Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является проведение комплексного анализа притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию за период с 2007 по 2011 год, нахождение закономерностей инвестиционного процесса применительно к различным секторам экономики России, а также исследование способов и возможностей изменения структуры иностранных инвестиций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России……...6
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание, виды, классиф-я…..6
1.2 Влияние иностранных инвестиций на экономику России……………..12
2. Привлечения инвестиций в российскую экономику……………………...18
2.1 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций……….18
2.2 Анализ иностранных инвестиций в Россию за 2007-2011 гг…………...20
3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику…………………………………………………………22
3.1 Влияние ВТО на привлечение иностранных инвестиций в Россию…….22
3.2 Меры по улучшению бизнес-климата в России………………………….24
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 54.72 Кб (Скачать)

- поиск рынков сбыта;

- природные ресурсы;

- стратегическое положение;

- низкие издержки производства (таким образом, компании считают,  что производство внутри страны  будет более прибыльным по  сравнению с импортом продукции).

Опрос главных инвесторов показал, что основными мотивами в случае инвестирования в Россию являются: поиск рынков сбыта, природные  ресурсы и низкие издержки производства внутри страны. Природно-ресурсный  мотив является определяющим в случае транснациональных нефтяных корпораций (BP, Royal Dutch Shell). К компаниям, инвестирующим в поисках рынка сбыта, следует отнести тех, кто работает в пищевой (Cadburry, Mars и другие), табачной (Philip Morris) и телекоммуникационной (Deutsche Telecom) отраслях. Низкие издержки производства являются основным мотивом при принятии решений в автомобильной отрасли (BMW, General Motors).

Страны конкурируют друг с другом в сфере привлечения  иностранных инвестиций. Россия, благодаря  своим размерам, природным ресурсам, имеющейся инфраструктуре и квалифицированной рабочей силе, обладает большим инвестиционным потенциалом. Тем не менее, он по-прежнему в значительной степени недоиспользован. Если в экономической сфере Россия за последнее время добилась определенных успехов (снижение налогового бремени, существенное уменьшение отношения внешнего долга к ВВП, признание за страной статуса рыночной экономики, исключение из черного списка ФАТФ), то в институциональной сфере успехи весьма незначительны.

2.2 Анализ иностранных  инвестиций в Россию за 2007-2011 гг.

В апреле с. г. Росстат опубликовал  данные об иностранных инвестициях  в экономику России, поступивших  в 2011 году. Приведенные цифры  дают основания для оптимизма: в целом  произошел значительный рост притока  иностранных инвестиций. По сравнению  с аналогичным периодом 2010 года и 2007 года инвестиции увеличились на 66,1% и 57,6% соответственно. В 2008 и 2009 гг. наблюдалось  снижение инвестиционного потока в  связи с разразившимся финансово-экономическим  кризисом.

Таблица 2 . Поступление иностранных инвестиций по типам, млн. долл. США

 
 

2007

2008

2009

2010

2011

 

Иностранные инвестиции* - всего

120941

103769

81927

114746

190643

 

в том числе:

           

прямые инвестиции

27797

27027

15906

13810

18415

 

из них:

           

взносы в капитал

14794

15883

7997

7700

9080

 

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

11664

9781

6440

4610

7495

 

прочие прямые инвестиции

1339

1363

1469

1500

1840

 

портфельные инвестиции

4194

1415

882

1076

805

 

из них:

           

акции и паи

4057

1126

378

344

577

 

долговые ценные бумаги

128

286

496

680

219

 

прочие инвестиции

88950

75327

65139

99860

171423

 

из них:

           

торговые кредиты

14012

16168

13941

17594

27775

 

прочие кредиты

73765

57895

50830

79146

139931

 

прочее

1173

1264

368

3120

3717

 
             

Между тем, следует напомнить, что в российской практике уже  был период, когда объемы иностранных  инвестиций резко возросли (в 1997 г. были зафиксированы рекордные показатели), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения  зарубежного капитала. В итоге  дело, как известно, закончилось  финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.

Ситуация 1997 г. показала, что  ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине автор попробует выразить ряд сомнений в устойчивости и «прогрессивности» последнего инвестиционного роста.

Сравнивая данные за 2011 с  показателями аналогичного периода 2007 года, нетрудно увидеть, что структура  иностранных инвестиций в 2011 году не претерпела принципиальных изменений, а наоборот усугубилась, продолжая оставаться неблагоприятной.

 

3. Проблемы и  перспективы привлечения иностранных  инвестиций в российскую экономику

3.1 Влияние ВТО  на привлечение иностранных инвестиций  в Россию

ВТО была создана в 1994 году на встрече министров в Марракеше  с целью либерализации международной  торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов организации. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и выполнявшего свои функции на протяжении почти 50 лет. Основной целью деятельности ГАТТ, а впоследствии - и ВТО, является снижение барьеров в международной  торговле. На сегодняшний день ВТО - единственный международный орган, занимающийся глобальными правилами  торговли между государствами. Правила  присоединения к ВТО юридически определены в общих чертах, но на практике каждый случай уникален. На сегодняшний  день 153 страны являются полноправными  членами Всемирной торговой организации. Четыре страны, принятые в ВТО в 2011 году, в том числе и Россия, станут полноправными членами после  ратификации соответствующих документов на национальном уровне. Пакет документов по присоединению России к ВТО  был одобрен 16 декабря 2011 года на Восьмой  Министерской конференции ВТО.

Таким образом, 80% всех стран  мира состоят во Всемирной торговой организации. С учетом России на их долю приходится 97% мирового торгового  оборота.

Официальным высшим органом  организации является Министерская конференция, на которой представлены все члены ВТО. Ее организуют не реже, чем раз в два года. За время  существования ВТО было проведено  восемь таких конференций4. Общие исполнительные функции осуществляет Генеральный совет, в подчинении которого находятся специальная комиссия по торговой политике стран участниц, комиссии, созданные на основании заключенных в рамках ВТО соглашений, комитеты и рабочие группы. Комиссия по торговой политике призвана следить за выполнением странами-участницами своих обязательств в рамках ВТО. Самыми важными комиссиями являются Совет по товарной торговле (Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Комитеты и рабочие группы призваны снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т.п. Во главе организации стоит Генеральный директор Паскаль Лами с подчиненным ему Секретариатом.

Бюджет ВТО на 2012 год  составляет примерно 196 млн швейцарских франков (около 213 млн долларов США). При этом доля, которую вносит каждая страна-участница организации, рассчитывается на основе ее доли в мировом торговом обороте.

Процесс переговоров о  вступлении России в ВТО начался  еще в 1993 году с официальной заявки страны о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. После учреждения ВТО в 1995 году Рабочая  группа по присоединению к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу по присоединению к ВТО. На начальных  этапах переговоров обсуждалось  соответствие торгово-политического  режима России нормам ВТО. Затем с 1998 года начались двусторонние переговоры, направленные на согласование тарифов. Начиная с 2000 года переговоры стали  носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. Внутри ВТО также происходили изменения, заключались дополнительные соглашения между странами-членами организации. Поэтому длительность процесса переговоров о вступлении в ВТО привела отчасти к тому, что Россия к моменту их завершения должна была принять на себя дополнительные обязательства в ряде областей, в отношении которых изначально не было специальных требований. Вопросы приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО возникли в самом начале переговоров. Уже в 2001 году Правительством РФ был утвержден «План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО». К 2004 году основные нормативно-правовые акты были приведены в соответствие с требованиями ВТО.

3.2 Меры по улучшению  бизнес-климата в России

Министерство экономического развития РФ еще в начале 2000-х  годов запросило Всемирный банк о проведении цикла исследований, направленных на изучение последствий  вступления РФ в ВТО. В своей работе Рутерфорд,

Дженсен и Тарр (2007 год) показали, что в то время как изменение условий доступа импортных товаров на российский рынок и российских товаров на зарубежные рынки приведет к росту ВВП страны, основное потенциальное преимущество вступления в ВТО заключается в повышении производительности сектора бизнес-услуг в результате увеличения объема прямых иностранных инвестиций. Это может обеспечить в среднесрочной перспективе положительный эффект порядка 3,3% ВВП ежегодно. В долгосрочной же перспективе он возрастет до 11% ВВП в год.

Рутерфорд и Тарр (2008 год) также исследовали влияние членства в ВТО на домохозяйства и уровень бедности в стране. В исследовании было показано, что практически все виды домохозяйств выигрывают от вступления страны в ВТО. Городские домохозяйства и рынок квалифицированного труда получают относительно больше преимуществ, чем в среднем по стране. В основном это происходит из-за увеличения объема прямых иностранных инвестиций в секторе бизнес-услуг, в котором занято большое количество квалифицированных специалистов. Богатые домохозяйства получат меньше преимуществ, чем в среднем по экономике, так как рост инвестиций в страну приводит к снижению отдачи на капитал, доходность которого вносит больший вклад в доходы богатых домохозяйств, чем в среднем по стране. Следовательно, владельцы капитала выиграют меньше работников. Наименее обеспеченные домохозяйства получат практически такую же выгоду, что и домохозяйства в среднем по стране.

