Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 10:41, курсовая работа
Главная цель работы раскрыть проблемы современной инвестиционной политики РФ.
К задачам работы следует отнести рассмотрение вопросов, непосредственно освещающих и отражающих представленную тему, а именно:
- изучить теоретические аспекты инвестиционной политики РФ;
- проанализировать основные параметры инвестиционной политики РФ;
- разработать направления повышения эффективности инвестиционной политики РФ.
Рис 1. Объекты государственного регулирования
Важнейшим объектом государственного регулирования является процесс накопления инвестиционного капитала. Производство и капитализация прибыли во всех случаях служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике и интересам общества в целом. Государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства [9]. Создавая дополнительные стимулы для инвесторов по отраслям и территориям, государственные органы воздействуют на динамику экономического цикла.
Государственное регулирование осуществляется с помощью разнообразных инструментов, представленных нами на рис 2.
Рис 2. Инструменты государственного регулирования экономических, в том числе инвестиционных процессов
Каждый из представленных инструментов имеет свои особенности. Экономическое прогнозирование включает в себя предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Программирование экономического развития предполагает разработку и реализацию программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, отраслей, многоотраслевых комплексов). Налоговое регулирование экономики заключается в установлении налоговых ставок и тарифов, направляющих действия экономических субъектов, ориентирующих экономическое развитие в соответствии с выбранным государственными органами направлением социально - экономического развития.
Государственное регулирование инвестиционных и инновационных процессов осуществляется с помощью прямых и косвенных методов воздействия. Косвенные меры направлены на создание благоприятной среды для развития инноваций, а также активизации инвестиционных процессов. Среди них можно выделить введение благоприятного налогового режима, проведение активной информационной политики, направленной на повышение престижа научно-технической и инновационной деятельности, поддержание четких правил в сфере интеллектуальной собственности и инвестиций. Прямые меры государственной поддержки непосредственно инициируют и регулируют инновационные и инвестиционные процессы. К ним можно отнести непосредственное финансирование предприятий и проектов в инновационной сфере, а также создание инновационной и инвестиционной инфраструктуры [10].
Одной из основных форм государственного регулирования является инвестиционная политика. Проанализируем существующие в экономической литературе значения термина «инвестиционная политика», представленные в таблице 1.
Таблица 1
Значение термина «инвестиционная политика»
Источник |
Значение термина «инвестиционная политика» |
Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник для студентов вузов / Н.В. Игошин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАРА, 2005. |
Государственная инвестиционная политика – составная часть социально – экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она определяет цели; направления; формы государственного управления инвестиционной деятельностью в РФ. Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц. |
Письменная Н.Е. Совершенствование региональной инвестиционной политики на современном этапе (Ставропольский край) // Экономика и управление. – 2006. - №1 (22), С. 53 |
Инвестиционная политика государства включает комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для субъектов хозяйствования, оживления их инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Инвестиционная политика предполагает долгосрочные вложения капитала в предприятия и организации, а также реализацию перспективных проектов с целью извлечения прибыли или достижения определенного экономического, социального, экологического, научно-технического эффекта. |
Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. -М.: Изд – во РАГС, 2005, с. 332 |
Инвестиционная политика рассматривается как часть государственной экономической политики, направленной на обеспечение эффективности инвестиционной деятельности. |
Бабашкина А.М., Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2007. - с. 224 |
Государственная инвестиционная политика – это политика, стратегической целью которой является модернизация экономики, способная обеспечить эффективное экономическое развитие страны. |
Общеэкономические основы рыночного хозяйствования / Под ред. Н.Н. Шаповаловой. – М.: Издательский дом «Путь России», 2002. – с. 255 |
Инвестиционная политика – это система взаимосвязанных мер политического, правового, экономического и организационного характера, определяющих объем, структуру и направления вложения капитала, рост основных фондов и их обновление на основе последних достижений науки и техники. |
Во всех анализируемых определениях инвестиционная политика государства рассматривается как система различных мер органов государственной власти по активизации инвестиционной деятельности с целью достижения результата (экономического, социального) или решения какой – либо проблемы.
Отметим, что выделяют различные виды инвестиционной политики. Так, в частности, Нечаев А.С. выделяет государственную, региональную, отраслевую инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все эти виды находятся во взаимосвязи. Однако государственная инвестиционная политика является определяющей, поскольку создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Мировая практика показывает, что основой современного экономического роста являются инновации, осуществление инновационной деятельности. В связи с этим необходимо особое внимание уделять инвестиционной политике в отношении инновационно-активных хозяйствующих субъектов. При этом, как показывает проведенный нами анализ, инновационная составляющая в инвестиционной политике практически исключается. Так, например, только у М.С. Будаева рассматриваются основные направления вложения капитала на основе последних достижений науки и техники. В связи с этим, полагаем, что инвестиционная политика должна рассматриваться вместе с инновационной составляющей, поэтому мы предлагаем следующее определение государственной инвестиционно-инновационной политики.
«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие ученые разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.
Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учета политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что ее регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.
Начиная с этого года, в рейтинг также включены вторые по величине деловые центры 11 стран с населением более 100 миллионов человек (Бангладеш, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Япония, Мексика, Нигерия, Пакистан, Россия и Соединённые Штаты). Включение в исследование второго города позволяет сравнить условия предпринимательской деятельности на региональном уровне и провести сравнительный анализ по отношению к другим крупным городам. В докладе отмечается, что различия между городами, где региональные органы власти имеют большее значение, схожи по всем показателям, измеряющим количество процедур, временные затраты и стоимость прохождения процедур. Наряду с этим в докладе этого года представлены расширенные данные по трём из 10 индикаторов. В следующем докладе предполагается собрать расширенные данные ещё по пяти индикаторам.
Нынешнее исследование проводилось с июня 2013 по июнь 2014 года. За этот период эксперты зафиксировали в 123 государствах свыше 230 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Из них 145 реформ были направлены на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм и 85 реформ были направлены на упрочнение правовых институтов. Интересно, что страны с самыми сложными процедурами и неразвитыми правовыми институтами постепенно перенимают некоторые практики, которые применяются в лидирующих странах. В регионе Африки к Югу от Сахары было зафиксировано наибольшее количество подобных реформ.
По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности восьмой год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Гонконг (Особый административный район Китая), Дания, Южная Корея, Норвегия, Соединённые Штаты, Великобритания, Финляндия и Австралия.
Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Таджикистан, Бенин, Того, Кот-д’Ивуар, Сенегал, Тринидад и Тобаго, Демократическая Республика Конго, Азербайджан, Ирландия и Объединённые Арабские Эмираты. В совокупности, эти 10 стран внедрили 40 правовых реформ, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. Однако, несмотря на значительные улучшения, в указанных странах все еще существуют проблемы, требующие решений.
В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. Так, в странах Африки к югу от Сахары создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удаленность от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Центрально-Африканская Республика, Ливия и Эритрея.
Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции сразу на 30 пунктов и поднялась с 92 на 62 место в рейтинге (см. рис. 3).
Рис. 3 продвижение России в рейтинге «Ведение бизнеса»
По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Грецией (61 место) и Молдовой (63). В этом году Всемирный банк включил в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по трём из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.
Информация о работе Сущность государственного регулирования инвестиций