Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:18, реферат
Каждый период в истории искусства дарит миру своих мастеров и свои достижения, но именно в переломные исторические эпохи на художественной арене появляются гении, которые ломают стереотипы, совершают великие открытия и связывают воедино прошлое, настоящее и будущее.
Одним из таких художников, живший и творивший на рубеже XVIII-XIX веков, был Франсиско Гойя.
Введение.
«Капричос»- начало.
Первая глава «Капричос».
Вторая глава «Капричос».
Третья глава «Капричос».
Четвёртая глава «Капричос».
Пятая глава «Капричос».
Заключение.
Список использованной литературы.
Следующий офорт №18 кажется на первый взгляд несколько отстранённым от предыдущих, да и к последующих тоже. Этот лист как бы «вставной» и характеризует новую форму человеческих беспутств, то есть пьянство. Но всё же связь этих листов второй серии существует, и в первых, связывает их тема безрассудства, ведь пока молодая маха слушает советы тётки Курры, у неё тоже «сгорает дом», гибнут её чистота и добродетель, а она даже не подозревает об этом. И когда далее начинается ощипывание «легковерных» мужчин (№19 «Все погибнут»), попавших в сети к бойким женщинам, то тема безрассудства оживает снова - теперь «дом сгорает» у тех, кто поверил лживым ласкам и обещаниям. Так, шутливая тема обо-рачивается настоящей трагедией. «Все они погибнут» - передаёт Гойя в подписи почти наивное злорадство потаскушек. Весёлое ощипывание продолжается в офорте №20 «Вот они и ощипаны». Когда кавалеры стали голы и жалки, что же ещё остаётся, как не прогнать их метлой: «Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место».
Следующие листы 21 и 22 образуют пару, тесно связанную также и со следующей парой - офортами 23 и 24. Это развязка и трагическая вершина «Карьеры продажной женщины» - арест, суд, казнь.
Посмотрим
на хранителей закона в офорте
21. Их лица совсем не
точнее, когда они схватили эту «цыпочку», они перестали быть ими и их лица превращаются в злобные кошачьи морды и рвут её на части. Заметим, что в предыдущих листах люди стали терять свою внутреннюю человечность и стали превращаться в «нелюдей». Сатира нравов здесь впервые оборачивается трагическим гротеском. Но этот гротеск появляется здесь ненадолго, и он тутже переводится на конкретно повествовательный язык. Далее «цыпочка» (офорта №22) претерпевает обратное превращение в арестованную потаскушку, а служители законы предстают перед нами в «естественном» обличие, но не менее отвратительном. Они ведут схваченных проституток в тюрьму. Гойя преисполнен сочувствием к ним, ведь предыдущий офорт показал нам, что стоят «справедливость» и «закон» в этом обществе. В комментарии к офорту звучат не только авторские чувства, но и пародируемые художником банальные «прописные истины» общественной морали полицейского государства.
Вот
офорт №23 - зал инквизиционного
трибунала. Женщине читают
Следующий офорт выводит тему «перевёрнутого мира», мира навыворот, где как и вовремя карнавала, юбку можно надеть на голову, а вместо того чтобы сидеть на стуле, одеть его на макушку. Этот офорт имеет ассоциативную связь с наказанием «беспутниц» и пародирует правосудие. Итак, мир неисправим, а те, кто так отчаянно пытаются улучшить его, лишь усугубляют несправедливость и безумство. И вот мы вновь видим «войну мужчин и женщин». Тема эта повторяется в офортах 27 и 28. «Кто более предан?»- задаёт Гойя в первом из них, отвечая «Ни тот, ни другой. Он вертопрах в любовных делах, который всем женщинам говорит одно и тоже, а она занята мыслями о том, как ей разделаться с пятью свиданиями, которые она назначила от восьми до девяти, а сейчас уже половина восьмого». Вот она драма взаимной чуждости и взаимной лжи, убивающей любовь (сразу вспоминаем офорты №5 и №6 из первой главы). Далее в офорте №28 Гойя изображает уже не откровенную в своей порочности
шлюху, но явно боящуюся быть узнанной «порядочную» женщину, которая даёт
деликатные поручения сводне: «Никому ни слова». Так постепенно расширяется
круг нравственности испанского общества, включив в себя не только мах и проституток, но также светских дам и «порядочных», прячущих свои грешки женщин. И ничто не приносит людям мудрости и добродетели - ни пол, ни возраст. Только пороки старости иные, чем у молодости.
