Факторы, влияющие на изменение моды в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 07:03, контрольная работа

Краткое описание

Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. при употреблении слова мода, всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры.

Файлы: 1 файл

теория моды.docx

— 29.65 Кб (Скачать)
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория моды»

Тема: Факторы, влияющие на изменение моды в современном  обществе 
 
 

              Выполнил  студент   
              Проверил  
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Введение

    Модой в самом широком смысле слова  называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним  формам культуры: к стилю жизни, обычаям  сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. при употреблении слова мода, всегда подразумевается  постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к  изменению всех форм проявления культуры.

    Мода  является одним из самых широко известных  феноменов социальной жизни, неизменно  пользующихся живым интересом не только как со стороны ученых, так и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. Каждый день мы встречаемся с этим понятием, с экранов телевизоров, радио, билбордов. В научной и научно-популярной литературе мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды. Трудности, с которыми обычно сталкиваются исследователи моды, во многом связаны с ее неуловимым, изменчивым и прихотливым характером, поскольку самая суть моды выражается в изменениях. Но в то же время моду можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках.

    Тем больший интерес представляет рассмотрение моды и выявление в ней элементов упорядочения, формализации, стандартизации и постоянства.  
 
 
 
 
 
 

 

Появление новой моды

    Мода  предоставляет людям возможность  удовлетворить эмоциональные и  утилитарные потребности. С ее помощью  человек получает возможность управлять  своим внешним видом, выражать свой имидж и чувства, укреплять самосознание, производить впечатление на других. Постепенно различные направления  в моде стали ассоциироваться  с определенными стилями жизни  или ролями людей в обществе. Каждый раз, отправляясь на занятия, на свидание, на собеседование, мы стремимся быть соответствующим образом одетыми. Одежда может использоваться и для  коммуникаций между людьми (когда стиль одежды определяется культурной средой фирмы). На моду влияют экономические, социальные и психологические факторы.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Модный товар — это роскошь. Он включает в себя элементы дизайна, выходящие за рамки обычных функциональных потребностей. Поэтому спрос на такие  товары выше в экономически более  развитых странах и в сегментах  рынка, представители которых обладают большими свободными доходами.

    СОЦИАЛЬНЫЕ  ФАКТОРЫ. Изменения в моде отражают перемены в социальной среде: наше отношение  к классовой структуре общества, роли мужчин и женщин, составу семьи. К примеру, нехватка времени, вызванная  увеличением числа работающих женщин, привела к широкому распространению  практичных, быстросохнущих и не мнущихся тканей. Забота об окружающей среде  сделала модными натуральные  ткани, а мех, наоборот, потерял популярность. Стремление к здоровому образу жизни  вызвало моду на занятия спортом, спортивную одежду и беговые кроссовки.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Потребители принимают  моду, чтобы преодолеть скуку. Люди устают от одной и той же одежды, равно как и одной и той  же мебели. Они стремятся изменить свой стиль жизни и покупают для  этого новую одежду или новую  мебель, в конце концов, оклеивают  квартиру новыми обоями. С помощью  моды люди стремятся выделиться, хотят  получить признание со стороны окружающих. Эти две выгоды, однако, могут  быть разнонаправлены. Если вы намереваетесь  надеть что-то радикально новое, вы, весьма вероятно, подчеркнете свою индивидуальность, но в то же время столкнетесь с  неприятием со стороны сверстников. Чтобы удовлетворить эти конфликтующие  потребности, производители и розничные  торговцы предлагают множество различных  дизайнов и их комбинаций.

    Мода  имеет определенные жизненные циклы. Цикл начинается с создания нового стиля или дизайна и его предложения рынку. Некоторые потребители, известные как лидеры в моде, приобретают новый товар, что дает начало новой тенденции в социальной группе, которую они представляют. От лидеров мода распространяется как бы кругами. Собственно, тогда вещь и начинает считаться модной. В конце концов вся социальная группа принимает моду, и тогда начинается ее закат: с насыщением рынка падает и популярность. Создается новая мода.

