Сущность государственного регулирования инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы раскрыть проблемы современной инвестиционной политики РФ.
К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:
- изучить теоретические аспекты инвестиционной политики РФ;
- проанализировать основные параметры инвестиционной политики РФ;
- разработать направления повышения эффективности инвестиционной политики РФ.

Файлы: 1 файл

Tema_2 алена.docx

— 487.67 Кб (Скачать)

По итогам 2013 года лучшее инвестиционное положение занимает американский рынок ценных бумаг. Несмотря на все экономические потрясения и политические разногласия, за 2013 год американские акции в среднем выросли в цене почти на треть. Это касается как различных индексов, отличающихся капитализацией входящих в них бумаг, так и всех без исключения секторов экономики, показавших прирост от 9% до 41%. Индекс S&P 500 показал отличный результат, поднявшись на 29,7%. Для стран, входящих в группу БРИК, 2013 год не принес стабильный рост акций индексов- Бразилия, Россия и Китай потеряли часть капитализации национальных рынков ценных бумаг, и только Индия показала небольшой прирост на 9%. На конец года результат российского фондового рынка составил -5,5%.

По итогам российского фондового рынка на 2013 год главным направлением инвестирования является снижение риска вложений. Динамика изменения индекса ММВБ представлена скачкообразным графиком, цены акций меняются в течение краткосрочных временных интервалов. Наибольший интерес для инвесторов представляют инструменты с фиксированным доходом. Однако, большинство компаний, представленных индексом ММВБ, зависимы от показателей иностранного капитала. Следовательно, Россия высоко уязвима к изменениям индексов американских и европейских фондовых рынков и внутренний рост страны связан с ростом значений всех индексов.

Инвестиционная привлекательность любой страны не может рассматриваться в отдельности. Показатели фондовых рынков взаимосвязаны и лишь стабильный рост и контроль развития экономики всех стран в совокупности позволит добиться эффективных производственных и инвестиционных результатов.

 

 

Глава 3. Перспективные направления реализации инвестиционной политики РФ.

 

Правительство в последние годы концентрирует свои усилия на привлечении иностранных инвестиций. Рассмотрим с этой точки действия российских властей по следующим двум направлениям: первое – что стимулируется и что демотивируется при созданной государством системе регулирования бизнеса, и второе – что делает само государство со своими ресурсами в сложившихся условиях. 

Общеизвестно, что в любой экономической системе развитие зависит от уровня накопления. При капиталистической рыночной экономике – от накопления капиталов. Участники хозяйственной деятельности часть своего произведенного прибавочного продукта выводят из потребления и накапливают, с тем, чтобы либо расширить свое действующее производство, либо создать новое предприятие (новое производство). Такое накопление может иметь место либо в реальном товаре (реальном торговом или производственном ресурсе), либо в настоящих деньгах (товаре, выступающем в роли всеобщего эквивалента стоимости). Накопление реальных товаров ограничено по очевидным экономическим причинам – их надо размещать, расходовать средства на охрану и защиту от возможной порчи. С реальными деньгами (золотом, серебром) – те же проблемы, но рынок создал институт денежных посредников – банкиров, которые стали принимать деньги на срочное и ответственное хранение. С течением времени банкиры и банки стали выполнять и еще одну функцию – аккумуляцию мелких сбережений населения с целью трансформации их в выводимые на рынок ссудные капиталы. В целом этот механизм вполне эффективно обеспечивал потребности бурного экономического роста в странах Запада. 

Но в современном обществе настоящие деньги давно заменены бумажными векселями Центробанков – фактически ничем не обеспеченными долговыми обязательствами государства. И уже только от государства зависит, смогут ли эти квазиденьги выполнять функцию накопления капиталов. Во многих развитых странах для решения этой задачи разработана целая система мер и правил, направленных на защиту материальных интересов рыночных агентов от потери их капитала, вложенного в государственные долговые бумаги. В наилучшей степени эта система действует в США. 

В США также обеспечивается и второе условие обеспечения процесса накопления капиталов - низкая стоимость ссудного капитала для его заемщиков, для чего используется управляемая ФРС учетная процентная ставка.

В России формально все эти механизмы также существуют. Но результат – фактически тотальное уничтожение капитала как в функции денежного сохранения стоимости (бумажные госденьги лишаются всякой ценности разом, при периодических «денежных» реформах, и постоянно, за счет высокой инфляции), так и в его воспроизводственной функции (ввиду сохраняющихся запредельно высоких процентных ставок). 

Отсюда вывод – перевод финансовых ресурсов в российскую денежную систему создает невероятно высокие риски их быстрого обесценения, вплоть до полного обнуления. 

