Прямые и портфельные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала России, повышением его эффективности, проведения действенных антициклической и социальной политики.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность и формы инвестиций
1.1. Сущность инвестиций 5
1.2. Внутренние и внешние источники финансирования 8
1.3. Зарубежный капитал в экономике РФ. Итоги 2011 года 11
2. Прямые инвестиции
2.1. Виды прямого инвестирования 13
2.2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние, проблемы, возможности 14
2.3. Статистика по прямым иностранным инвестициям в Россию за последние годы 24
3. Портфельные инвестиции 28
3.1. Инвестиционный портфель 29
3.2. Особенности портфельного инвестирования в России 33
3.3.Сравнительный анализ портфельных инвестиций 38
Заключение 41
Литература 43

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

Политика привлечения  иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого  притока капитала. Среди этих требований можно выделить следующие:

стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования иностранных  инвестиций;

введение конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот, соответствующих условиям для иностранных инвестиций, сложившимся в других странах, которые являются конкурентами России как рынки приложения иностранного капитала;

наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в раз витии народного хозяйства;

разграничение компетенции  государственных органов при  решении вопросов иностранного инвестирования, устранение дублирования со стороны  различных ведомств, максимальное приближение  к осуществлению принципа "одного окна" при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов;

разработка порядка  привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под  его гарантии;

обеспечение привлечения  средств, как государственных, так и частных, на конкурсной основе;

организация комплексной  системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;

разработка государственной  программы и создание специальных  институтов для возврата вывезенного  из России капитала.

Главной задачей государства  на современном этапе развития российской экономики является структурная  перестройка в целях обеспечения  экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом  рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.

Исходя из этого, в  первую очередь необходимо привлечь иностранный капитал:

в добывающие и перерабатывающие отрасли, что позволит обновить их производственные фонды, повысить эффективность производства и значительно расширить экспортный потенциал России;

в космическую, атомную, конверсионные  отрасли промышленности с целью  развития наукоемкого производства;

в фармацевтическую, химическую, пищевую  промышленность, в сельское хозяйство, машиностроение и приборостроение, т.е. в отрасли, производящие товары народного потребления для обеспечения импортозамещения.

В соответствии с мировой практикой  следующие отрасли и сферы  деятельности могут иметь запрет или ограничение для иностранных  инвесторов:

ВПК, некоторые отрасли добывающей промышленности, железнодорожный и авиационный транспорт, речное и морское судоходство, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, банковское и страховое дело, посредническая деятельность на рынке ценных бумаг, т.е. ключевые отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности, сохранением политического, экономического и культурного суверенитета;

международная и внутренняя связь, телекоммуникации, средства массовой информации, производство электроэнергии, газо- и водоснабжение, т.е. отрасли, относящиеся исключительно к государственной или частно-государственной монополии;

на определенном этапе может  быть нежелательной и иностранная  конкуренция в отраслях передовой  технологии, где национальный капитал  только формируется.

Основными средствами ограничения иностранных инвестиций являются:

предварительное разрешение на осуществление  иностранных инвестиций;

прямое ограничение или запрещение иностранных инвестиций в ряде отраслей в законодательном порядке;

требование участия в управлении предприятием с иностранными инвестициями региональных и местных властей;

требование взаимности, т.е. выдача разрешения на иностранные инвестиции только в том случае, если в стране их происхождения разрешается аналогичная  деятельность инвесторов из нашей страны;

установление максимальной доли участия иностранного инвестора в капитале в случае его участия в национальной компании или конкретном проекте, включенном в ограничительный список;

жесткое соблюдение законодательства о монополиях и конкуренции в  отношении иностранных фирм (запрещение поглощения, слияния};

таможенные барьеры.

Привлекая иностранные инвестиции, государство стремится решить задачи внутренней экономической политики: обеспечить приток капитала и повысить эффективность национальной экономики.

Согласно существующим сегодня различным законам, связанным с регулированием иностранных инвестиций в России, страхование риска инвестиционной деятельности практически не осуществляется. Риск потерять капиталовложения, не связанные с экономической деятельностью, не контролируется в нашей стране, хотя одним из положительных факторов, позволяющих привлечь иностранные инвестиции, является как раз страхование рисков в инвестиционной деятельности.

В России до сих пор не существует четко действующей процедуры  страхования иностранных инвестиций от различных видов риска. Опросы инвесторов свидетельствуют, что ключевыми факторами, влияющими на динамику притока ПИИ в страны с переходной экономикой (развивающиеся страны), являются предсказуемость изменения законодательства, политическая стабильность, обеспечение прав собственности, эффективность судебной системы и низкий уровень коррупции. Сравнительная привлекательность стран для инвесторов во многом определяется тем, в какой мере (и сколь быстро) им удается обеспечить решение данных проблем. Нерешенными остаются проблемы страхования коммерческих рисков иностранных инвесторов и предоставления гарантий в случае срыва (не по вине инвестора) проекта в России. Пока такие гарантии давали правительства зарубежных стран своему бизнесу для закрепления на российском рынке.

Появлению стратегического иностранного инвестора на отечественном рынке  будут способствовать в первую очередь  совершенствование системы страхования  от коммерческих и некоммерческих рисков, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества, появление устойчивых признаков преодоления системного социально-экономического кризиса.

При этом даже в условиях снижения доверия иностранных инвесторов к российской экономической среде  предоставление им односторонних налоговых  и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения  на них национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции при условии поставки сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.

Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятиями в сфере реализации инвестиционных проектов на российской территории. Предоставление льгот без учета приоритетов и эффективности инвестирования малопродуктивно. Инвестиций нет не из-за недостаточности льгот, а в основном из-за высоких инвестиционных рисков. По мере их минимизации значительные льготы приведут к существенным потерям для бюджетов всех уровней.

