Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:18, реферат
Каждый период в истории искусства дарит миру своих мастеров и свои достижения, но именно в переломные исторические эпохи на художественной арене появляются гении, которые ломают стереотипы, совершают великие открытия и связывают воедино прошлое, настоящее и будущее.
Одним из таких художников, живший и творивший на рубеже XVIII-XIX веков, был Франсиско Гойя.
Введение.
«Капричос»- начало.
Первая глава «Капричос».
Вторая глава «Капричос».
Третья глава «Капричос».
Четвёртая глава «Капричос».
Пятая глава «Капричос».
Заключение.
Список использованной литературы.
Вот
сорок четвёртый офорт с
В двух последующих офортах зловещая «антижизнь» обнажает свою тайную социальную природу. Офорт №46 «Строгий выговор» недвусмысленно пародирует таинство исповеди, которая незаметно переходит в настоящий допрос. Лицемерием и ханжеством буквально пропитаны почти все изображенные здесь существа. Летучие ведьмы и дьяволы появляются здесь впервые, чтобы ещё долго участвовать в развитии серии. Любопытно, что эта встреча с нечистью состоялась во время этого допроса- исповеди, олицетворяющего собой гнетущую духовную цензуру испанской церкви и инквизиции.
А
следующий №47 офорт как раз
развивает эту тему полной
покорности злу, про-
Следующие
три офорта,в исследовании
Во-
первых, это доносчики. На листе
48 изображены три монаха. Они сами
достаточно уродливы, что им даже
невмоготу «дутьё» летящего на
коте голого дьявола с
Во-
вторых, это «маленькие домовые»
(лист №49), всюду проникающие монахи,
с загребущими руками, сосущими
и зубастыми ртами. Они
В-третьих, это сурки - те, «кто ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает», те, «которые никогда и ни на что не годились», кроме поглощения и пожирания. Кто же эти «сурки»? Это олицетворение двух сословий: дворянства и духовенства, жизнь которых поддерживает одураченный испанский народ (герой с ослиными ушами, завязанными вокруг глаз), не ведающий даже кого он кормит. А те, кого он кормит, оказываются мертвенными манекенами, бездонными бочками, поглощающие соки жизни, никогда не насыщаясь и ничего не отдавая взамен.
Далее мёртвый мир оживает и даже «прихорашивается» (лист №51). Церемония подстригания ногтей в какой- то мере вынужденная, но сами дьяволы исполнены сил хищной активности. Гойя комментирует офорт так: «Иметь длинные когти - настолько предосудительно, что запрещается даже нечистой силе». Возможно, здесь художник намекает на то, что в конце XVIII в Испании даже силам мрака и самой святой инквизиции приходилось лицемерно скрывать свою жестокость, «подстригать ногти». А пока в мире все нововведения ограни-чиваются лишь «прихорашиванием» тех же самых дьяволов да «подстриганием когтей», несчастному человеку нет спасения от козней, запугиваний, обольщений, насилий.
Мир
во власти дьявола - вот тема
следующего цикла четвёртой
Лист
№52 изображает толпу людей, в
страхе преклоняющих колена
Следующий
офорт №53 варьирует, в сущности,
ту же тему околдованного сном
разума, принимающего несуществующее
за реальное. Здесь более прозрачно
пародируется церковная
Мрак поглощает людей, делает их уродами, чья внешность столь отталкивающая, чьи лица столь непристойны, что было бы не худо, если бы они «прятали их в штаны» (офорт №54 «Стыдливый»). Но люди неспособны оценить самих себя, а не то что окружающее. И тем проще им стать игрушкой дьявольских обольщений, поскольку они сами падки на них. Так и в следующем листе, № 55, парном по отношению к предыдущему, старуха не только не собирается прятать свою внешность, но готова даже любоваться ею. И так «до самой смерти». «Она прихорашивается,- пишет Гойя, - и очень кстати. Сегодня день её рождения. Ей исполняется семьдесят пять лет. К ней придут подружки». Да и как ей не обольщаться, не кокетничать, если присутствующие при этом туалете молодые льстецы всегда готовы уверить старуху в том, что она неотразима. Но значение этого листа шире, ибо здесь вновь возникает тема торжества старости и немощи, что молодость сама готова уступать ей свои права.