Как реагируют на эту проблему российские власти? Реально удается лишь несколько сдерживать темпы инфляции. Но и при нынешних 7–8% долговременные инвестиции в развитие производства невозможны.

События мирового финансового кризиса, показывают, что простое совершенствование системы регулирования проблемы не решает, необходим коренной перелом государственной политики в сфере денежно-финансового управления производственными процессами. 

Рассмотрим систему налогового регулирования. Изначально российская налоговая система копировалась с налоговой системы развитых стран, но в результате определенных коррекций она отличается от последних не в лучшую сторону. Во-первых, это невероятно жесткое фискальное подавление труда – заработки российских работников подвергаются в разы более высокому обложению налогами. Только по номинальным ставкам подоходного налога и социальных взносов Россия существенно «обгоняет» Европу (суммарно примерно 50% в Российской Федерации против 40–44% в Европе).

В этих условиях неудивительно, что квалифицированные инвесторы, рассматривая варианты размещения новых производств, делают выбор в пользу китайских, мексиканских, бразильских работников – но не российских.

Теперь в отношении налогового регулирования оборота производительного капитала. В России, как и в Европе, присутствует неоправданное льготирование спекулятивного, финансового капитала (операторы финансового рынка освобождены от НДС) чего нет ни в США, ни в Японии. Но в России еще и нет ряда важных регулятивных механизмов, защищающих капиталы, вложенные в производственном секторе, от рисков обесценения (эффективные инструменты ускоренной амортизации) и от рыночных рисков (создание свободных от налогов резервных фондов). Напротив, в России есть не свойственный ни одной другой развитой стране дополнительный налог на капитал – налог на имущество предприятий.

Кроме того, в налоговой системе существует еще и особое фискальное льготирование добывающих отраслей в ущерб предприятиям перерабатывающего сектора. Первые получают чистые льготы при экспорте сырья в виде возврата полной суммы НДС, а у добывающих предприятий таких реальных уплат НДС практически нет. При этом НДС еще и особенно отрицательно отражается на процессе обновления производственных фондов, как налог на импорт новых машин и технологий (при том что его уплата предусмотрена еще до установки и введения в строй нового оборудования).

Отметим в отсутствие в российской налоговой системе и такой важной льготы, как налоговый кредит, которая фактически позволяет осуществлять обновление производственных мощностей вообще без уплаты каких-либо налогов. В России же под этим названием просто введен дополнительный вид отсрочки налоговых платежей в форме ссуды, под банковский процент. На самом же деле во всех странах «налоговый кредит» – это разовое и безвозвратное уменьшение суммы налогового платежа предприятия на сумму средств, инвестированных на развитие производства («инвестиционный налоговый кредит»), на внедрение новых технологий («инновационный налоговый кредит»), на создание новых рабочих мест («имплоймент тэкс кредит»), и т.д.

Фактически в форме этой льготы государство «покупает» у предпринимателя, за сумму его налогового платежа, его обязательство расходовать полученные им прибыли не на собственное потребление, а на развитие его производства. В США, Великобритании и других развитых странах государство с помощью этой льготы гарантирует, не занимая средств бюджетной системы, постоянное обновление производственных мощностей и постоянную «охоту»за технологическими новшествами и изобретениями, поскольку для использования льготы все равно приходится расходовать деньги, то есть смысл искать возможности использовать их с наибольшей эффективностью

Рассмотрим теперь, на какие приоритеты ориентируется российское государство в своей собственной деятельности. 

Начнем с реакции властей на события последнего финансового кризиса. В России государство, в первую очередь, бросилось помогать крупным банкам и приближенным сырьевикам. В других странах власти сделали акцент на помощь заемщикам банкам и на поддержание внутреннего спроса (и не только путем снижения ставок налогов, но и форме прямых выплат из бюджета).

Далее, вспомним: и сейчас, и в периоды кризисов государство в развитых странах всегда выделяло крупные ресурсы на строительство и развитие ключевых для экономики объектов инфраструктуры: железных и шоссейных дорог, мостов, морских и воздушных портов, крупные энергетические проекты, и т.д. Таким образом в США появилась сеть федеральных хайвэев, система обслуживания воздушных перевозок.

В России есть и накопления, часть в финансовой системе, которая может эффективно реализовываться в промышленных и социальных проектах. Правда, они созданы не на базе развития экономики и роста производительности труда, а в результате вывоза за рубеж невосполнимых природных ресурсов страны. У нас такой вывоз засчитывается как прирост ВВП, хотя в классической экономической науке такое квалифицируется как истощение национального богатства страны. Поскольку ВВП обычно признается в качестве показателя произведенного страной продукта, то вывоз из страны части ее национального богатства по справедливости следует засчитывать как вычет из ВВП, но никак не его приращение. 

