Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:19, реферат

Краткое описание

Необходимым условием экономического роста является инвестиционная активность. Она является важной составляющей экономики любой страны. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
В Республике Беларусь уделяют особое внимание инвестиционной политике. Инвестиционная политика Республики Беларусь - это часть государственной экономической политики, направленной на установление структуры и масштабов инвестиций, путей их использования и источников получения в разных отраслях экономики. Основной ее целью является экономическая стабилизация, обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, максимальное привлечение национальных валовых сбережений, внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………. …2
1.Какие направления включает государственное регулирование инвестиционной деятельности. 2
2.Как осуществляется управление инвестиционной деятельностью. 3
3.Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь. 5
4.Проблемы инвестиционной деятельности. 9
5.Направления решений проблем. 12
Заключение………………………………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Инвистиции РБ.docx

— 51.19 Кб (Скачать)

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

Беларусь получила первый в своей истории кредитный рейтинг. Два международных рейтинговых агентства Standard&Poor'sи Moody'sInvestorsService присвоили Беларуси кредитные рейтинги. Рейтинги схожи и носят стабильный характер. В своих заключениях зарубежные эксперты отмечали значительный экономический рост в Беларуси, низкий внешний долг, снижение уровня инфляции, хорошо подготовленные кадры, наличие в республике предприятий «мирового класса», а также небольшую степень социального неравенства.

Необходимость выхода экономики Беларуси на инновационный путь развития, проведения широкомасштабной модернизации отечественных предприятий предполагает существенное увеличение объема привлекаемых иностранных инвестиций. До получения Беларусью кредитного рейтинга потенциальные иностранные инвесторы фактически не имели объективной информации о состоянии экономики Беларуси, степени рискованности инвестирования средств в предприятия страны.

Таким образом, суверенный кредитный рейтинг рассматривается иностранными инвесторами в качестве объективной оценки рискованности вложений в экономику конкретного государства. Поэтому наличие у республики суверенного кредитного рейтинга позволяет рассчитывать на существенное повышение заинтересованности иностранных инвесторов во вложении средств в Беларусь.

Рейтинговые агентства определяют суверенный кредитный рейтинг как экспертную оценку готовности и способности суверенного государства выполнять свои долговые обязательства перед иностранными инвесторами и кредиторами, а также иные внешние финансовые обязательства.

Присвоение нашей стране кредитных рейтингов помимо общеэкономического эффекта положительное влияние оказывает и на конкретные белорусские банки и предприятия. В частности, они смогут рассчитывать на улучшение условий финансирования со стороны нерезидентов: более длительные сроки кредитования (по сравнению с возможностями финансового рынка страны); установление более низкой процентной ставки; возможность привлечения значительных сумм для финансирования крупномасштабных государственных проектов.

 

  1. Источники инвестиций.

Обязательным условием осуществления инвестиционной деятельности является наличие источников финансирования, за счет которых обеспечивается, в конечном счете, простое и расширенное воспроизводство. Источниками финансирования являются:

    • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и другие средства);
    • заемные финансовые средства инвестора (банковские и бюджетные кредиты,
    • облигационные займы и другие средства);
    • привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, долевые участия в уставных фондах инвесторов);
    • денежные средства, централизуемые отраслевыми ведомствами, объединениями (средства централизованных инновационных фондов);
    • инвестиционные ассигнования из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
    • иностранные инвестиции.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

    1. государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, средства государственных предприятий; кредиты государственных банков);
    2. инвестиционные ресурсы субъектов хозяйствования коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных инвесторов; кредиты коммерческих банков, средства инвестиционных фондов, страховых компаний и др.;
    3. инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов (иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций, институциональных инвесторов, зарубежных банков и кредитных учреждений).

Система финансового обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования.

 

  1. Проблемы инвестиционной деятельности.

Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым типам социально-экономического развития страны. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего остановиться на основных аспектах этой проблематики:

    1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь;
    2. эффективные инвестиционные проекты;
    3. поиск и привлечение инвестиций.

Современные условия требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.

В соответствии с принятыми решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е. определить, что приоритетно развивать машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2001 - 2005 гг., на 2010 и последующие годы.

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные прединвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики.

Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.

В настоящее время рынок готового бизнеса очень оживился. Причина здесь не только и не столько в потеплении инвестиционного климата, а скорее в том, что капитал устал ждать рыночных реформ в Беларуси и начал входить на наш рынок - такой, как он есть.