Людей
снедает тщеславие, жажда
В
офорте №57 «Родословная» разыгрывается
церемония бракосочетания. Сама
церемония как некое
Но ведь есть же на земле люди, чей разум бодрствует даже в этом спящем, во сне действующим мире, кто не хочет слепо поддаваться обману и кого не соблазняют адские искушения. Такие люди существуют. Но судьба их трагична, но мир «антиразума» заставляет поверить даже самых неверующих. Тому, кто мыслит иначе, чем это полагается, будет устроено «промывание». И вот в офорте №58 кривляющиеся монахи окружили несчастного, который молит их о милосердии. В руках у одного монаха - огромный клистир. «Кто станет жить среди людей,- комментирует Гойя,- тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы. И там он всё равно убедится, что жизнь - сплошной клистир». Подпись под офортом звучит как угроза и одновременно как осуждение самой жизни: «Пропади всё пропадом».
И, наконец, заключительный - пятьдесят девятый офорт этого цикла четвёртой главы, повествующий о тех силах, которыми располагает дьявольский мир для того, чтобы властвовать над бедным человечеством. Это главная его сила- сила мертвеца. Иссохший скелет отваливает огромную могильную плиту, из которой появляются те же самые ведьмы и дьяволы, которые неотступно сопровождали нас с сорок четвёртого листа «Капричос». Теперь- то мы точно знаем, что они приходят из прошлого, которое давно уже пора бы похоронить, если бы люди смогли бы это сделать. «А они всё не уходят!»- предупреждает людей художник.
Плита поднимается, и из под неё снова и снова готовится вырваться упорно не желающая уходить нечисть. Ей ещё предстоят «великие дела»!
В последнем цикле четвёртой главы нас ждёт апофеоз адского «антимира», суть которого состоит в том, чтобы превратить само человечество в сборище «антилюдей»- в ведьм и колдунов, или использовать их в качестве реквизита «черных месс». Тема обучениям адским «ремеслам», превращения, приобщение человечества к бесовкой вере разыгрывается в офортах №60- 71 в обстановке ведьмовского шабаша. Адская нечисть в покровах темноты не стыдится свой наготы. Ночь глуха и прятать нечего. Особенно если люди сами готовы уподобиться колдунам и ведьмам.
И
вот на листе №60 мы видим
«первые опыты» такого
Вот они - человек и ведьма- взлетели в высь. «Volaverunt»- так по- латыни назвал Гойя шестьдесят первый офорт «Капричос». Женщина - маха раскинула руки, распустила чёрную мантилью и стремительно понеслась по воздуху. Тут впервые рождается некое чувство свободы, пусть даже и обманчивой. Гойя иронизирует над безрассудством полёта, но всё же испытывает симпатию к этой махе, которую он, видимо, неслучайно наделил чертами герцогини Альбы - своей неверной, но не забытой возлюбленной. Герцогиня Альба здесь скорее жертва искушения злого мира, чем его воплощение, и, даже включаясь в его полёт, она парит над ведьмами, олицетворяющими пороки, не касаясь их. Наконец лицо её отрешено, будто она лишь следует в своих поступках роковой неизбежности.
В
следующем офорте мы видим
как иллюзии развеиваются и
зверские законы адского «
Три
следующих офорта на тему
Вот ещё одна адская банда (офорт №65): дьявол летит на сове и несёт на спине распухшую голую ведьму, вокруг которой увиваются её приспешники. Причудливый клубок тел летит над мирной землёй, над её холмами. Ведьмы и дьяволы несутся над Испанией, беззащитной перед ними.
Следующий
триптих офортов также
только «подмазать» одну, пока ещё человеческую ногу. Ведь горе тем, кто ещё сохранил в этом мире человеческие черты. Кто сам не стал дьяволом, того самого используют адские силы, чудовищным образом принудив служить себе. Здесь возникает тема насилия над человечеством, приобретая едва ли не самые ужасные очертания в этой страшной главе «Капричос».
Таковы, несомненно, парные по своему смыслу офорты №69 и 70. Здесь совершается самое мерзкое, на что способен по отношению к человеку мир зла. Перед нами сборище колдунов, собравшихся для некоего жертвоприношения. Они приволокли с собой беззащитных младенцев, и один уже стал высасывать свою жертву. Другие ждут, когда же наступит их черёд. «Наверное, в прошлую ночь был богатый улов младенцев,- пишет Гойя.- Готовится знатный пир! Приятного аппетита!». Сцена сама по себе издевательская, содержащая «уловления душ» и использования невинности для злого дела.
Что же качается следующего офорта (№70), то он пародирует обряд крещения,
используя и перетолковывая каноническую композицию «Крещения Христа».