Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Роль иностранных инвестиций в экономическом развитии государства. Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Сущность правового статуса иностранных инвестиций в Российской Федерации. Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

Оглавление

Введение 3
1. Законы, регулирующие иностранные инвестиции 6
2. Налогообложение иностранных инвесторов в России 10
3. Порядок регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России 13
4. Гарантии прав иностранных инвесторов в Российской Федерации 19
5. Оффшорные операции 29
6. Соглашения о разделе продукции 31
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Законодательные основы деятельности иностранных.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Как указано в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 г. № 58, арбитражный суд оставляет  иск без рассмотрения в случае наличия во внешнеэкономическом  контракте арбитражной оговорки о том, что споры по контракту разрешаются в международном коммерческом арбитраже «ad hoc» (на случай).

    В тех случаях, когда международным  договором или соглашением сторон не предусмотрено иное, а также  в случае отсутствия соответствующего международного соглашения инвестиционные споры могут быть рассмотрены арбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчика на основе процессуального законодательства этого государства.

    Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляют собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.

    5. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм

    Данная  гарантия включает в себя право свободного использования доходов и прибыли  для реинвестирования и беспрепятственный перевод их за пределы Российской Федерации (после уплаты соответствующих налогов) в связи с ранее осуществленными инвестициями, в том числе:

  • доходов от инвестиций в виде прибыли, дивидендов, процентов и иных вознаграждений;
  • денежных сумм во исполнение обязательств по договорам и иным сделкам;
  • денежных сумм, полученных от ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, а также в связи с отчуждением инвестируемого имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • компенсаций, предусмотренных при реквизиции или национализации имущества.

    6. Гарантия права иностранного  инвестора на беспрепятственный  вывоз за пределы Российской  Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции

    При вывозе за границу Российской Федерации  имущества или материальных носителей  информации, послуживших инвестицией в российскую компанию, недопустимо установление иностранному инвестору каких-либо препятствий в виде квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Однако абсолютно бесконтрольный и неограниченный вывоз из Российской Федерации любой информации недопустим. Согласно ст. 8 Федерального закона от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к:

  • государственной тайне или иной конфиденциальной информации;
  • общероссийскому национальному достоянию;
  • архивному фонду;
  • иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.

    Возможность вывоза с территории Российской Федерации  такой документированной информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом отдельном  случае.

    7. Гарантия предоставления иностранному  инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество

    Право на приобретение земельных участков, других природных ресурсов, недвижимого  имущества реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (региональным законодательством). Как следует из общих положений земельного законодательства Российской Федерации, покупателем или продавцом земельного участка несельскохозяйственного назначения могут выступать иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства (ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Между тем законодатель ввел некоторые  ограничения для иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, пунктом 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Отказы уполномоченных государственных и муниципальных органов в предоставлении права собственности на земельные участки с особым правовым режимом признаются судами правомерными.

    Иностранные инвестиции являются значимым элементом  для развития экономики России, что  и определило необходимость создания вышеназванных гарантий прав иностранных  инвесторов в Российской Федерации.

    Однако  при установлении гарантий для иностранных инвесторов законодатель вынужден балансировать между необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и необходимостью обеспечивать национальные интересы. Практически во всех статьях Закона об иностранных инвестициях содержится оговорка о возможности ограничения той или иной гарантии при необходимости обеспечения государственных, общественных интересов.

    При общем соответствии гарантий иностранных  инвесторов в Российской Федерации  принципам защиты прав зарубежных инвестиций в других государствах существенным недостатком российского законодательства является отсутствие нормативно закрепленного понятия национальных, государственных, общественных интересов, что ограничивает для инвесторов возможность получения четкого представления о пределах защиты государством прав инвесторов.

 

5. Оффшорные операции

    В настоящее время многие инвестиционные сделки с участием партнеров из разных стран осуществляются в рамках оффшорных  операций, связанных с оффшорной  деятельностью, которая представляет собой любую официально разрешенную коммерческую деятельность через банки, предприятия и т. д., зарегистрированные в оффшорных зонах и центрах.

    В современной мировой экономике  оффшорные центры – это небольшие  территории или государства, в которых действует чрезвычайно льготный режим регистрации, налогообложения, проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков.

