Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является проведение комплексного анализа притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию за период с 2007 по 2011 год, нахождение закономерностей инвестиционного процесса применительно к различным секторам экономики России, а также исследование способов и возможностей изменения структуры иностранных инвестиций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России……...6
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание, виды, классиф-я…..6
1.2 Влияние иностранных инвестиций на экономику России……………..12
2. Привлечения инвестиций в российскую экономику……………………...18
2.1 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций……….18
2.2 Анализ иностранных инвестиций в Россию за 2007-2011 гг…………...20
3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику…………………………………………………………22
3.1 Влияние ВТО на привлечение иностранных инвестиций в Россию…….22
3.2 Меры по улучшению бизнес-климата в России………………………….24
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 54.72 Кб (Скачать)

В платежном балансе выделяются следующие отношения прямого  инвестирования:

* партнер - прямой инвестор  владеет от 10 до 50% голосов в предприятии  прямого инвестирования;

* дочернее предприятие  - прямой инвестор владеет более  50% голосов в предприятии прямого  инвестирования;

* неакционерное предприятие  прямого инвестирования, находящееся  в полном или совместном владении  прямого инвестора (100%).

В соответствии с Федеральным  законом «Об иностранных инвестициях» в федеральном статистическом наблюдении за движением иностранного капитала в прямые инвестиции включаются инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими и физическими  лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала предприятия, что дает право  на участие в управлении предприятием.

 

Недвижимость на территории России, принадлежащая иностранному предприятию, не являющемуся зарубежным совладельцем предприятия, включается в прямые инвестиции.

В соответствии с Федеральным  законом «Об иностранных инвестициях» к прямым инвестициям относится  финансовая аренда (лизинг) - (осуществление  на территории Российской Федерации  иностранным инвестором как арендодателем  финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах ХYI и ХYII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности содружества независимых государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей). Финансовая аренда (лизинг) - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Финансовая аренда (лизинг) регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 665-670), Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ с изменениями от 29 января 2002 г., Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.[17]

Таблица 1. Классификация  иностранных инвестиций

 

Критерии классификации

Типы инвестиций

 

По отношению к отдельным  странам

· Иностранные - вложения нерезидентов в экономику данной страны.

· Зарубежные - вложения резидентов данной страны за рубеж.

 

По форме собственности

· Государственные - инвестиции государственных органов или  государственных предприятий

· Частные инвестиции - инвестиции частных экономических субъектов.

 

По способу учета

· Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осуществляемые в течение  одного года.

· Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления

 

По степени контроля над  предприятиями и другими экономическими субъектами

Прямые инвестиции - дают право контроля

Портфельные инвестиции - не дают права контроля

Прочие инвестиции - активы и обязательства, которые не относятся  ни к прямым, ни к портфельным  инвестициям, но находят отражение  между резидентами и нерезидентами  данной страны.[12]

 

 

1.2 Влияние иностранных инвестиций на экономику России

Процессы государственного реформирования, обеспечивающие укрепление федерального влияния и защиту государственных  интересов в различных областях политической и экономической жизни, обострили внимание к проблемам, давно требующим принятия неотложных мер. Одной из таких проблем является ситуация с противоречивым влиянием иностранных инвестиций, несущих  в себе ряд угроз национальной безопасности России.

Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам  страны-получателя или же противоречащим им.

Кроме того, иностранные  инвестиции, прямо или косвенно управляются  из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и  правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в настоящий период мы наблюдаем все более тщательно  выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые  развитыми государствами и международными организациями.

Главными инвесторами  на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие западные страны - США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73% общего объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми институтами, где они опять-таки имеют преобладающее  влияние, а также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного  пространства и основные потоки инвестиций.

Инвестиции закладывают  экономический каркас мировой хозяйственной  системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и  торговую структуру как мировой экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое хозяйство.

Реализуемые западными государствами  внешнеэкономические инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый  мировой инвестиционный порядок, который  сначала закладывает основы, а  со временем начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.

Таким образом, инвестиционное воздействие стало все более  эффективным инструментом реализации экономических и геополитических  интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают  такое же воздействие на экономику  стран, как конкретные военные или  иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над территориями, а  за контроль над транснациональными потоками - финансовыми, информационными, интеллектуальными.

Особенно большое значение инвестиционные стратегии имеют  в отношении к странам, активно  осуществляющим экономические реформы  и в первую очередь приватизацию, что происходит при остром инвестиционном недостатке и тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий  контроль над складывающимися инвестиционными  рынками для «снятия сливок с  инвестиционных операций», но и формировать  направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.

