Виды Российских Государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Облигация- это долговая ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между его владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (заемщиком).
Фирмы выпускают облигации различных видов и типов. В зависимости от классификационного признака, положенного в основу группировки, можно выделить несколько видов облигаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Общая характеристика, виды и классификация

облигаций

Виды и классификация облигаций
Стоимость и доходность облигаций
Выкуп облигаций
Эмиссия облигаций
Глава II. Виды Российских Государственных ценных бумаг

2.1. Виды Российских Государственных ценных бумаг

2.1.1. Государственные краткосрочные облигации

(ГКО)

2.1.2. Государственные долгосрочные облигации

(ГДО)

2.1.3. Облигации внутреннего валютного займа

(ОВВЗ)

2.1.4. Облигации федерального займа (ОФЗ)

2.1.5. Облигации государственного сберегательного

Займа (ОГСЗ)

2.1.6. Бескупонные облигации Банка России (БОБР)

2.2. Муниципальные ценные бумаги

2.2.1. Муниципальные облигации

2.2.2. Рынок муниципальных облигаций в развитых

странах

2.2.3. Российский рынок муниципальных займов

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по РЦБ.docx

— 65.93 Кб (Скачать)

         Обслуживание возложено на учреждения  ЦБ России. Для каждой группы  разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

         Котировка облигаций определяется  на каждой предшествующей неделе  в течение всего года, за исключением  «особой» недели. «Особые» недели в соответствующих группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев до ее наступления, т.е. владелец облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а одного года.

        Погашение ГДО начинается с  1 июля 2006 г. в течение последующих  15 лет ежегодными тиражами. Облигации,  не вошедшие в тиражи погашения,  выкупаются до 31 декабря 2021 г.  При погашении ГДО ЦБ России  выплачивает их номинальную стоимость,  надбавку к цене, которую он  может установить, и годовой доход  до официально объявленной даты  начала выкупа облигаций.

        Владельцы ГДО могут использовать  их в качестве залога при  получении кредита. Коммерческие  банки могут получить также  ссуду в ЦБ России на срок до 3 месяцев в размере до 90% номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае невозврата ссуды в срок ЦБ России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолжности.

           Рынок ГДО в отличие от рынка  краткосрочных облигаций не получил  развития. Вторичный рынок практически  отсутствует , и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

 

            2.1.3. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) 

        В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР в июне 1991 г. на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565  «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР (изданным во исполнение постановления Верховного Совета) полная разблокировка средств должна была состоятся 01.07.1993 г. Задолжность физическим лицам была погашена в полном объеме, а для юридических лиц были выпущены облигации.

          Выпуск и обращение этих облигаций  регулируются постановлением Правительства  РФ от 15 марта 1993 г. №222 «Об утверждении  условий выпуска внутреннего  государственного валютного облигационного  займа» и от 4 марта 1996 г. №229 «О выпуске облигаций внутреннего  государственного валютного займа». Эмитентом облигаций выступает  Министерство финансов РФ, валюта  займа- доллары США, процентная ставка-3% годовых.

          Общий объем займа составил 7885 млн. долл. США. Номинал облигации- 1,10 и 100 тыс. долл. Они были выпущены  пятью траншатами со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа-14 мая 1993г. Купонная ставка-3% годовых- выплачивается 14 мая каждого года. Дата погашения последнего транша- 14 мая 2011 г.

          В результате краха фондового  рынка в августе 1998 г. 14 мая  1999 г. не были погашены ОВВЗ  третьего транша. Их владельцам  был перечислен лишь купонный  доход.

         29 ноября 1999 г. Правительство РФ приняло постановление «О новации облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии», в котором было установлено, что новации ОВВЗ III серии (транша) будут осуществляться путем обмена их на облигации государственного валютного займа 1999 г. в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США.

          Согласно условиям новации эмиссия  валютных облигаций будет осуществляться  одним выпуском, который размещается  исключительно среди держателей  ОВВЗ третьего транша.

         Срок погашения новых валютных  облигаций составляет 8 лет, номинал-1000 долл.США, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 3% годовых.

  

            2.1.4. Облигации федерального займа (ОФЗ) 

          ОФЗ- первые среднесрочные ценные  бумаги, которые появились в Российской  Федерации. Они выпущены сроком  на один год и две недели, что объясняется особенностями  российского законодательства (нужен  срок более года, чтобы бумага  считалась среднесрочной) и удобством  начисления доходности (плюс две  недели). По этой бумаге доходы  выплачиваются раз в квартал,  причем доход привязан к доходу  на рынке ГКО: берутся четыре  последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на бумагу устанавливают сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему не выгодны, и принимает те, которые выгодны.

         Само по себе появление ОФЗ  и для Минфина, и для всей  финансовой системы имеет исключительно  важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть все дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30%- это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

         До августа 1998 г. ОФЗ выпускались  с переменным и постоянным  купонным доходом. Доход по  ОФЗ с переменным купонным  доходом устанавливался на каждые  последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО. Новый выпуск ОФЗ состоялся 14 ноября 1999 г. Срок погашения- 4 года, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 15% годовых в первые два купонных периода и 10% годовых- в оставшиеся купонные периоды. 
 

