Пятая глава «Капричос» является не только дальнейшим развитием, но также заключением
всей этой серии, итогом предпринятого художником изучения безумств, сумасбродств и пагубных предрассудков человечества.
Тяжёлый ночной мрак исчез, и даже остаточный сумрак стал лёгким. Родилось стре-мительное, неудержимо радостное движение. Юность и красота будто вырвались из плена
и утратили страх перед чудовищами. В офорте №72 мы видим красавицу, которой заступает дорогу дьявол, бегущий по земле на кривых мохнатых ножках. Также два голых демона настигают её, летя на перепончатых крыльях. Они окружаю жертву, желая напугать, схватить,
вернуть её под свою власть. Но дьявольскому кругу не сомкнуться и танец- полёт не оста-навливается. Юная красавица не только не напугана, но, ускользая от них, как будто дразнит
их и смеётся
над всеми их ухищрениями. Подпись
и комментарий предают
офорту двойственность, выдавая борьбу в душе Гойи гуманных просветительских надежд и трезвого сознания, отдающего себе отчёт в том, что мрак, так долго владевшим человечеством,
не может развеяться мгновенно, и что сами люди также не могут переродиться и превратиться в новые существа, идеальные, недоступные искушения страху. Гойя понимает, что этот новый, освободительный путь для Испании будет длителен и ставит под сомнение полноту власти над человечеством сил тьмы.
Вот
офорт №73, и он называется: «Лучше
бездельничать». Эти слова по
смыслу прямо развивают мысль,
высказанною в названии
лучше не принимать никаких усилий, чтобы избегнуть своей судьбы. Комментарий придаёт особый социальный оттенок: «Если тому, кто больше трудится, достаётся меньше благ, то, право, лучше бездельничать».
Следующий
офорт (№74) возрождает атмосферу
страха человека перед
не причинит ей зла», мы не склонны доверять им, ибо домовой в одежде монаха даже более отвратителен, делая из себя любезника, но по сути творящего зло - что по крайней мере для него
естественно. Далее следует триптих офортов, который затрагивает уже знакомую нам тему власти «несуществующего», ничтожного мёртвого.
Вот
мужчина и женщина,
кому невмоготу подчиняться власти этого поистине нелюдского установления.
Далее,
на семьдесят шестом офорте, жирный
солдафон, в сползающих штанах, нагло
разглагольствует среди
И
наконец, в офорте № 77 мы
вновь возвращается к теме
упорно не желающей уходить
нечисти, которая постоянно
На
семьдесят восьмом офорте
Следующий
офорт (№79 «Нас никто не видил»)
разоблачает идиллию до конца.
Монахи-домовые забрались в
И
вот, наконец, час пробил. «Уже
пора» - назвал Гойя последний
лист пятой главы и
«На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки. Хорошо, что это племя показывается только ночью и в темноте. До сих пор никто не сумел узнать, где они прячутся днем. Тот, кому удалось бы захватить логово домовых, поместить его в клетку и показывать в десять часов утра на Пуэрта дель Соль, не нуждался бы ни в каком наследстве.».
Утренний вечер закрутил хоровод ночных бесов. Кажется, он сбивает их с ног, а они воют и притворно зевают, будто невинно проспали всю ночь как люди. И они стремительно начинают превращаться в людей. Одни уже перерядились, причём перерядились в одежду церков-нослужителей. Днём они будут наставлять людей на путь добродетели, баюкая и при солнечном свете разум людей, укореняя предрассудки, вновь готовя торжество ночи. А когда она вновь наступит, одежды спадут, и вновь обнажиться их дьявольское существо - те рога, которые торчат на макушке, не успевшего замаскироваться беса. И вновь они отправятся на поиски детей человеческих, высохшие останки которых ещё украшают пояс рогатого беса- монаха.
Да,
всё это так и будет, если
снова наступит ночь, если беспечное
человечество позволит вновь
усыпить свой разум, убаюкать
себя старыми сказками, смутить,
запутать, напугать, и если человеческий
мир забудет этот урок, который преподал
ему в «Капричос» Гойя. Но допустят ли
люди новое наступление ночи? Художник
не берётся утверждать, что нет. Гойя преподал
жесточайший урок, чтобы пробудить человеческий
разум и внушить ему энергию против «антиразума».
Он обещал истину и высказал её до конца.
Поймут ли её люди и смогут ли руководствоваться
ею - это зависит только от самих людей.
Заключение.
Гойя
был национальным гением
Великий художник- новатор, создавший свою манеру, свой стиль, Гойя был глубоко индивидуален в своём творчестве, переживая виденное, претворяя его в незабываемых, волнующих образах. Глубокая экспрессивность, острая трактовка образов отличают его от других мастеров XIX столетия.
Испанский
художник перерос свои
Франсиско
Гойя прожил долгую и
Список
использованной литературы.
Левина И.М. Гойя // «Ленинград» - 1945 -