    Источники новой моды различны. Кутюрье и  дизайнеры—всего лишь один из них. Моду создают и творческие потребители, и знаменитости, и даже торговцы. На моду среди теннисистов, например, повлиял один из самых известных  американских спортсменов Андре Агасси.

По-настоящему мода возникает тогда, когда ее принимают  первые потребители, которых называют лидерами в моде, или новаторами, представляющие новую моду своей  социальной группе. Если мода слишком  революционна или резко отличается от принятого стиля, она может  быть и не принята группой и  ее жизненный цикл закончится преждевременно.

По поводу того как распространяется мода в  обществе, существуют три теории. Первая гласит, что мода перетекает сверху вниз. В соответствии с ней лидерами в моде являются потребители из высших социальных классов — богатые  и хорошо образованные люди. По мере того как среди них все шире распространяются новые веяния, их перенимают представители других, более  низких социальных групп.

В теории массового рынка предполагается, что мода распространяется во всех социальных классах одновременно. В  каждом из них существуют лидеры в  моде, играющие ключевую роль в своем  окружении. Информация о моде передается из каждого класса в каждый, а не только от высших классов к низшим .

    Третья  теория, теория субкультур, утверждает, что различные веяния моды берут  начало в субкультурах, формируемых  по преимуществу молодыми, ограниченными  в средствах потребителями, такими как рокеры и рэпперы: мода на цветастые  ткани, футболки, кроссовки, джинсы, черные кожаные куртки, военную одежду. Наличие трех различных теорий говорит  о том, что лидеры в моде могут  происходить из различных социальных групп. Молодежная субкультура – это чаще всего результат неудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Это попытка следовать собственной идеологии, создавать свой мир. Человек выбирает то, что ему ближе, что ему по вкусу, плюс субкультура дает молодым людям столь необходимую возможность для самореализации и самовыражения. Ключевое слово здесь «молодым». Молодежь – в силу психологических и социальных особенностей является наиболее активной частью населения. Она с легкостью воспринимает все новое. Ей присуща творческая деятельность, инициативность. Молодые люди не боятся перемен, а наоборот стремятся к ним. Именно молодежь является основным потребителем моды. Еще одна особенность молодых людей в том, что критическое мышление у них только начинает формироваться, на них можно оказывать влияние, особенно успешно это делают средства массовой информации. Поэтому сложно сказать спрос рождает предложение, или предложение рождает спрос. Как бы там ни было, основная часть молодежи подвластна влиянию моды. Заметен и тот факт, что молодежь быстрее реагирует на смену моды, чем основная масса населения. Эту тенденцию можно особенно хорошо проследить по внешнему облику молодых людей. Казалось бы, не так давно все поголовно носили расклешоные брюки, а затем плавно переместились в черные и узкие. Как уже было сказано ранее, мода связана с инстинктом подражания. В этом есть одно из противоречий, присущих молодежи – быть как все и в то же время выделяться.

    Это противоречие разрешается, благодаря  субкультуре. Например, гот среди  «своих» будет как все, а по сравнению с людьми, к данной субкультуре  не принадлежащими, он будет «белой вороной». Цель достигнута, его заметят.

    Своя  мода и стиль есть у каждой субкультуры. Единый стиль объединяет людей, будь то музыка, одежда или стиль жизни.

    Как бы субкультуры не пытались отгородиться от общей базовой культуры, абсолютно  автономизироваться очень сложно.

    Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом  буквально во всем: в манере танцевать, говорить, ходить, во взглядах на мир, на власть, на родителей, а самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. Так возникала рок  культура. И среди молодежи это  стало действительно модным.

