Цветовые контрасты, примеры цветовых контрастов в изобразительном искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:49, реферат

Краткое описание

Цель дизайнера – достичь гармоничного сочетания цветов совместным их применением. Впечатление о цвете может быть усилено или ослаблено с помощью контрастов.

Оглавление

Цветовой контраст………………………………………………………………..3
Контраст по цвету………………………………………………………………...4
Контраст светлого и темного…………………………………………………….4
Контраст теплого и холодного…………………………………………………..5
Контраст хроматических и ахроматических цветов……………………………5
Дополнительный контраст……………………………………………………..5-6
Симультанный контраст………………………………………………………….6
Количественный контраст……………………………………………………..6-7
Контраст по насыщенности………………………………………………………7
Приложение……………………………………………………………………….8

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНИ-РЕФЕРАТ

 

Цветовые  контрасты,

  примеры цветовых  контрастов в изобразительном  искусстве 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила: Елина Е.В.

                                                                                               студентка IV курса

                                                                                               заочного отделения

Специальность: профессиональное

                                                                                                обучение (дизайн)

                                                                           

                                                        Проверил: Ашутова Т. В.

                                                                               
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск, 2011г. 

Содержание 

      стр.

Цветовой  контраст………………………………………………………………..3

Контраст по цвету………………………………………………………………...4

Контраст светлого и темного…………………………………………………….4

Контраст теплого и холодного…………………………………………………..5

Контраст хроматических и ахроматических цветов……………………………5

Дополнительный контраст……………………………………………………..5-6

Симультанный контраст………………………………………………………….6

Количественный контраст……………………………………………………..6-7

Контраст по насыщенности………………………………………………………7

Приложение……………………………………………………………………….8                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цветовой  контраст

     Цель  дизайнера – достичь гармоничного сочетания цветов совместным их применением. Впечатление о цвете может быть усилено или ослаблено с помощью контрастов.

     Явление цветового контраста заключается  в том, что цвет изменяется под  влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

     В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, но знания контрастов помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение цветовых контрастов повышает возможности изобразительных средств.

     Существуют  различные виды цветовых контрастов. В цветовой композиции художественного  произведения лучше использовать какой-либо один тип. Все остальные контрастные  соотношения должны быть второстепенными  или вовсе не использоваться.

      Важнейшие цветовые контрасты: контраст по цвету; контраст светлого и темного; контраст теплого и холодного; контраст хроматических и ахроматических цветов; дополнительный контраст; симультанный контраст; количественный контраст; контраст по насыщенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контраст  по цвету

     Контраст  собственно цветов является несложным  контрастом. Продемонстрировать его легче всего с помощью чистых цветов в их предельной насыщенности. Этот контраст – очень энергичный и решительный.

     Часто выбирается один цвет, которому в композиции будет отведена главная роль. Остальные цвета используются в небольших количествах и подбираются таким образом, чтобы максимально усилить выразительность основного выбранного цвета.

     В современном дизайне, рекламе, в Интернете, цветовой контраст – наиболее часто используемый прием. Художники XIX-XXвв. (Матисс, Пикассо, Миро, Мондриан) писали с помощью цветового контраста фигурные композиции, натюрморты и абстрактные картины. Как основное средство выразительности своих работ использовали контраст русские художники: Кандинский, Малевич, Петров-Водкин и др. 

Контраст  светлого и темного

     Живопись, которая построена в основном на контрастах светлых и темных цветов, кажется загадочной, глубокомысленной, драматичной. Человек видит в основном контрасты светлого и темного. Так устроен наш орган зрения, в глазах человека больше рецепторов для восприятия различий светлого и темного, чем для различия цвета. По этой причине нам такой контраст наиболее близок. Контраст черного и белого является экстремальным контрастом светлого и темного.

      Вазарелли «Силуэты», С. Бродский «Дон Кихот». 
 