            2.1.5. Облигации государственного сберегательного  

                           займа (ОГСЗ) 

        Эти облигации были выпущены в сентябре 1995 г., раньше выпускать их не было смысла, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. Владельцы- юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. ОГСЗ свободно продавались и покупались на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Минфином в форме закрытых торгов. При подготовке ОГСЗ Министерство финансов руководствовалось тем, что по облигациям для населения должна существовать прибыль, близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.

 

            2.1.6. Бескупонные облигации Банка России (БОБР) 

      В сентябре 1998 г. были выпущены бескупонные облигации ЦБ России. Выпуск облигаций был вызван необходимость заполнить вакуум, который образовался на рынке государственных ценных бумаг после дефолта ГКО-ОФЗ в августе 1998 г. Руководство ЦБ России полагало, что с выпуском в обращение новых государственных облигаций банковская система получит дополнительные инструменты по управлению ликвидностью.

         Центральный банк попытался использовать  БОБР для обмена замороженных  ГКО-ОФЗ. Банкам было предложено поменять не более 10% портфелей, которые состояли из ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 1 января 2000 г., на три серии БОБР со сроками погашения один, два и три месяца и на ОФЗ-ПД со сроками погашения после 1 января 2000 г. Некоторые банки воспользовались этим предложением, что несколько оживило рынок.

         Первый аукцион БОРБ состоялся  2 сентября 1998 г. Эмитентом БОБР  выступал Минфин, а ЦБ России, форма выпуска БОБР- документарная, номинал облигации-1000 руб., срок обращения до 1 года. Данная ценная бумага (БОБР) предназначена только для кредитных организаций. 
 

                         2.2. Муниципальные ценные бумаги 

        В развитых странах рынок муниципальных займов является одним из динамичных, высокотехнологичных и значительных по масштабам операций сегментов национальных фондовых рынков. Муниципальные облигации считаются одними из самых надежных долговых инструментов, уступающими только ценным бумагам центрального правительства. 

                           2.2.1. Муниципальные облигации 

       Муниципальными облигациями принято называть ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления, например, правительствами штатов, провинций, городским муниципалитетами, а также различными бюджетными организациями. Их не рассматривают в качестве безрисковых, если они не гарантированы национальным правительством. Самый большой в мире рынок муниципальных займов – в США. Хотя Россия тоже имеет достаточно большое число муниципальных образований, тем не менее в нашей стране рынок облигаций субъектов РФ (которые принято называть субфедеральными облигациями) и собственно муниципальных бумаг пока невелик и находится в стадии становления.

         В настоящее время наблюдается  динамичный рост отечественного  рынка субфедеральных займов. Создана  законодательная база, определившая  правовой статус государственных  ценных бумаг субъектов РФ, режим  налогообложения. Принимая во  внимание федеративную структуру  России и сложившиеся социально-  экономические условия, можно  предположить, что отечественный  рынок субфедеральных и муниципальных  бумаг будет тяготеть к американской модели и в перспективе будет иметь структурообразующее значение для всего фондового рынка России. 

  2.2.2. Рынок муниципальных облигаций в развитых странах 

        В США этот рынок переживает  период стремительного развития. Увеличивается как его общий объем, так и объем ежегодно выпускаемых муниципальных облигаций. Объем рынка составляет более 2 трлн. Долл.

       Эмитентами муниципальных облигаций  могут быть власти штатов, муниципалитеты, предприятия коммунальной сферы  и пр. Муниципальный орган власти  может выпускать различные облигации  под различные проекты, каждый  может быть гарантирован различными  компаниями.

        Рынок муниципальных облигаций  в достаточной степени сегментирован  по территориям штатов.

        Исторически сложились три группы  владельцев муниципальных облигаций:  банки, страховые компании, индивидуальные  инвесторы, инвестиционные фонды.  В связи со значительным усложнением  анализа выпускаемых муниципальных  облигаций все большая их доля  приобретается индивидуальными  инвесторами через муниципальные  инвестиционные трасты и взаимные  фонды. Доля банков во владении  муниципальными облигациями резко  снизилась, что объясняет в  основном изменением в 80-ые  гг. налогового законодательства  для банков, вылившимся в отмену  льгот по отношению к инвестициям  в муниципальные облигации и  введение льгот для других  инструментов финансового рынка.  Инвестиции страховых компаний  в муниципальные облигации обусловлены  стремлением получить доход, пользующийся льготами при налогообложении.

        До 1975 г. фактически не существовало  никакого законодательного регулирования  рынка муниципальных облигаций.  Однако, после того как муниципалитет  Нью-Йорка не смог выполнить  свои обязательства по векселям  на сумму почти 2 млрд. долл. по  номиналу, конгресс счел необходимым  обратить внимание и на этот  сектор финансового рынка. Сейчас  общее регулирование рынка муниципальных  облигаций осуществляется Законодательным  советом по муниципальным ценным  бумагам, образованным конгрессом  в том же 1975 г.

        В настоящее время увеличивается  число создаваемых муниципалитетами  новых структур, имеющих право  выпускать собственные облигации,  осуществляя независимое заимствование.  Данная тенденция имеет следующие  результаты:

  • Увеличивается объем выпускаемых доходных облигаций;
  • Усложняется анализ выпускаемых облигаций с точки зрения оценки их обеспеченности, а также относительной рыночной стоимости. По оценкам многих аналитиков, данный факт в конечном итоге может привести к общему ухудшению кредитного рейтинга новых муниципальных облигаций.

Информация о работе Виды Российских Государственных ценных бумаг