По оценкам аналитиков рынка, покупателями наиболее дорогих белорусских активов в 80% случаев выступают иностранные инвесторы преимущественно из России, Казахстана, Китая, Ирана и других стран, не отягощенных политическими ограничениями в отношении Беларуси. Нельзя не заметить также активизации в нашей стране австрийского капитала, который исторически ориентирован на регионы Центральной и Восточной Европы. Кроме того, в последнее время заметна тенденция прихода в Беларусь инвесторов из Украины.

Что касается российских инвесторов, то их, в первую очередь, интересует финансовый сектор - банки и страховые компании, предприятия пище переработки, строительные компании и производители стройматериалов, операторы сотовой связи, торговые сети. Именно эти бизнесы потенциально являются наиболее доходными и зачастую недооцененными по европейским меркам. Впрочем, иностранные инвесторы руководствуются и иными соображениями.

Чтобы понять, почему инвесторы покупают именно эти виды бизнеса, а не другие, нужно понимать специфику нашего рынка. Многие белорусские предприятия плохо управляемы, не имеют прозрачной отчетности и понятной структуры собственности. Это отпугивает иностранный капитал. А, например, в финансовом секторе эти процессы отлажены. Да и с точки зрения устойчивости такие виды бизнеса намного надежнее, так как их деятельность строго контролируется государством.

Вообще проблема непрозрачности малого и среднего белорусского бизнеса с точки зрения инвестора, на мой взгляд, - главная причина неразвитости рынка предприятий. Покупая бизнес, инвестор хочет быть уверен, что этот бизнес будет приносить доход в ближайшей обозримой перспективе. Однако на сегодняшний день большая часть предприятий получает прибыль не потому, что бизнес-процессы отлажены и предсказуемы, а по причине личных связей собственников предприятия либо топ-менеджеров. Предугадать, что будет в случае смены собственника либо увольнения руководителя очень сложно.

Из невозможности уверенно просчитать предполагаемую прибыль вытекает еще один серьезный вопрос: оценка продаваемого бизнеса. Ведь в мировой практике именно метод планируемого дохода является наиболее распространенным. Получается, что стоимость выставляемого на продажу бизнеса часто берется субъективно и в процессе торгов может меняться в разы. Анализировать цены, по которым продается действующий бизнес в Беларуси, довольно сложно. Выставляя на продажу свой бизнес, собственники крайне редко прибегают к услугам профессиональных оценщиков. Поэтому цена предложения чаще всего определяется двумя критериями: первый - запрашивается сумма, которая необходима в данный момент продавцу, чтобы начать другой бизнес или рассчитаться с долгами; второй - ориентиром выступает цена, по которой был продан похожий бизнес в Беларуси или сопредельных странах. Поэтому разброс цен на белорусском рынке продажи готового бизнеса очень велик.

Еще одна серьезная проблема для инвесторов - это аренда. Большинство предприятий средних и мелких не имеют собственной недвижимости. Офисы, склады, торговые площади - все это арендуется. Практика последних лет показывает, что договоры аренды в основном заключаются на 11 месяцев. Так удобнее арендодателям. В период дефицита офисных площадей с арендодателем не поспоришь.

И еще один аспект Правила игры на инвестиционном рынке, или инвестиционный климат, устанавливаются государством. И этот климат на данном этапе нельзя назвать теплым. Частая смена законодательства - запрет работать в отдельных сферах либо работа только через специальных экспортеров, непредсказуемое введение лицензий на некоторые виды бизнеса (с 1 января 2008 года сертификация в строительстве отделочных работ) - все это приводит к тому, что инвесторы не чувствуют себя защищенными при вложении денег в белорусские предприятия. Особенно страдают стратегические или профильные инвесторы - те, которые хотят прийти всерьез и надолго и покупают бизнес для консолидации бизнеса и увеличения доли рынка. Они заинтересованы в развитии предприятий, внедрении на них современных бизнес-процессов и грамотного менеджмента. Иное дело - инвесторы финансовые, которые покупают любые недооцененные активы fконтрольным пакетом, чтобы, разбив на части, выгодно их перепродать.

В заключение необходимо еще раз отметить - вопрос не в сложности законодательной базы Республики Беларусь в области инвестиций, а в проблемах правоприменительной практики. На бумаге все не плохо, а вот в жизни купить бизнес в Республике Беларусь и успешно его развивать гораздо сложнее. Однако, по мнению большинства экспертов, рынок перепродажи бизнеса будет расти. Пока в Беларуси мало средних и крупных частных компаний, которые представляют собой ценность, с точки зрения персонала, бренда, технологий или идеи. По мере увеличения их количества интерес зарубежных инвесторов будет также увеличиваться.

Информация о работе Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь