Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов привлечения инвестиций из-за рубежа в отечественную экономику России, а также выявление основных проблем притягивания иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и нахождение путей их решения. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
изучение сущности, роли и механизмов привлечения иностранных инвестиций;
рассмотрение особенностей привлечения, структуры и динамики иностранных инвестиций в Россию;
выявление основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и предложение путей их решения;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику
1.1 Сущность и роль иностранных инвестиций в экономике
1.2 Механизмы привлечения иностранных инвестиций
2. Анализ современного состояния и проблем привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию
2.1 Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в России
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
3. Возможности разрешения проблем по привлечению иностранных инвестиций в экономику России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

За период с января по сентябрь 2013г. в российскую экономику влилось 132,4 млрд. долл. иностранных инвестиций, это на 15,7% больше, чем за аналогичный период предшествующего года.

Объем загашенных инвестиций, ранее влившихся в экономику России из-за рубежа, составляет 90,5 млрд. долл., что на 9,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 г.

Динамика объема иностранных вливаний, прибывших в отечественную экономику в 2007-2012 гг. представлена на Рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Динамика поступления иностранных инвестиций в Россию, млн. долл.

 

Невзирая на то, что совокупный объем иностранных вложений в Россию за промежуток времени с 2007 по 2012 гг. приумножился, многие экономисты России наблюдают ухудшение инвестиционного климата в нашей стране, а состояние российского бюджета напоминает то положение в стране, которое сложилось в 1990-х гг.

На текущий момент бюджет Российской Федерации почти полностью подвластно ценам на нефть. Чем больше цены на нефть, тем стабильнее положение дел для отечества. В случае, когда произойдет снижение цен, нужно будет или повышать налоги, или сокращать бюджеты на социальные надобности. А многие российские реформы на данный момент не только не исправляют положение, более того, ухудшают её. Если не совершать надежные, продуманные меры, то инвестиционный климат так и останется на низшей ступени, что скажется на всех отраслях в будущем.

Следовательно, на основе осуществленного анализа можно заключить, что в Российской Федерации в течение 2007-2012гг. идет возрастание притока иностранных инвестиций, за исключением кризисного 2009г.

Основная часть иностранных вливаний в Россию – «прочие» (это торговые и прочие кредиты). Данные инвестиции все больше подчиняют многие российские организации и предприятия, деятельность которых зачастую сводилась не к развитию, не к получению прибыли и уплаты процентов от нее в бюджет, а к уплате процентов по кредитам и заимствованию новых долговых обязательств, причем опять зарубежных (процентные ставки по кредитам внутри России значительно больше зарубежных ставок).

Поступление прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию уменьшается значительно. В России наблюдается слабость поступления прямых инвестиций из-за рубежа. Прежде всего, это, связно с вступлением России в ВТО, что привело к повышению объемов импорта на территорию России.

Значительная доля прямых иностранных вложений за 2007-2012 гг. в России направлялась в отрасли, которые связаны с первичной переработкой и добычей полезных природных ископаемых. Также значительна доля инвестиций в торговлю, в операции с недвижимостью и в финансовую деятельность.

Прирост иностранных вливаний в финансовый сектор сократил долю остальных видов отраслей экономики. Можно принять, что прирост в финансовый сектор происходит в основном за счет первоочередного привлечения спекулятивных капиталов. Привлечение спекулятивного капитала не может свидетельствовать о здоровом состоянии экономики, в связи с этим органам государственной власти следует принимать меры по сокращению потока краткосрочных капиталов и поместить их в разряд долгосрочных.

Расположение зарубежных инвестиций по регионам России очень неравномерно. В течение 2010г. На конец 2010г. максимальная доля накопленных иностранных вложений среди российских субъектов приходилась на: Липецкую область (7,2%), Москву (42,6%), Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%), Сахалинскую область (11,1%); минимальная доля – на Еврейскую автономную область (0,01%), Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%), Карачаево-Черкесскую Республику (0,0%), Магаданскую область (0,004%), Республику Алтай (0,002%), Республику Бурятия (0,005%), Республику Калмыкия (0,002%), Чукотский автономный округ (0,02%). Несколько субъектов в течение последнего десятилетия привлекли 0,0%. Например, Карачаево-Черкесская Республика, Брянская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Калмыкия и др.

 

2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

 

В сегодняшнее время происходит увеличение притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. Но в абсолютном цифровом выражении зарубежное инвестирование остается очень маленьким и явно не удовлетворяющим потребности экономики России. Как и прежде, вывоз капитала превышает его ввоз во много раз. Это объясняется неблагополучным инвестиционным климатом в России в целом и в особенности по отношению к иностранным вливаниям.

К основным факторам, которые сдерживают активность инвестиций в настоящее время, можно отнести:

  • высокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры хозяйства нации, а также платежного баланса и государственных финансов при действующей структуре ВВП;
  • чрезмерные административные преграды для предпринимателей;
  • довольно скудная правовая защита иностранных и отечественных инвесторов, посредственная правоприменительная практика;
  • достаточно большая цена коммерческого кредитования, вопреки заметному снижению ставок на финансовом рынке;
  • недостаток результативных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; недостаточный уровень развития фондового рынка.