    Битники демонстрировали непохожесть на остальных именно в безразличии  к стилю, как к таковому, что  тоже есть стиль. К своему внешнему облику они относились весьма пренебрежительно. Юные леди, слушавшие «дикарскую музыку», сами были похожи и на дикарок и  на «pin-up girls» одновременно: много  яркой косметики, вызывающе открытые облегающие кофточки, узкие юбки с  разрезом или пышные «солнце-клеш»  и т. д. Подобные силуэты встречаются  в современной моде…

    В 60-е годы возникла субкультура «Modos» (Моды). Моды подхватывают у «тедди-бойз» (1950) щегольскую манеру одеваться. Их девиз - «умеренность и аккуратность!». Моды носили идеально сидящие костюмы, химическое чудо начала 60-х - белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, аккуратные прически. В 1962 году последователями стиля Modos становятся легендарные «Beatles». Молодежная мода, бурно развивающаяся в это десятилетие, оказывает свое влияние и на классические дома Высокой моды. Своим клиентам такие дома предлагали «облагороженный» вариант молодежной моды: юбки до колена, костюмы, «осовремененные» яркими расцветками и новыми линиями, классические «лодочки» на низком каблуке и др.

    Мода  конца 1960-х годов испытывает влияние  со стороны новой молодежной субкультуры - «хиппи». Диффузорный стиль хиппи  привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран, намеренный эффект потрепанности и, кроме всего  прочего, джинсы, которые являлись чем-то вроде символа протеста против буржуазной униформы. Своим видом и поведением хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. В поисках  индивидуальности молодые бунтари  смешивали одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевали ценность старой одежды. Отсюда пошел эффект потертости и рваные джинсы.

    Современная мода становится все более демократичной, она больше не навязывает жестких  правил, позволяя каждому проявить свою индивидуальность. Мода циклична, поэтому популярные раньше вещи зачастую получают вторую жизнь. И если восстановить историю той или иной вещи, то можно найти связь с самыми разнообразными субкультурами.

    Известно, что одни субкультуры продолжают жить по сей день, а другие перестают  существовать. В этом также прослеживается связь с феноменом моды. Мода оперативно реагирует на изменение потребностей молодежи. А иногда опережает их изменение, создавая новые. Если что-то перестает быть актуальным, оно уходит из повседневной жизни в историю. Пейджеры, например, сейчас можно найти  разве что в музее, а когда-то это было модно. Та же ситуация с субкультурами. Давно исчезли Зутизы, рокабилли, битники, хиппи (если и есть, то очень мало). Зато огромную популярность среди молодежи приобрела сейчас такая субкультура, как эмо, например. Такой вывод можно сделать по обилию молодых людей, одетых в этом стиле. Так одеваются и люди, не причисляющие себя к эмо, они просто считают, что это красиво. Прически, которые вошли в моду благодаря этой субкультуре также очень хорошо прижились.

    Немало  представителей хип-хоп культуры и  различных ответвлений рок-культуры. Этот вывод также основан на ежедневных наблюдениях. Своей массовостью  подобные субкультуры обязаны моде, которую создают молодежные средства массовой информации.

    Субкультура дает жизнь порой совершенно новым  вещам и идеям. А по мере развития и взаимодействия с обществом  это «новое» явление постепенно проникает в общую культуру и  даже может стать классикой в  какой-либо области.

    Как бы не пытались представители той  или иной субкультуры выделиться и отступить от официальной моды, в итоге получается, что чем  массовее становится субкультура, тем  больше шансов что это будет модно  и наоборот, чем более модной среди  молодежи будет субкультура, тем  она будет массовей.

    Таким образом, связь субкультур с модой  очевидна, эта связь может выражаться по-разному: субкультуры создают  свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие моды в целом, они в каком-то смысле рождают  новую моду, а иногда мода делает возможным возникновение и развитие субкультур. Это сложная связь  касается по большей части внешнего образа, каких-то отдельных элементов. Но, как было сказано ранее, мода - это не только одежда, она затрагивает  практически все сферы жизни  современного человека. Поэтому связь моды и субкультуры глубже, чем кажется на первый взгляд. Но даже внешних ее проявлений достаточно, чтобы сделать вывод о ее существовании.

Информация о работе Факторы, влияющие на изменение моды в современном обществе