Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:19, реферат

Краткое описание

Необходимым условием экономического роста является инвестиционная активность. Она является важной составляющей экономики любой страны. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
В Республике Беларусь уделяют особое внимание инвестиционной политике. Инвестиционная политика Республики Беларусь - это часть государственной экономической политики, направленной на установление структуры и масштабов инвестиций, путей их использования и источников получения в разных отраслях экономики. Основной ее целью является экономическая стабилизация, обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, максимальное привлечение национальных валовых сбережений, внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………. …2
1.Какие направления включает государственное регулирование инвестиционной деятельности. 2
2.Как осуществляется управление инвестиционной деятельностью. 3
3.Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь. 5
4.Проблемы инвестиционной деятельности. 9
5.Направления решений проблем. 12
Заключение………………………………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Инвистиции РБ.docx

— 51.19 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. …2    

Заключение………………………………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………………………………..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука Республики Беларусь вырывается из объятий догматизма выходит на дорогу мировой экономической мысли.

Необходимым условием экономического роста является инвестиционная активность. Она является важной составляющей экономики любой страны. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

В Республике Беларусь уделяют особое внимание инвестиционной политике. Инвестиционная политика Республики Беларусь - это часть государственной экономической политики, направленной на установление структуры и масштабов инвестиций, путей их использования и источников получения в разных отраслях экономики. Основной ее целью является экономическая стабилизация, обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, максимальное привлечение национальных валовых сбережений, внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности.

Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.

Реформаторская деятельность по преобразованию неэффективной белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях.

 

1.Какие направления включает  государственное регулирование  инвестиционной деятельности.

Актуальными направлениями государственного регулирования инвестиционной деятельности являются:

  • совершенствование механизма финансового обеспечения инновационного развития в условиях переходного периода и в долгосрочной перспективе. В Национальной программе привлечения инвестиций в экономику страны записано: «Необходимо добиться радикального изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений». Опыт инновационного развития в других странах показывает, что в инвестиционной политике государства следует ориентироваться на стратегию смешанного планирования, увеличивая активность хозяйствующих субъектов в генерировании инноваций, когда государство создает благоприятные возможности для развития инвестиционной деятельности и осуществляет государственную поддержку инвестиционных проектов;
  • стимулирование предприятий по использованию прибыли и амортизации в целях инвестирования;
  • осуществление государственной поддержки, таким образом, чтобы повысить эффективность финансирования инвестиций за счет формирования инвестиционной инфраструктуры, создания специализированных государственных финансовых институтов и их взаимодействие с банковскими учреждениями и вновь созданными небанковскими финансовыми институтами для государственного долгосрочного кредитования реального сектора экономики;
  • освоение механизма кредитования крупномасштабных проектов на основе проектного финансирования;
  • обеспечение правовой базы концессионных соглашений;
  • завершение формирования нормативно-правового поля для функционирования институциональных (коллективных) инвесторов (негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов) и обеспечения защиты прав инвесторов;
  • повышение эффективности национального фондового рынка, на котором обращаются акции и облигации отечественных эмитентов. Формирование предложения на рынке инвестиций высоколиквидных и надежных ценных бумаг;
  • расширение смешенного финансирования при взаимодействии специализированных, региональных (отраслевых) фондов развития с создаваемыми небанковскими финансовыми институтами (негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами);
  • разработка нормативных документов для освоения венчурного финансирования, ипотеки;
  • привлечение в экономику иностранных инвестиций.

Ежегодная потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период до2010 года оценивается в 1-2 млрд. долларов США. Для осуществления этой задачи с 2000года разрабатываются годовые Программы действий Правительства по привлечению инвестиций.

 

  1. Как осуществляется управление инвестиционной деятельностью.

 

Управление инвестициями представляет собой процесс управления всеми направлениями и аспектами инвестиционной деятельности.

    • управление инвестиционной деятельностью на государственном уровне, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;
    • управление отдельными инвестиционными проектами, которое включает в себя деятельность по планированию, организации, координации, контролю в течение жизненного цикла инвестиционного проекта путем применения системы современных методов и техники управления;
    • управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта — предпринимательской фирмы, которое предполагает выбор объектов инвестирования и контроль за протеканием процесса инвестирования.

На уровне предпринимательской фирмы управление инвестиционной деятельностью направлено на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала и включает в себя несколько этапов.

Первый этап управления инвестициями на уровне фирмы - это анализ инвестиционного климата страны, который включает в себя изучение данных о:

    • динамике валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
    • динамике распределения национального дохода (накопление и потребление);
    • развитии приватизационных процессов;
    • изменении законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность; развитии отдельных инвестиционных рынков, в особенности денежного и фондового.

Второй этап — выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегий ее экономического и финансового развития. На этом этапе фирма определяет отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, а также основные формы инвестирования на отдельных этапах деятельности. Отраслевая ориентация инвестиционной деятельности определяется на основе изучения инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики, которое включает анализ их конъюнктуры, динамики и перспектив потребностей общества в продукции этих отраслей.

Кроме оценки инвестиционной привлекательности отраслей в процессе управления инвестициями предпринимательская фирма проводит и оценку инвестиционной привлекательности регионов, так как продукция и предприятия одной отрасли, находящиеся в различных регионах, имеют различную доходность. Привлекательность регионов формируется такими факторами, как месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий; развитие предпринимательской инфраструктуры; природно-климатические условия наличие ресурсов ит.п.

Третий этап — выбор конкретных объектов инвестирования, в результате которого анализируется текущее предложение на инвестиционном рынке, а затем отбираются отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, которые соответствуют основным направлениям инвестиционной деятельности и экономической стратегии предприятия.

В процессе управления инвестициями предпринимательской фирме необходимо обеспечение высокой эффективности инвестиций, поэтому все объекты инвестирования, запланированные к реализации, анализируются с позиции их экономической эффективности. По результатам данного анализа проводится ранжирование отдельных инвестиционных объектов по критерию их эффективности-доходности и отбираются к реализации те объекты, которые обеспечивают наибольшую эффективность.

Четвертый этап — обеспечение ликвидности инвестиций. В процессе осуществления инвестиционной деятельности фирмы должны учитывать, что в результате изменения инвестиционного климат по отдельным объектам инвестирования может значительно снизиться ожидаемая доходность. В результате таких изменений необходимо своевременно принимать решение о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестировании капитала. Поэтому по каждому объекту инвестирования первоначально должна быть оценена степень ликвидности инвестиций и предпочтение должно быть отдано тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

Пятый этап - определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. На этом этапе прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности фирмы в запланированных направлениях. Исходя из потребности в инвестиционных ресурсах определяются источники их формирования. Принимается решение о привлечении заемных финансовых средств, при недостатке собственных.

Шестой этап управления инвестициями — управление инвестиционными рисками, возникающими в процессе осуществления фирмой инвестиционной деятельности. На этом этапе необходимо выявит риски, с которыми может столкнуться предпринимательская фирма в процессе инвестирования по всем объектам инвестирования, и с учетом выявленных рисков разработать мероприятия, направленные на их минимизацию.

 

 

  1. Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь.

 

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В стране существу развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и другие.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90%произведенных автомобилей и тракторов, около 90% -телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %-металлорежущих станков.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют также положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов свободных экономических зон в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами свободных экономических зон за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями- транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «МаерскМедикал» (выпуск медицинского оборудования).

Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования.

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

Информация о работе Приоритеты инвестирования в Республике Беларусь