Внутренняя нестабильность является первой и важнейшей причиной. Зарубежных инвесторов отпугивает сегодня коррумпированность и дезорганизованность государственного механизма, который превратился в сочетание групп и отдельных лиц, которые преследуют свои, корыстные цели. Помимо этого, наличествует местный произвол в обложении налогами, чиновнический диктат бюрократов в экономике, затрудненность и длительность процедур согласования при принятии ценных заключений или воплощения каких-либо коммерческих проектов. Проявляется малоустойчивость в частых изменениях в законодательных, других подзаконных актах, которые регулируют инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

Не менее значимым затруднением является криминализация экономики и общества. Проявляется это, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, а также при осуществлении крупнейших инвестиционных проектов и государственных программ, во внедрении в ключевые экономические отрасли криминальных структур. В течение последних лет Россия потеряла большое число реальных зарубежных инвесторов, которые хотели бы инвестировать средства в отечественные предприятия, но были вынуждены ответить отказом на это. Основанием для отказа стали: большие издержки и, следовательно, неконкурентоспособность отечественного производства; замысловатые способы оформления и регистрации вливаний в отечественные предприятия; неподготовленность руководителей отечественных предприятий к конкретным действиям и к сотрудничеству с зарубежными вкладчиками, низкий уровень менеджмента25.

Регулирование таможенного режима стало крайне острой проблемой в России. На сегодняшний момент ряд зарубежных компаний, которые реализуют импортозамещающие проекты, сталкиваются с ситуацией, где действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают нецелесообразным производство в Российской Федерации.

Особенно значимой составляющей инвестиционного климата является правовая база, которая на текущий момент не является достаточно стабильной и противоречивой, запутанной, также осложнено тем, что нет сбалансированности между процедурой применения законов на местном и федеральном уровнях.

В конечном итоге, риски вложения зарубежных инвестиций в Российскую Федерацию, как и прежде, большие, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К жалости, отечественных предприятий, удовлетворяющим таким условиям, немного. Кроме того, положение осложнено в целом отсталостью отечественного фондового рынка, и это тоже затрудняет приток портфельных инвестиций. Из этого места выведем, что значительного притока портфельного капитала в российскую экономику в ближайшем будущем не стоит ждать. Для того, чтобы решить эти проблемы, в настоящее время энергично работает региональная, а также федеральная власти.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрена возможность оказания льгот по крупным вложениям и первоочередным проектам. Вопреки всему, получить льготы практически невозможно. Это связано с отсутствием подзаконных актов.

В связи с этим к числу первостатейных мер в этом направлении нужно отнести упрочнение в отдельных отраслях законодательной базы деятельности иностранных инвесторов. Круг первоочередных отраслей требует тщательного обоснования. Безусловно, к ним нужно отнести отрасли инновационной сферы, но в российской действительности не нужно забывать и сферу социальную.

Отраслевые проблемы вовлечения зарубежных инвестиций тесно сочетаются с не менее острыми региональными проблемами. Возможности экономической регионализации в России и ресурсы до сих пор не задействованы должным образом: именно неполноценный учет региональных факторов и условий стал одной из основных причин низкой плодотворности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого низкой конкурентоспособности экономики.

Как и в отраслевом, в территориальном распределении иностранного капитала, интересы инвесторов играют большую роль. Вкладывая капитал с целью быстрейшего извлечения наиболее возможной прибыли и направляя его туда, где, по их мнению, существуют превосходнейшие условия, то есть в крупнейшие города с развитым производственным потенциалом и более развитой рыночной инфрастуктурой.

Разрешению проблем региональных способствовало бы во многом построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При сегодняшнем положении дел нельзя дать ему оценку однозначную и следует все время отслеживать динамику.

Следовательно, присутствует ряд затруднений, которые препятствуют привлечению в Россию иностранных инвестиций. К этим затруднениям отнесем низкое качество государственного, местного управления, малоэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезвычайно большие административные, технические, информационные барьеры и очень большой уровень монополизма. При вхождении в экономику той или иной страны зарубежные инвесторы смотрят на уровень обложения налогами, на качество законодательства, практику в сфере правоприменения, на прибыльность инвестиционного проекта, мобильность трудовых кадров, а также устойчивость показателей макроэкономических (таких, как инфляция, курс валюты). В России много отрицательных моментов в данных сферах, не реализованы многие очевидные меры.

Для укрепления экономики и улучшения инвестиционного климата следует принять целый ряд кардинальных мер, которые будут направлены на решение задач вовлечения иностранных инвестиций.

 

3. Возможности разрешения проблем по привлечению иностранных инвестиций в экономику России

 

Для упрочнения экономики и для стимуляции инвестиционного климата следует принять целую последовательность радикальных мер, которые будут направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, которые относятся непосредственно к решению задачи привлечения вливаний.

Посреди мер общего назначения в качестве первостепенных назовем:

  • достижение между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями национальной согласованности;
  • радикализация борьбы с преступностью;
  • сдерживание всеми известными в мировой практике мерами инфляции, исключив невыплату работающим заработной платы;
  • пересмотрение законодательства в налоговой сфере, упростив и простимулировав производство;
  • привлечение свободных средств предприятий, населения на инвестиционные нужды, повысив процентные ставки по вкладам и депозитам;
  • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  • запустив механизмы банкротства, которые предусмотрены законодательно;
  • предоставив идущим на долгосрочные вложения банкам, а также отечественным и иностранным инвесторам, налоговых льгот, для того, чтобы полностью возместить им убытки от медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
  • формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

К числу мер по стимуляции инвестиционного климата отнесем:

  • принятие законов свободных экономических зонах и о концессиях;
  • разработка системы приема иностранного капитала, которая включит всеобъемлющую и конкурентоспособную сеть национальных институтов, коммерческих банков, страховых компаний, которые будут страховать иностранный капитал от политических, коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, которые займутся подбором и заказом злободневных для России проектов, поиском заинтересованных в их осуществлении инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
  • формирование в краткие по возможности сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в Российской Федерации;
  • разработка, акцептование программы укрепления курса рубля и перехода к его полной образуемости26.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