Виды Российских Государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Облигация- это долговая ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между его владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (заемщиком).
Фирмы выпускают облигации различных видов и типов. В зависимости от классификационного признака, положенного в основу группировки, можно выделить несколько видов облигаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Общая характеристика, виды и классификация

облигаций

Виды и классификация облигаций
Стоимость и доходность облигаций
Выкуп облигаций
Эмиссия облигаций
Глава II. Виды Российских Государственных ценных бумаг

2.1. Виды Российских Государственных ценных бумаг

2.1.1. Государственные краткосрочные облигации

(ГКО)

2.1.2. Государственные долгосрочные облигации

(ГДО)

2.1.3. Облигации внутреннего валютного займа

(ОВВЗ)

2.1.4. Облигации федерального займа (ОФЗ)

2.1.5. Облигации государственного сберегательного

Займа (ОГСЗ)

2.1.6. Бескупонные облигации Банка России (БОБР)

2.2. Муниципальные ценные бумаги

2.2.1. Муниципальные облигации

2.2.2. Рынок муниципальных облигаций в развитых

странах

2.2.3. Российский рынок муниципальных займов

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по РЦБ.docx

— 65.93 Кб (Скачать)

        Российское законодательство допускает  досрочный выкуп облигаций. Однако, в отличие от западных стран,  в России досрочное погашение  облигаций возможно только по  желанию их владельцев (Закон  «Об акционерных обществах», ст.33).

        При эмиссии облигаций компания  должна заранее определить цену, по которой облигации будут  выкупаться, и срок, ранее которого  облигации не могут быть предъявлены  к досрочному погашению. Таким  образом, в зарубежной практике  право досрочного погашения облигаций  является привилегией компании, а в России- привилегией владельцев облигаций. Российское законодательство установило возможность досрочного погашения облигаций только по желанию владельцев и тем самым существенно ограничило инициативу предприятий в проведении финансовой политики.

        Предусматривая в проспекте эмиссии  облигаций право досрочного выкупа, компания заранее устанавливает  цену, по которой будут выкупаться  облигации.

        Цена выкупаемой облигации состоит  из трех элементов: номинальной  стоимости облигации, купонного  дохода и премии за возможность  долгосрочного выкупа.

        В связи с тем, что инвестор  несет риск досрочного выкупа  облигаций, компания должна компенсировать  ему этот риск за счет установления  повышенной купонной ставки. Так,  если в последующем периоде  произойдет снижение процентных  ставок и компания воспользуется  своим правом досрочного выкупа, то инвестор получит денежные  средства, которые он вынужден будет инвестировать под меньший процент, чем раньше. Если облигации выпускаются без права досрочного погашения, то инвестор в течение всего периода обращения будет получать стабильный доход даже при снижении процентных ставок в будущем. Чтобы установить для себя право выкупа, фирма за эту привилегию должна заплатить. Цена этой привилегии определяется разницей в купонных ставках обычной облигации и облигации с правом выкупа. 

                             1.4. Эмиссия облигаций. 

      Эмиссия ценных бумаг- это установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по выпуску ценных бумаг и по их размещению.

        Выпуск облигаций содержит ряд  привлекательных черт для компании- эмитента. Дело в том, что при помощи выпуска облигационного займа компания получает дополнительные финансовые ресурсы без угрозы вмешательства их держателей- кредиторов в процесс управления финансово- хозяйственной деятельностью фирмы.

        Облигационные займы компаний  следует рассматривать как дополнение  к заемным средствам, которые  получают в виде банковских  ссуд.

Поскольку облигационный заем выражает отношения  займа, то по своей сути и назначению он схож с банковской ссудой. Поэтому  право на эмиссию облигаций может  быть предоставлено только таким  компаниям, которые отвечают критериям  кредитоспособности.

        Порядок выпуска облигаций акционерными  обществами регламентируется Федеральным  законом «Об акционерных обществах». В соответствии со ст. 33 названного  Закона при выпуске облигаций  акционерными обществами должны  быть соблюдены следующие дополнительные  условия:

  • Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;
  • Выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;
  • Общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.
 