 
 
 

Контраст  теплого и холодного

     Контраст холодного и теплого важен не менее, чем контраст темного и светлого. Живопись, построенная на контрастах теплых и холодных цветов, кажется изысканной, сдержанной. Для построения контраста или созвучия холодных и теплых нужно выбирать цвета равной светлоты. Цвета одинаковой светлоты (теплый и холодный серый цвет) дают нежный контраст. Этот контраст самый звучный, светящийся из всех контрастов.

     Примеры использования этого контраста  – «Бал в Мулен де ля Галет» Огюста Ренуара, «Лондонский парламент  в тумане» Клода Моне. 

     Контраст  хроматических и  ахроматических цветов

     Контраст  хроматических и ахроматических цветов очень выразителен. Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета, делает их более темными. Черный - наоборот усиливает контрастный цвет, соседний хроматический цвет кажется более светлым. Произведения, построенные на контрасте хроматических и ахроматических цветов, могут быть  очень выразительными.

     В полиграфии иногда прибегают к дуплексной печати. Дуплекс – добавление цветной краски для улучшения черно-белого изображения за счет расширения тоновых диапазонов. Это особый способ печати тонового изображения двумя красками, из которых основной является черная, а в качестве тонирующего выбирается какая-либо светлая краска. 

     Дополнительный  контраст

     Вся контрастная живопись основывается прежде всего на дополнительных контрастах. Скомбинированный с другими контрастами, он может быть смягчен или усилен. Таким образом, в картину можно гармонично ввести даже сильные цвета с высокой насыщенностью и яркостью (к примеру, чистые спектральные цвета), причем они не будут казаться одинаково пестрыми и яркими. Так же он может действовать на другие контрасты. Тени, пространственность превосходно выражаются на картине дополнительными цветами. Очень велико значение этого контраста для взвешенного и гармоничного в цветовом отношении построения плоскости картины.

      Пример  использования этого контраста  – «Натурщица со спины» Жоржа Сера. 

Одновременный (симультанный) контраст

     Симультанный  контраст – явление, при котором  наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления  дополнительного цвета, и если такого нет, то симультанно, т.е. одновременно порождает его сам. Одновременный контраст возникает не только при сочетании хроматических и ахроматических цветов. Если взять два чистых цвета, не являющихся дополнительными, каждый цвет рядом с другим тоже будет менять свой характер, приобретать новые оттенки.

     Одновременный контраст можно усилить или ослабить. Нейтрализовать симультанный контраст можно использованием контраста светлого и темного, а усилить, применив контраст по насыщенности.

     Цветовые  вибрации, возникающие при использовании  одновременного контраста, можно наблюдать  при рассматривании картины «Ночное кафе» Ван Гога.  

Количественный  контраст

     Чтобы цветовой тон был увиден на определенном удалении, его площадь должна быть достаточно широкой. Количественный контраст говорит о гармоничном соотношении цветовых плоскостей (в живописи).

     Восприятие  цвета меняется в зависимости  от площади, занимаемой им в композиции. Количественный контраст способен изменять и усиливать проявление всех других контрастов.

     Согласование  размеров столь же важно, как и  сам выбор цветовой гаммы, поскольку  каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношения  цветовых пятен. Формы, размеры и  очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком. 

Контраст  по насыщенности

     Контраст  между цветами яркими, чистыми  и блеклыми, приглушенными, называется контрастом по насыщенности. Этот контраст очень мягкий, спокойный, и, в то же время, очень выразительный.

     Контраст  по насыщенности – наиболее «тонкий» он легко заглушается другими  контрастами, например, контрастом теплого  и холодного, светлого и темного. Для получения контраста по насыщенности нужно брать цвета одного тона: при использовании различных цветов, например, ярко-зеленого и блекло-красного, контраста по насыщенности не получится, он будет заглушаться контрастами других типов.

     Использование контраста по насыщенности можно видеть в картинах Джона Селла Котмена «Кораблекрушение» и Джорджо Моранди «Метафизический натютморт». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Контраст  по цвету

 

Контраст  светлого и темного

 

Контраст  теплого и холодного

                                                 

Дополнительный  контраст

 

Количественный  контраст

 

Информация о работе Цветовые контрасты, примеры цветовых контрастов в изобразительном искусстве