Тема
старости вторгается в «
Следующие
два офорта этого триптиха
конкретизируют символику
И вот следующая троица офортов. Лист №32. Сводня молилась неспроста, юная девица угодила в тюрьму. «За то, что она была слишком чувствительна»- поясняет Гойя. А за сценой морализирует тётка:«А то как же!На жизненном пути бывают и подъёмы и падения; а её жизнь иначе окончиться не могла». Мрак сгущается вокруг узницы, жизнь уходит вместе со светом. Вот лист №34. Снова тюрьма. Решётка. Глухая тишина. Фигуры спящих напоминают скрученные или брошенные мешки. «Их одолевает сон»- пишет Гойя и с горечью продолжает: «Не надо будить их. Может быть сон - единственное утешение несчастных». Два этих офорта служат обрамлением для листа № 33. Это сопоставление жгучего сарказма, поскольку здесь изображён безнаказанный врач- шарлатан, который торжествует, издевается над людьми и калечит их, при этом не только не попадает в тюрьму, но ещё и возносится, становится «дворцовым графом». Заключительные офорты второй серии варьируют тему злорадного веселого общипывания. «Она его гладко бреет»- называет Гойя лист №35, прибегая к игре слов «гладко, чисто брить» и «обирать дочиста». И художнику уже не жаль простофилю, доверившегося махе-цирюльнику: «Его бреют чисто и с него сдерут шкуру. Сам виноват, что вверяет себя такому брадобрею». На этом юмор обращается своей изнанкой. «Скверная ночь»- тридцать шестой офорт «Капричос». Бурный, полный холодных контрастов белых разви-вающихся одежд и мчащегося ветряного мрака. Одиночество застигнутых тьмой женщин. Они - игрушки это мрака, этого ветра. Комментарий будто пародирует житейскую мудрость: «Вот так плохо приходится гуляющим девицам, которые не сидят дома». Вихрь бурно вторгается и сама природа сметает устоявшуюся сцену театра человеческой жизни. Мы чувствуем значение этого ветра, но мы ещё не знаем всей истины о том мире, и куда предстоит ворваться ветру. Лист №36 завершает вторую главу. Осталось задать вопрос - на какой почве разыгрывался весь этот театр марионеток? И тут Гойя даёт ответы в третьей главе «Капричос»- в царстве осла.
Третья глава «Капричос».
В третьей главе всего шесть листов (№37-42), которые развивают одну большую тему. Только что мы плыли по «волнам моря житейского», бродили в «суетливом человеческом муравейнике», и иногда этот мир давал сходство с животным, «не людским» миром, ведь всё же масштабы и формы оставались человеческими. А здесь сразу, вдруг люди исчезли на второй план, их подменили собою ослы, и действие переходит в фантастический ослиноподобный мир. Напряжённость, тревога, чувства смущения во второй части переполняют нас, и переход в ослиный мир поначалу воспринимается с неким облегченьем. Мы забавляемся, смеёмся, ведь осёл до сих пор комически переносит для нас наши собственные смешные качества: надутую важность, показанное глубокомыслие, чревоугодие. Тем более смешон осёл в человеческом наряде, всерьёз решивший заняться человеческими делами, но по сути лиши пародируя их.
Вот
перед нами ослиная школа (
Осёл
диктует свои законы и другим
областям человеческой
Осёл становится не только образом вселенской глупости, но глупости «командующей», наделенный приоритетом высшего сословия. Также третья глава содержит некоторые инвективы вполне личного свойства. Недаром же современ-ники увидели в истории возвышения Осла, рассказанной Гоей, намёк на возвышение всевластного фаворита Годоя, что усложняет образность третьей главы.
Заключительный
лист третьей главы
Четвёртая глава «Капричос».
Это самая большая глава в серии. В неё входит двадцать девять офортов (с №43-71). Композиция её отличается строгостью, точностью и строжайшей архитектоникой. Мы вступили в царство причин, глубинных законов действительности. Здесь мы наблюдаем своеобразное рождение всех безумств, глупостей, предрассудков мира. Гойя до конца познал эти «сны разума», и поэтому его собственное сознание может классифицировать постигнутое, и обнажать логику действий и строгий иерархический строй этого царства затянувшейся ночи.
Открывающий
главу сорок третий офорт «Сон
разума рождает чудовищ»,имеет
исклю-чительно важное