Сущность государственного регулирования инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы раскрыть проблемы современной инвестиционной политики РФ.
К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:
- изучить теоретические аспекты инвестиционной политики РФ;
- проанализировать основные параметры инвестиционной политики РФ;
- разработать направления повышения эффективности инвестиционной политики РФ.

Файлы: 1 файл

Tema_2 алена.docx

— 487.67 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования региональная инвестиционная политика базируется на механизме децентрализации инвестиционного процесса. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах. Таким образом, большинство регионов не имеют возможности в полной мере использовать сформировавшийся инвестиционный потенциал. По этой причине роль субъектов Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности стала возрастать, что способствовало разработке стратегий инвестиционной политики регионов. Вместе с тем активизация региональной инвестиционной политики объясняется попыткой формирования более благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток инвестиций в регион, что позволит повышать его конкурентоспособность по сравнению с другими субъектами РФ.

В настоящее время именно инвестиционной деятельности отводится определяющая роль в процессе проведения экономических, социальных и политических преобразований, которые направлены на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста и инновационного развития территорий. С позиции сущности реформирования экономики проблема формирования механизма региональной инвестиционной политики, повышения инвестиционной активности и привлекательности, улучшения инвестиционного климата является одной из ключевых в сфере региональной экономики и региональной экономической политики.

Главная цель работы раскрыть проблемы современной инвестиционной политики РФ.

К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:

- изучить теоретические  аспекты инвестиционной политики  РФ;

- проанализировать основные параметры инвестиционной политики РФ;

- разработать направления  повышения эффективности инвестиционной  политики РФ.

Объектом исследования в данной работе является Российская Федерация.

Предмет исследования - инвестиционная политика.

Для решения поставленных задач в работе применены различные математико-статистические методы, а также методы теории инвестиций.

- изучение и анализ  научной литературы;

- изучение и обобщение  отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и  т.д.

Поставленные цели и задачи исследования определили структуру исследования, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1. Сущность государственного регулирования инвестиций

1.1 Основные подходы к формированию инвестиционной политики государства

 

В истории развития мировой экономики можно выделить несколько основополагающих теоретических подходов к оценке роли государства: меркантилизм, школу физиократов, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм, неокейнсианство, институционализм.

Теории, разработанные экономистами этих направлений, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового и национального хозяйства [1].

С началом развития капиталистических отношений наступила «эпоха первоначального накопления капитала». В историческом плане капитал изначально выступал в денежной и торговой формах. Именно поэтому первые серьёзные исследования были направлены на изучение движения и накопления капитала в форме денег (драгоценных металлов). На базе этих исследований возникла первая в истории экономической мысли школа, получившая впоследствии название «меркантилизм». Данная экономическая школа была создана французскими и английскими экономистами в 18 веке. [2].

Сторонники меркантилизма провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны — драгоценный металл, они предлагали любыми способами его накапливать, поощряя ввоз золота и препятствуя его вывозу. Меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, что содействовало положительному торговому балансу. Поздние меркантилисты считали, что нужно увеличивать экспорт, но отменить запрет на вывоз золота. Кроме того, именно меркантилистами впервые было установлено наличие прямой взаимосвязи экономического развития государства с накоплением капитала и инвестициями.

В целом отметим, что, по мнению меркантилистов, само собой разумеющимся считалось активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны и государственное регулирование процессов накопления [4].

Школа физиократов (18 век) выдвинула идею существования естественных экономических законов, что было важнейшим шагом вперед в понимании реальной действительности, но одновременно означало и отказ от основных идей меркантилизма в отношении активного вмешательства государства в процессы накопления и инвестирования капитала. 

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чём, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. При этом   вклад физиократов в проблему накопления заключался в появлении понятия экономического роста и переходе к анализу производства на душу населения.

В соответствии с классическим подходом, представителями которого были А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, государству отводится особая роль в обеспечении безопасности жизни человека и его собственности, разрешению споров, иными словами, осуществлению того, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Государство не должно вмешиваться ни в производство, ни в обмен, ни в распределение. Государственная политика целиком должна быть построена на экономических принципах и способствовать развитию капитала, а основным способом взаимодействия государства с населением должно быть налогообложение.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. [5].

