Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Роль иностранных инвестиций в экономическом развитии государства. Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Сущность правового статуса иностранных инвестиций в Российской Федерации. Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

Оглавление

Введение 3
1. Законы, регулирующие иностранные инвестиции 6
2. Налогообложение иностранных инвесторов в России 10
3. Порядок регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России 13
4. Гарантии прав иностранных инвесторов в Российской Федерации 19
5. Оффшорные операции 29
6. Соглашения о разделе продукции 31
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Законодательные основы деятельности иностранных.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    В Москве представительство иностранной  фирмы должно быть внесено в общегородской реестр. Процедура внесения в реестр включает следующие этапы:

    • Подача документов в соответствии с требованиями Московской регистрационной палаты;
    • Получение временного свидетельства;
    • Заказ печати представительства;
    • Получение кодов в Федеральной службе государственной статистики;
    • Постановка на учет в налоговом органе;
    • Постановка на учет в ФСС, ПФ, ФОМС;
    • Нотариальное заверение карточек с подписями главы представительства и бухгалтера, подписание договора о банковском обслуживании;
    • Открытие счета в банке;
    • Сдача комплекта документов для обмена временного свидетельства о регистрации на постоянное.

 

4. Гарантии прав  иностранных инвесторов  в Российской Федерации

    Для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в государстве создается особый благоприятствующий правовой режим обращения инвестиционных средств. Ведущим институтом данного правового режима являются государственные гарантии прав иностранных инвесторов.

    В Российской Федерации действует  ряд нормативных актов, обеспечивающих защиту зарубежных инвестиций на ее территории. Основы правового положения иностранных инвесторов в России определены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

    Помимо  национального законодательства государственные гарантии иностранным инвесторам устанавливаются и многосторонними международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

    Дополнительную  защиту иностранных инвестиций предоставляют  двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами. На уровне Содружества Независимых Государств помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены также две многосторонние Конвенции:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации);
  • Конвенция о защите прав инвестора от 28.03.1997 г. (к настоящему времени не вступила в силу для России).

    Иностранный инвестор на территории России имеет  такое же право на защиту своих  прав и интересов, как и российские юридические лица, включая право требовать возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

    При этом введение определенных изъятий в правовом режиме деятельности иностранных организаций по сравнению с российскими юридическими лицами допускается только на основании федеральных законов.

    Данные  изъятия могут быть как ограничительного, так и стимулирующего характера.

    Во  всех государствах с рыночной экономикой ограничения в свободе обращения  инвестиций считаются допустимыми, так как данные меры установлены  в целях обеспечения национальной безопасности. При этом сфера национальной безопасности не ограничивается оборонной промышленностью и включает ряд других наиболее важных для экономики данной страны отраслей.

    В России правовые посылки к ограничительным  изъятиям определяет Закон об иностранных  инвестициях, который допускает  их только в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Конкретные  ограничения допуска иностранных  инвестиций устанавливаются в отношении  отдельных сфер экономики отраслевыми  законами. В частности, ст. 12 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» ограничивает возможности создания на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники. Создание организации, действующей в данной сфере, возможно при условии, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25% уставного капитала авиационной организации, а ее руководитель и входящие в орган управления такой организации лица являются гражданами Российской Федерации.

    Изъятия стимулирующего характера устанавливают  для иностранных инвесторов условия  более благоприятные по сравнению  с отечественными предпринимателями и допускаются только в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

    В частности, к изъятиям стимулирующего характера относится предоставление иностранным инвесторам ряда таможенных и налоговых льгот, например, освобождение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

    Данные  льготы установлены ст. 37 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», пп. 7 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации.

    При отказе в предоставлении данных льгот, в том числе по формальным основаниям, иностранный инвестор может обратиться за судебной защитой своих интересов  и реализовать право на особые условия деятельности.

    Гарантиями  и льготами, предусмотренными Законом об иностранных инвестициях, иностранные инвесторы начинают пользоваться со дня приобретения ими соответствующего правового статуса, то есть со дня вхождения в коммерческую организацию.

    Гарантии  распространяются на такие виды субъектов, как:

  • иностранная организация;
  • филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам;
  • российская коммерческая организация со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.

    Дочерние  и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными инвестиционным законодательством.

    Далее остановимся подробнее на наиболее значимых гарантиях прав иностранных инвесторов.

    1. Гарантия использования иностранным  инвестором различных форм осуществления  инвестиций на территории Российской  Федерации

    Анализ  международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами  показывает, что, как правило, в число форм инвестиций включены:

  • движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие ему имущественные права;
  • акции, вклады и другие формы участия в предприятиях или компаниях;
  • права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;
  • авторские права, права на промышленную собственность (такие как изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы и модели), технология и ноу-хау;
  • права на осуществление экономической деятельности, включая коммерческую деятельность, предоставляемые на основе закона или договора, в частности, касающиеся разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов.

    На  территории Российской Федерации иностранному инвестору гарантируется возможность осуществления любой из этих форм.

    2. Гарантия компенсации при национализации  и реквизиции имущества иностранного  инвестора или коммерческой организации  с иностранными инвестициями

    При реквизиции иностранному инвестору  или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

    При национализации иностранному инвестору  или коммерческой организации с  иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

    3. Гарантия для иностранного инвестора  и коммерческой организации с  иностранными инвестициями от  неблагоприятного изменения законодательства  Российской Федерации (стабилизационная  оговорка)

    Данная  гарантия обеспечивает иностранным инвесторам закрепление в сфере валютного, налогового, таможенного регулирования того режима деятельности, который существовал на момент начала вложения иностранных инвестиций.   

    Стабилизационная  оговорка заключается в том, что  в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (но не более семи лет) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

    При этом статья 9 Закона «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» содержит ряд условий, при которых  применяется данная гарантия.

    Прежде  всего, установлен ограниченный круг лиц, на которых распространяется стабилизационная оговорка. К ним относятся:

  • коммерческая организация с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 процентов;
  • коммерческая организация с иностранными инвестициями, реализующая приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.

    Кроме того, установлен ряд объектов публичных  правоотношений, на которые не распространяется данное правило:

  • таможенные пошлины, вызванные применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • такие федеральные налоги, как акцизы, налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации;
  • взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Установление  критериев изменения в неблагоприятную  для иностранных инвесторов сторону  условий, утверждение порядка регистрации инвестиционного проекта, а также контроль за его исполнением относятся к компетенции Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определять сроки окупаемости инвестиционных проектов, а также продлевать срок действия стабилизационной оговорки для отдельных инвесторов в случае необходимости.

    4. Гарантия обеспечения надлежащего  разрешения спора, возникшего  в связи с осуществлением инвестиций  и предпринимательской деятельности  на территории Российской Федерации иностранным инвестором

    Спор  иностранного инвестора, возникший  в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается  в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

    Российская  Федерация является участником Конвенции  об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими  или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18.03.1965г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке, установленном названной конвенцией, в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (суд создан при Международном банке реконструкции и развития).

Информация о работе Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России