Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:18, реферат
Каждый период в истории искусства дарит миру своих мастеров и свои достижения, но именно в переломные исторические эпохи на художественной арене появляются гении, которые ломают стереотипы, совершают великие открытия и связывают воедино прошлое, настоящее и будущее.
Одним из таких художников, живший и творивший на рубеже XVIII-XIX веков, был Франсиско Гойя.
Введение.
«Капричос»- начало.
Первая глава «Капричос».
Вторая глава «Капричос».
Третья глава «Капричос».
Четвёртая глава «Капричос».
Пятая глава «Капричос».
Заключение.
Список использованной литературы.
стремительные жесты и движения. Специфические приёмы Гойи как художника определялись идейной целеустремлённостью всего его искусства, его глубокими мыслями и горячими чувствами. Богатство художественной фантазии, выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и гравера- всё это было подчинено у Гойи задаче создать как можно более выразительное, правдивое и волнующее произведение.
И
всё же вернёмся к самой
тематике серии офортов «
Каждая
глава имеет своё собственно
развитие, то идущее в переплетении
нескольких тем, то как
Итак,
переходим к более детальному
рассмотрению глав серии «
Первая глава «Капричос».
Первый лист «Капричос» - «Автопортрет» Гойи. Давно было выяснено, что эта серия раскрывается в неком личном плане, с личными интонациями и образами,
которые иногда совершенно сходственны с художником. По размерам этот офорт значительно меньше последующих, но зато монументальнее каждого из них. В нём - квинтэссенция его переживаний по поводу того, что изображено на остальных 79 листах. Гойя в парадном костюме и в чёрном цилиндре, как и подобает королевскому живописцу. Выражение его лица весьма печальное, уголки губ скорбно опущены вниз, он представляет на суд публике произведение, выполненное не на заказ, а по собственному велению души и сердца.
Гойя
представил себя здесь «
Серия
«Капричос», по существу, построена
по принципу последовательного
уничтожения иллюзий,
Офорты
№3 и №4 образуют взаимно
дополняющую пару. Скверный театр
жизни начинается ещё в период
неразумного воспитания детей,
которых с одной стороны
Лист
№5 называется «Один другого
стоит». Воспитание героев офорта
даёт о себе знать. Личность
обоих сформировалась самым
Лист №6 возвращает вновь нас на театральную арену. Мысль о том, что мир - это театр или маскарад, повторяется постоянно. Герои офорта замаскированы и маски изменили их внешность. Подменили её и стали между стеной обманчивой видимости. Следующий лист конкретизирует в бытовом сатирическом плане шестой лист.
Герой
офорта №7 вплотную
Восьмой лист демонстрирует сцену похищения ветреницы. Двое замаскированных тащат героиню, которая вопит во всё горло, но всё же обнимает за шею одного из похитителей. «Женщина, которая не умеет себя соблюсти, - иронически замечает Гойя,- оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляются что её похитили». Ничего хорошего не может дать физическое обладание без взаимного понимания и доверия. Героям этого уже не понять.
Следующий лист называет «Тантал». Тантал - символ неудовлетворённого желаниями. Герой, на фоне гробницы-пирамиды, горестно заламывает руки, держа на коленях неподвижное тело женщины в растрёпанном платье. Женщина как будто притворяется, что она мертва, чтобы избавиться от назойливого любовника. Также сам герой наводит сомненья. Он явно де-монстрирует больше, чем есть на самом деле. Сцена будто продумана до мелочей. Сам Гойя не скрывает иронии в своём комментарии этого листа: «Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, может быть ожила бы».
На десятом листе предстаёт уже подлинная смерть. Ревность побудила мужчину обнажить шпагу, ревность, рождённая недоверием у возлюбленной и её кокетством. И вот самое прекрасное чувство обернулось смертью. Театр неожиданно приоткрыл занавес и показал ту самую реальную жизнь. Именно так лживые, разыгранные страсти оборачиваются реальной трагедией. Мир, полный недоверием, шаткий и обманчивый, карает людей, которые становятся заложниками своих же пагубных страстей и предрассудков. Так развенчивается пагубный и обманчивый жизненный маскарад.
Мы
испытываем тревогу и ощущаем
зловещий смысл в
омертвевшим, и в любую минуту готовым, обнажить эту свою мертвенность». Для
нашей же свободы
мы должны обрести волю и зрение,
чтобы увидеть жизнь такой, какой
она есть на самом деле. Но это
уже тема второй главы «Капричос».
Вторая глава «Капричос».
Вторая часть серии содержит в себе двадцать шесть офортов. Здесь несомненно, присутствует основная тема, связанная с рассмотрением судьбы женщины в современно испанском обществе, женской ветрености и несчастий, отсюда проистекающих как для мужчин, так и для самих женщин.
Мы вышли за пределы мнимого, искусственного мира, сошли с театральных подмостков, спустились и как бы затерялись в толпе. Наш взгляд блуждает или выхватывает их из этой человеческой толпы - то, что способно более всего поразить нас. И поражает нас здесь резкая, непривычная и необычайно незамаскированная правда. Вот первый триптих этой новой главы «Капричос».
В
одиннадцатом офорте мы видим
бандитов, чьи «лица и одежда
сами за себя говорят». На тринадцатом
листе - жадно глотающих монахов.
Образ ненасытной жадности
Этот сюжет, скорее всего, не
совсем понятен современному
зрителю. Гойя изображает
И какова здесь участь женщины и какие пути ей открывает жизнь? Ответ - офорты 14 и 15. Молодую красивую девушку из бедной семьи насильно выдают замуж за старого и уродливого, но богатого господина. Гойя восклицает: «Какая жертва!» и комментирует лист: «Как водится, жених не из самых привлекательных но богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь». Нет уж, чем по закону идти на такую сделку, лучше просто обходиться без него. Лучше стать махой, чем такой «жертвой», или лучше
слушать «добрые советы», которые даёт сводная «тетушка Курра». Это второй путь любви, свободной, но чреватой, и в конце концов не приносящей женщине ни счастья, ни свободы.
Стоит
отметить что почти всюду в
«Капричос», Гойя строит пространство
и композицию листа,
Та
же идея запятнанности красоты
воздействием порока, показана более
прямолинейно и в офорте №
17, где сводня обучает молодую
маху тайным искуссвам
же оказываясь и первой её жертвой. Маха отказывает нищенке. «Да простит её бог- пишет Гойя,- это была её мать». Маха проходит гордо и непреступно, вся поглощённая собой и своим кокетством. Превращение завершилось, и действительно, «горе тому, кто к ней приблизится!». Этот триптих определяет направление развития главной новеллы второй главы «Капричос». Маха-потаскушка не становится у Гойи «вульгарно- хрестоматийным олицетворением порока». И даже оказавшись социально опасной, её роль в «Капричос» выступает не только как орудие, но и как жертва порока, как опороченная красота, которая не может не вызывать человеческого сочувствия.