 

Глава II. Виды Российских Государственных ценных бумаг

            2.1. Виды Российских  Государственных  ценных бумаг

                   2.1.1. Государственные краткосрочные облигации              

                           (ГКО)

       В начале 1992 г. Центральный банк (ЦБ) РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

        Нормальному функционированию рынка  способствовала разработка пакета  документов, регулирующих весь спектр  правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО,  погашения облигаций, вторичных  торгов. К основным законодательным актам следует отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нем определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, пред юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

         Второй по важности нормативный  акт – приказ ЦБР №02-78 от 6 мая  1993г. «О проведении операций  с государственными краткосрочными  бескупонными облигациями». В нем,  в частности, определено, что аукционы  и вторичные торги по ГКО  осуществляются на ММВБ.

         Третий нормативный акт- «Положение  об обслуживании обращения выпусков  ГКО» устанавливает, что обращение  облигаций может происходить  только после заключения договора  купли- продажи. Переход права  собственности на облигации от  оного владельца к другому  наступает в момент перевода  их на счет «депо» нового  владельца.

         Эмитентом ГКО выступало Министерство  финансов РФ. В качестве генерального  агента, а также дилера выступал  ЦБ РФ. Облигации выпускались  со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев.  Операции с этими ценными бумагами  были сосредоточены на Московской  межбанковской валютной бирже  (ММВБ).

         Размещение облигаций происходит  на аукционе, организованном ЦБ  по поручению Министерства финансов  РФ. Дата его проведения, предельный  объем выпуска, место и время  объявляются ЦБ России не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

        Министерство финансов РФ, выпуская  в обращение ГКО, получает денежные  средства, необходимые для финансирования  бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются  на рыночных условиях.

         Обеспечивая организационную сторону  функционирования рынка ГКО( аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), ЦБ активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБ открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство дает возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нем и вокруг него. При этом ЦБ не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет привлекательность для инвесторов рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития  ранка ГКО.

          В качестве официальных дилеров  выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

         ГКО- высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки ( комиссия дилеру, бирже- 0,1% от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО- 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.

        Со времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно  миновав стадию становления, вступил  в пору стабильного существования.  Об этом свидетельствуют показатели  по первичному и вторичному  рынкам.

        В период обращения ГКО занимали  наибольшую долю Российского  фондового рынка. С 1994 по 1998г.  объем выпущенных ГКО в среднем  за год составил 50 млрд. долл., что  превышало годовой бюджет России. Всего за 1993-1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. по номиналу.

        Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении  в известном смысле играют  определенную макроэкономическую  роль. Если раньше они не регулировали  в инструментарии ЦБ России  по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом  рынке могут занимать заметное  место в спектре рычагов регулирования  предложения денег со стороны  ЦБ. Приобретая или продавая облигации,  ЦБ тем самым может соответственно  увеличить дополнительную ликвидность  либо изымать избыточную с  денежного рынка. Складывающаяся  доходность по ГКО- важнейший ориентир денежного рынка.

         Что касается вторичного размещения  ГКО, то анализ его базовой  характеристики строится на оценке  средневзвешенной эффективной доходности  по отношению к погашению действующих выпусков- учетной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

         Надежность ГКО по сравнению  со всеми другими инструментами  финансового рынка, в том числе  и государственными, была достаточно  высокой, поскольку агентом выступает  ЦБ России, который по соглашению с Минфином автоматически погашает рефинансируемые выпуски.

         Рынок ГКО- оптовый, профессиональный, поэтому ГКО на самом деле действует а безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в ММВБ, а это довольно сложно для населения.

         Хотя рядовые инвесторы, конечно  же, имеют право покупать государственные  ценные бумаги, но подавляющее  большинство населения этого  не делает и свои средства  хранит на счетах в сберегательных  банках. А вот банки- профессионалы  на рынке ценных бумаг- работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая политика.

         Основная причина краха рынка  ГКО была обусловлена высоким  уровнем доходности, несмотря на  все более сокращавшуюся доходную  базу федерального бюджета и  отсутствие экономического роста  в стране.

         Задолженность по ГКО, которая  сложилась на 17 августа 1998 г., была  частично погашена, а частично  реструктурирована в новые, более  долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г. 
 

            2.1.2. Государственные долгосрочные облигации (ГДО)            

  

          Заем осуществляется в виде  ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации  выпускаются в бланковом виде  с набором купонов и реализуются  только среди юридических лиц.

         Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценах 1991г.).

         Разряды объединены в четыре  группы :

         1-ый – 4-й разряды – группа  «Апрель»;

          5-й  - 8-й   разряды  - группа  «Июль»;

          9-й – 12-й  разряды – группа  «октябрь»;

          13-й – 16-й разряды – группа  «Январь».

Информация о работе Виды Российских Государственных ценных бумаг