Существует следующая  схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление  инвестиций - это интересующее предприятие (группа предприятий), которое необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления через  инвестиционные вложения прямого контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия - смежники или предприятия  инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего предприятия. В этом случае достигается косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие  при внешней самостоятельности  вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.

Рациональная инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится за рубеж или снова инвестируется внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.

За прошедшие с начала реформ годы достичь приемлемого  баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами  так и не удалось. Спекулятивные  интересы для большинства иностранных  инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения  прибыли, причем, в связи с повышенным риском, эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается  по своим законам, во многом независимо от других стран.

В развитых зарубежных странах  сейчас идет интенсивное развитие нового витка научно-технической революции, основанного на новых информационных технологиях. На первый план экономического развития выходит соответствующий  ряд отраслей и производств, а  также научных исследований.

В то же время ряд отраслей, ранее считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится  в менее развитые страны для организации  производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется  значительная часть иностранных  инвестиций, направленных в российское производство и науку.

При этом никто не собирается инвестировать во внедрение в  России действительно прогрессивных  технологий, а только тех, которые  обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.

Интересно, что отдельный, в особенности небольшой, иностранный  инвестор иногда еще способен инвестировать  средства на цели создания в России конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций как национальных, так и транснациональных, такова, что их политика в целом по отношению к России реализована и реализуется только в русле общей западной линии на удерживание России в ее отстающем экономическом положении, в особенности как сырьевого придатка Запада.

Понимая важность высокотехнологичных  производств и наукоемких технологий, развитие этих отраслей в России искусственно ограничивается целевой направленностью  экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности российского правительства. России навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического  комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого направления, часто экологически вредного. При этом сырьевая продукция продается на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются в Россию по высоким ценам.

Эти процессы обусловливают  сочетание совместного и сепаратного  контроля Запада по отношению к российской экономике. Сепаратный контроль реализуется  в виде отстаивания фирменных (корпоративных) интересов конкретных конкурирующих  между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей российского производства и, в особенности, в области производства конкурентоспособной западной или  важной для национальных интересов  научной и промышленной продукции.

За счет направленных иностранных  капиталовложений намеренно деформируется  структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно выводит  российские предприятия за пределы  зоны нормальной управляемости со стороны  федеральных и региональных органов  управления.

Все эти тенденции и  факторы создают серьезную угрозу национальным интересам России и  инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном  и региональном уровнях.

Для эффективного решения  задач обеспечения инвестиционной безопасности необходимо постоянно  осуществлять:

сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития экономики под влиянием иностранных  инвестиций;

- изучение конкретных  иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства  в экономику, а также их партнеров  и контрагентов, которые будут  принимать участие в осуществлении  инвестиционных проектов;

- выявление различных  проявлений негативного влияния  иностранных инвестиций на разные  стороны деятельности и развития  экономики, соответствия их российским  федеральным и региональным интересам;

- принятие необходимых  решений и осуществление мер  для предотвращения или нейтрализации  негативных тенденций развития  экономики под влиянием иностранных  инвестиций;

- формирование среди всех  субъектов экономики и инфраструктуры  отношения к иностранным инвестициям,  исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб российским интересам;

- контроль за исполнением принятых решений и мероприятий, направленных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций.

Решив задачи инвестиционной безопасности можно добиться защиты законных прав и интересов российских предприятий, что благоприятно скажется на экономике страны и, как следствие, укрепит национальную безопасность.

 

2. Привлечения инвестиций в российскую экономику

2.1 Факторы, влияющие  на привлечение иностранных инвестиций

Существует множество  разнообразных факторов, оказывающих  влияние на привлекательность страны с точки зрения притока в нее  иностранных инвестиций. В контексте  инвестиционной привлекательности  можно выделить следующие факторы, оказывающие благоприятное воздействие  на инвестиционный климат:

- политическая стабильность;

- прозрачные и недискриминационные  рамки регулирования;

- наличие и исполнение  законов;

- некоррупционная процедура разрешения конфликтов;

- низкий уровень бюрократии;

- большой и растущий  рынок;

- развитая инфраструктура (коммуникационная, транспортная и  т.п.);

- квалифицированная рабочая  сила;

- присутствие на рынке  эффективных местных фирм;

- наличие фискальных и  других стимулов (налоговые каникулы, субсидии и т.п.).

В теории также принято  выделять четыре мотива, которые оказывают  влияние на принятие решения прямыми  иностранными инвесторами относительно того, осуществлять инвестиции в ту или иную страну. К ним относят:

Информация о работе Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России