    В отличие от оффшорных центров  оффшорные зоны представляют собой  не целые государства, а часть  территорий отдельных государств с льготным налоговым, валютным, таможенным или административным режимом. Если к оффшорным центрам относится в основном развивающиеся государства, то оффшорные зоны создаются, по преимуществу, в развитых странах.

    Предоставление  иностранным вкладчикам и инвесторам различных оффшорных привилегий – одно из главных средств конкуренции между странами по поводу привлечения иностранных капиталов. Оффшорные центры и зоны предоставляют иностранным экономическим субъектам следующие преимущества: налоговые льготы, отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с нерезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность и секретность финансовых операций. Большинство оффшорных центров являются также "налоговыми гаванями", представляющими иностранным инвесторам следующие льготы в области налогообложения и оформления своих операций.

  1. Налог на прибыль в них практически отсутствует или не превышает 1-2%;
  2. Процедура регистрации оффшорных компаний максимально упрощена: минимальный размер капитала обычно не устанавливается, личность владельцев фирм не подлежит разглашению, раскрытие их имен возможно лишь в случае расследования по факту совершения ими уголовного преступления;
  3. Ограничения на вывоз капитала отсутствуют: фирмы могут свободно осуществлять платежи и открывать депозитные счета в любой валюте и в любых зарубежных банках без ограничений;
  4. Процедура управления оффшорной компанией предельно упрощена: чаще всего она управляется так называемой "секретарской" фирмой.

    До 1 января 2004 года список, в который входили оффшорные зоны в России, состоял из нескольких регионов (Чукотка, Калмыкия и т.д.). После того, как Советом Федерации РФ была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль, список, включающий в себя оффшорные зоны в России, сократился до одного пункта. На сегодняшний день единственная оффшорная зона на территории РФ – Калининградская область.

    Перспективы развития оффшорного бизнеса в России во многом зависят от разработки законодательных  актов, четко регулирующие процессы создания и функционирования оффшорных зон и территорий и предусматривающих жесткие санкции за нарушение законодательства. Важно также добиться того, чтобы принятые законы неукоснительно соблюдались. Как показывает опыт, практика принятия постановлений центральны и местных органов по предоставлению налоговых и прочих льгот в отдельных зонах себя не оправдала, поскольку многие льготы предоставлялись без достаточного экономического обоснования.

     

 

6. Соглашения о разделе продукции

    Соглашения  о разделе продукции – инвестиционная деятельность, чаще всего используемая при освоении месторождений полезных ископаемых. Закон ос соглашениях о разделе продукции" был принят 30 декабря 1995 года. Хотя он касается всех потенциальных инвесторов, отдельные его положения рассчитаны только на иностранных инвесторов. Принятие этого закона объяснялось объективными условиями, сложившимися в российской экономике и характеризовавшимися нехваткой финансовых ресурсов, необходимых для финансирования добывающих отраслей промышленности и для расчетов с инвесторами.

    Соглашение  о разделе продукции, заключаемый  между инвестором (пользователем) и  государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который  обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенными товаром или вещью. Необходимость получения лицензии на право пользования недрами при этом сохраняется, но эта процедура носит регистрационный характер.

    Еще одной особенностью данного закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции. Другая часть поступает в собственность государства. Таким образом, соглашение о разделе продукции – это соглашение, по которому все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

    Раздел  продукции происходит в два этапа:

  1. Сначала вся произведенная продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая – инвестору, который делит эту часть на две: "компенсационную", которая возмещает затраты инвестора, и "прибыльную";
  2. "Прибыльная" продукция делится на валовую долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет чистую долю в разделе прибыли.

    В настоящее время раздел продукции  при пользовании недрами используется более чем в 40 странах мира, причем в зависимости от местных условий в них приняты различные схемы такого раздела. Раздел продукции выгоден инвестору, так как освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги, многие из которых отличаются высокими ставками и крайней неустойчивостью.

    Выгоден раздел продукции и государству, которое получает справедливую плату  за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами  государство не могло бы приступить в обозримом будущем.

    В отличие от других инвестиционных договоров, субъектами которых с российской стороны могут быть любые юридические  или физические лица, в соглашениях  о разделе продукции российская сторона может быть представлена только государством, от имени которого выступают только Правительство Российской Федерации и орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или другие уполномоченные ими органы. Партнерами государства по рассматриваемым соглашениям могут быть:

Информация о работе Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России