Наиболее полное исследование противоречий капитализма, а также рыночных экономических отношений и роли государства принадлежит выдающемуся «завершителю» классической политической экономии К.Марксу, создавшему стройную концепцию, раскрывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства.

По мнению К. Маркса, в самом капиталистическом производстве лежит причина его движения, и государству нет причин вмешиваться в стихийный ход экономики. Отсюда и отсутствие проблемы стимулирования инвестиций у Маркса, т.к. погоня за богатством в капиталистическом обществе рассматривается им как самоцель. Движущим мотивом деятельности любого капиталиста является, по Марксу, не личное потребление, сколь бы фантастичным оно не было, не потребительная стоимость, а меновая стоимость и ее увеличение.

Основы другого направления экономической мысли, получившего широкое признание были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» [6]. Экономисты этого направления, безусловно, являются сторонниками рыночной экономики, то есть экономики, которая организуется, координируется и направляется механизмом свободных цен, динамикой спроса и предложения. Однако рыночная экономика нуждается в кардинально иной концепции государственного регулирования.

Новая экономическая ситуация нашла свое отражение в работах неоклассического направления (А.Маршалл, Э.Чемберлин, Л.Мизес, Ф.Хайек, М.Фридмен. По их мнению всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а, следовательно, и всем обществом своего оптимума. Роль государства ограничивается функциями поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США. Данная школа экономистов - сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики получила название монетаристского направления. В основе их концепции лежит так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через неё - и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают значительное влияние на объём производства и занятость. При этом  важнейшим средством стимулирования предпринимательства данная теория считает налоговую политику государства.

Несмотря на популярность неоклассических теорий, получило дальнейшее развитие неокейнсианское направление экономической теории, представителями которого были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар. Экономисты этого направления утверждают, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно – налогового, кредитного регулирования. Данные рекомендации достаточно чётко учитывают специфику экономической ситуации и предлагают правительству действовать в соответствии с данной спецификой. Но всегда необходимо учитывать другие важные компоненты: национальные, региональные, ментальные.

Главную роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления рыночными процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были Фр.Перру, Я.Тинберген и Г.Мюрдаль.

Основу концепции составляет идея «согласованного хозяйства», предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предоставляется свобода выбора и принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.

На основании вышеизложенного отметим, что в настоящее время в мировой практике можно выделить три подхода к вопросу о роли государства в вопросах регулирования экономики и степени его вмешательства в рыночные процессы, в том числе в инвестиционную сферу.

Первая позиция основана на концепции невмешательства государства в экономические процессы, котораябазируется на теории классиков политической экономии.

Вторая точка зрения основана на ограничении интервенции государства в экономику, что предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских или кейнсианских подходах. Данная политика основана на инструментах, позволяющих осуществлять косвенное вмешательство.

Третья позиция связана с активной ролью государства в проведении экономической политики  помощью законодательно - административных и экономических мер. Такой подход основан на планировании национальной экономики в соответствии с идеями марксистов и дирижистов.

Нужно отметить, что значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Как правило, рентабельность государственных фирм ниже, чем частных.

Таким образом, под государственным регулированием обычно понимают прямое или косвенное воздействие государственных органов управления на экономические и социальные процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения бесперебойного функционирования экономики. Глобальные цели государственного регулирования - достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование политической системы, адаптация общественных институтов к изменяющимся условиям.

 

1.2 Теоретические  аспекты государственного регулирования  инвестиционной деятельности

 

Государственное регулирование рассматривается как идентичное термину «государственное управление экономикой». Строго говоря, термин «государственное регулирование» применим лишь к эффективно работающим, рентабельным субъектам хозяйствования. В противном случае следует пользоваться термином «государственный патернализм».

С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя законотворчество — разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности; администрирование — создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования; информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований; регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях; контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства. [8]

Объектами государственного воздействия на экономику являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия, представленные нами на рис. 1.

Информация о работе Сущность государственного регулирования инвестиций