Государственная инвестиционная политика защиты стратегических иностранных  инвестиций должна предусматривать: гарантии неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков; обеспечение информационной "прозрачности" реципиентов инвестирования; предоставление таможенных льгот при осуществлении крупных инвестиционных проектов (при объеме иностранных инвестиций не менее 150 млн руб.); усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы путем предоставления дополнительных, но в установленных законом рамках привилегий и льгот, путем ужесточения контроля регистрации и отчетности предприятий с иностранными инвестициями; организацию продажи с помощью инвестиционных конкурсов законсервированных объектов незавершенного строительства, масштаб которого становится астрономическим.

Рассмотренная система  мер формирования благоприятного инвестиционного  климата должна способствовать преодолению  инвестиционного кризиса.

Среди основных препятствий  на пути роста прямых иностранных инвестиций в экономике России можно выделить следующие группы:

совокупность характерных  для российского переходного  периода политических, социальных и  экономических проблем, отражающихся на результатах деятельности всех хозяйствующих субъектов, в том числе предприятий с иностранными инвестициями;

специфика государственной  инвестиционной политики, выражающаяся в ослаблении внимания органов власти к поддержке и регулированию  инвестиционного процесса, с постоянным провалом инвестиционных программ и федеральных целевых программ развития отраслей и регионов, с отсутствием согласованных действий между ветвями власти и четко обозначенных приоритетов государственной инвестиционной политики;

специфические проблемы, связанные с условиями деятельности в стране иностранных компаний;

отсутствие фондов страхования  риска инвестиционной деятельности, не связанного с экономическим риском;

отсутствие методологии  привлечения иностранных прямых инвестиций в страну;

отсутствие системы  страхования иностранных инвестиций.

Хотя иностранные инвестиции, по-видимому, не станут главным двигателем экономического подъема в России, все же, учитывая масштаб страны, они могут сыграть важную роль в ее будущем развитии.

 

2.3. Статистика по прямым иностранным инвестициям в Россию за последние годы

Приводя статистику по прямым иностранным инвестициям в Россию (ПИИ) данные платежного баланса, согласно которым объем прямых иностранных инвестиций в российские банки и предприятия с 2009 г. составил около 108 млрд долл. Главным образом, это инвестиции в реальный сектор, поскольку из всего объема банковский сектор получил всего 12 млрд долл.

Рис.4 Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл.

 

Более того, российские банки  в текущем году вообще не привлекли  прямых инвесторов из-за рубежа, тогда как предприятия действительно увеличили объем ПИИ почти на 20%. Данные о росте прямых инвестиций показывают, что привлекательность самого российского рынка всё-таки растёт. Активное участие наших иностранных партнёров, друзей, инвесторов в модернизации российской экономики имеет двусторонний эффект. Так, Россия получает доступ к передовым технологиям, а иностранные компании открывают для себя крупный, высокорентабельный рынок.

Рис.5 Суммарный объем прямых иностранных инвестиций в Россию за период с 2009 г. по III квартал 2011 г., в млрд долл. и в %

В статистике платежного баланса ПИИ представлены в виде трех основных групп: участие в акционерном  капитале (покупка и владение более 10% акций), реинвестированные доходы и прочий капитал (динамика этих инвестиций представлена на графике в виде усредненных за четыре квартала значений в силу волатильности инвестиций).

Реинвестированные доходы – это результат хозяйственной  деятельности предприятия с иностранным  участием, когда нераспределенная прибыль ведет к расширению участия инвестора в капитале предприятия. С 2009 г. максимальные начисления реинвестированных доходов внутри года приходились на первый (от 2 до 8 млрд долл. за квартал в последние три года) и третий кварталы (примерно по 5 млрд. в 2009 и 2010 гг.). При сохраняющихся на высоком уровне нефтяных ценах и пока еще растущих добыче и обрабатывающем производстве мы ожидаем, что прибыль экономики может существенно вырасти и в третьем квартале превзойти показатели предыдущих двух. Но весь объем прямых иностранных инвестиций в Россию за минувший квартал составил всего 5 млрд долл. (!) Иными словами, практически весь приток ПИИ является не столько притоком (по своему смыслу) инвестиций, сколько результатом работы иностранного капитала в России. По нашим оценкам, общая доля реинвестированных доходов в общем объеме ПИИ с 2009 г. составила 43%.

Рис.6 Географическая структура накопленных взносов нерезидентов в акционерный российский капитал, в %

Примерно столько же (42%) составили прочие прямые инвестиции. Это, согласно методологии, привлечение займов и кредитов (включая долговые ценные бумаги и торговые кредиты) предприятиями от своих иностранных инвесторов. То есть в данном случае речь идет о возвратных ресурсах, которые не ориентированы на долгосрочную перспективу.

И наконец, рассмотрим участие  в акционерном капитале, которое  предполагает взносы в капитал (а  также вывод из капитала) материальных и нематериальных активов, недвижимости и денежных средств. За первое полугодие  текущего года от нерезидентов поступило 17 млрд долл. и столько же было изъято из капитала российских дочек. В результате – ноль, как, впрочем, и в третьем квартале: приток ПИИ в виде участия в капитале в текущем году, по всей видимости, отсутствовал. К сожалению, доля этих инвестиций в ПИИ не столь велика, как хотелось бы, – с 2009 г. она составляет порядка 15%. Не случайно Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация в своем докладе Doing Business ставят Россию на 120-е место из 183: вниз Россию тянет повышение страховых взносов с 26 до 34%, ситуация с разрешениями на строительство, а по критерию доступа к электросетям наша страна так и вовсе заняла последнее место.

Информация о работе Прямые и портфельные инвестиции