Само государство не считает возможным оставлять свои накопления в форматах и координатах российской финансовой системы – слишком велики риски, связанные с рублем, российской денежной и кредитно-финансовой системой.

Реалии практической политики российского государства перечеркивают в глазах иностранных инвесторов все пропагандистские программы и призывы чиновников к инвестированию в Россию. Изменить же это можно только реальными действиями государственной власти России:

– во-первых, реформировать кредитно-денежную систему страны;

– во-вторых, изменить приоритеты налоговой политики государства;

– в-третьих – самому государству дать реальные примеры долгосрочных и эффективных инвестиций в развитие российской экономики.

Если все это будет реализовано, то можно надеяться и на сокращение оттока российских капиталов за рубеж. А тогда, может быть, отпадет и вообще нужда в особом приглашении иностранных инвестиций в Россию.

 

 

 

 

Заключение

 

Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития России. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс.

 

 

Список использованной литературы

  1. Антипина О.В. Инновационно-инвестиционное развитие территории в системе муниципального управления // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011
  2. Белякова Л.Г., Антипина О.В. Применение корреляционно—регрессионнного анализа для исследования показателей инновационно-инвестиционного развития муниципальных образований // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 59. № 12. С. 252-256.
  3. Будаева М.С. Методики расчета платежей по кредиту и лизингу, построенные на применении корректирующих коэффициентов Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 2. С. 215-219.
  4. Будаева М.С. Формы и источники финансирования инноваций //Путеводитель предпринимателя. 2010. № VI. С. 29-39.
  5. Нечаев А.С., Заиченко Я.И. Инновационная методика и алгоритм сравнительной оценки основных форм финансирования воспроизводства основного капитала
  6. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 52. № 5. С. 177-182
  7. Нечаев А,С., Гаврилова Ж.Л. Финансы предприятия как основа возрождения инноваций // Путеводитель предпринимателя. 2011. №10. С. 200-207.
  8. Нечаев А.С. Совершенствование системы финансового обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская академия предпринимательства. Москва. 2010.
  9. Огнев Д.В., Нечаев А.С. Формирование лизинговой системы финансирования в основной капитал хозяйствующих субъектов Иркутской области // Экономика регионов. 2010. №1. С. 42-46.
  10. Прокопьева А.В. Существование инновационного риска в деятельности хозяйствующего субъекта // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3. С. 12
  11. Прокопьева А.В. Анализ эффективности инновационной деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-1. С. 160-164.
  12. Риммер М.И., Кастов, А.Д. Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 480с.
  13. СеменовА.Л. Инвестиционный анализ и оценка эффективности проектов. М., 2009.
  14. Титов, В.И. Экономическая оценка инвестиций. В 2 томах. Том 1 / В.И. Титов. – М.: РГИИС, 2009. – 328 с.
  15. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Райская Н.Н. и др. Инвестиционный потенциал инновационной активности в регионах России // Экономическая наука современной России. – 2006. - № 2 (33). – С. 49 – 61
  16. Щемелев А.Н. Стратегических учет инновационных процессов на предприятии. Монография. – Ростов – на Дону: ООО «Ростиздат», 2003. – 192с.
  17. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.: Наука, 1999. – 448с.
  18. Есипов Е.В. Индексы фондового рынка. // Цены и ценообразование. - 1999. - Изд. 3. С. 140-142.
  19. Информационный ресурс Investfunds, данные о состоянии динамики фондовых индексов Dow Jones, S&P 500, FT-SE 100, ММБВ - 31.01.2014.
  20. Александр Хесс, Худшие показатели индекса Dow Jones за 2013 год, информационный портал Usatoday - 31.12.2013.
  21. Адам Шелл, Итоги рекордно прибыльного для инвесторов 2013 года, информационный портал Usatoday - 31.12.2013.
  22. Итоги 2013 года на мировом финансовом рынке. // Новостной блог финансовой компании Interstock News. - 02.01.2014.
  23. Халипина Д.В., Куликова Е.В. «Сравнительный анализ лизинговых операций, используемых в России и Германии», Научный журнал «Вестник МГТУ», том 12, часть 5 (март 2012 г.). - Москва, 2012. - С.166 - 173
  24. Куликова Е.В. глава «Интеллектуальный капитал», учебник «Управление финансами наукоемких организаций», издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, под. Ред. Соколова Е.В. - Москва, 2008.
  25. Еженедельный новостной журнал The Economist, научная статья The world in figures: Countries: Denmark от 18.11.2013 г.

Информация о работе Сущность государственного регулирования инвестиций