Принимая во внимание значительную территорию Российской Федерации, Рутерфорд и Тарр (2010 год) оценили последствия вступления РФ в ВТО на региональном уровне, определив в стране 10 групп регионов. Согласно их оценке, во всех регионах должны быть достигнуты значительные результаты. Однако чемпионами станут те регионы, где наиболее успешно будут проведены мероприятия по привлечению прямых иностранных инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата.[13]

Таким образом, результаты этих и других исследований однозначно указывают  на то, что увеличение объема прямых иностранных инвестиций является ключевым механизмом, способным дать российской экономике необходимый импульс  для развития при вступлении в  ВТО. А это, в свою очередь, означает, что масштаб положительных изменений  будет зависеть от того, сможет ли Россия успешно провести внутренние реформы  по улучшению бизнес-климата в стране.

Улучшение бизнес-климата должно стать одной из ключевых целей. Опыт стран, присоединившихся к ВТО в течение последних 20 лет, указывает на взаимосвязь успешного развития страны после вступления в ВТО и притока в нее прямых иностранных инвестиций. Иностранный инвестор не только осуществляет капиталовложения, но и внедряет новые технологии, которые позволяют отечественным производителям выйти на зарубежные рынки. При достаточно высоком уровне оплаты труда в России ее дальнейшее успешное развитие может происходить только за счет тех отраслей, в которых она не конкурирует с китайскими производителями. С точки зрения издержек на труд, российские предприятия могут конкурировать с производителями развитых стран, но для этого необходимы соответствующие технологии. Включение российских предприятий в производственные цепочки международных компаний должно стать первым шагом на этом пути. Для этого Россия и российские регионы должны быть привлекательными для инвесторов. Работа в данном направлении включает в себя снижение административных барьеров, реформирование российской судебной системы, предоставление гарантии защиты прав собственности и контрактов, борьбу с коррупцией, развитие инфраструктуры, осуществление инвестиций в современную систему профессионального образования.

 Для того чтобы повысить привлекательность России для иностранных инвесторов, правительство должно сосредоточить внимание на нескольких важных направлениях. Во-первых, нужно улучшать и развивать институты, чтобы в России было проще вести бизнес. К сожалению, на сегодняшний день ситуация в этом отношении оставляет желать лучшего. В рейтингах Всемирного банка, оценивающих условия ведения бизнеса и предпринимательскую деятельность, Россия практически по всем показателям располагается во второй половине списка, к тому же ее положение в последние годы лишь ухудшалось. В 2009 году половина опрошенных компаний, работающих в России, назвали коррупцию главным препятствием для ведения бизнеса. Для снижения ее уровня необходимы значительные усилия, включая принятие законов и реформирование судебной системы.

 Во-вторых, необходимо сделать Россию удобным местом для размещения в ней некоторых частей производственного процесса. Торговые потоки в XXI веке тесно связаны с инвестиционными. Прямые иностранные инвестиции в значительной степени являются «вертикальными»: они направлены на международное распределение продукции в вертикальной производственной цепочке.

 Но чтобы встроиться в такую цепочку и стать привлекательной страной для инвестиций в производство компонентов, Россия должна значительно улучшить деловой климат, в том числе повысить прозрачность законов и облегчить прохождение торговых потоков через свои границы. В списке стран, оцененных посредством индекса эффективности логистики, Россия сильно отстает от своих основных конкурентов, претендующих на иностранные инвестиции, - она занимает 99-е из 150 мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Наблюдается постоянный рост иностранных инвестиций по статье «прочие», состоящей в основном из разного рода кредитов. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций - это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно.Зарубежные инвесторы, как правило, предпочитают вкладываться в национальные активы и осуществляют вложения в иностранные, главным образом с целью диверсификации рисков. Российские же ценные бумаги в основной своей массе с точки зрения соотношения доходности и риска не удовлетворяют требованиям зарубежных инвесторов.

  С 2008 г. сохраняется устойчивая тенденция роста отношения бегства капитала к экспорту товаров. Это позволяет говорить о том, что рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала. Таким образом, можно говорить о противодействии двух тенденций: с одной стороны, рост иностранных инвестиций, с другой, интенсификация процессов вывода капитала из страны.

  Существенная доля иностранных инвестиций оседает в небольшом количестве сырьевых секторов экономики. Особенно на этом фоне выделяется нефтедобывающая отрасль, которая, благодаря очень высоким уровням доходности, является наиболее привлекательной. Сложившаяся отраслевая ситуация делает страну уязвимой, поскольку ею не диверсифицируются риски, и в случае низких цен на нефть она будет испытывать большие трудности; будет также наблюдаться значительное снижение темпов роста экономики. Риски иностранных инвесторов внутри страны также не диверсифицируются, поскольку в случае наступления неблагоприятных событий в нефтедобывающей отрасли возможности перевести капитал в другие отрасли весьма ограничены.

Информация о работе Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России