Особенности современного этапа развития инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение экономической сущности инвестиционной деятельности на основе анализа зарубежного и национального инвестиционного процессов.

Оглавление

Введение
1. Экономическая сущность и классификация инвестиционной деятельности
1.1 Понятие инвестиционной деятельности
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2. Анализ зарубежного и национального инвестиционного процесса
2.1 Движение иностранных инвестиций в России
2.2 Инвестиции РФ за рубежом
2.3 Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития прямых иностранных инвестиций
3.1 Тенденции развития инвестиционной деятельности
3.2 Зарубежный опыт регулирования прямых иностранных инвестиций
Заключение

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  отметить, что инвестиционная привлекательность на макроуровне создает как бы общий фон и для инвестиционной привлекательности на региональном уровне и уровне отдельно взятого предприятия.

     3. Проблемы и перспективы  развития прямых иностранных  инвестиций

     3.1. Перспективы развития инвестиционной политики

     Инвестиционной  деятельности отводится ключевое место  в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из основных на современном этапе развития инвестиционной деятельности.

     Многие  проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

     Согласно  теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

     Эти принципы должны реализовываться в  инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

     Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне являются:

     1) государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

     2) на федеральном уровне целесообразно  разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;

     3) необходимо устранить многоканальность  и частичное дублирование одинаковых  по назначению потоков государственных  финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

     4) наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

     5) разработка и применение единых  общероссийских нормативно-законодательных  основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.

     Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной  для привлечения инвестиций в  реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

     В настоящее время важна необходимость инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных компаний готовы вкладывать свои ресурсы в научные разработки.

     При нынешнем состоянии российской финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшее время это невозможно.

     Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных направлений специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

     Инвестиционная  политика на перспективу предусматривает  также совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, имея в виду повышение эффективности организационных методов и методов прямого воздействия государства на инвестиционную деятельность, предусмотренных Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [16, с. 34].    

     3.2. Зарубежный опыт регулирования прямых иностранных инвестиций

      Основной  формой регулирования ПИИ на международном  уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер.

      Вплоть  до настоящего времени наибольшее практическое значение в регулировании международных потоков ПИИ имеют двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС). Отличительной чертой ДИС является то, что это специализированные соглашения, заключаемые между правительствами стран, взаимно заинтересованных в расширении двустороннего инвестиционного сотрудничества. Заключение первых ДИС относится еще к 50-ым годам. За прошедшее время формат таких заключений практически не претерпел каких-либо существенных изменений, и они по-прежнему трактуют наиболее важные для инвесторов вопросы регулирования их деятельности. Типичное ДИС начинается с декларации сторон об обоюдном осознании важности ПИИ и их позитивного влияния на экономическое развитие, затем формулируется определение ПИИ (как правило, достаточно широкое и неисчерпывающее), указываются возможные формы и этапы их осуществления. Нередко в ДИС включаются и вопросы, относящиеся к портфельным инвестициям. Основное внимание в ДИС отводится конкретным механизмам защиты инвестиций, включая условия перевода средств, гарантий экспроприации или национализации, а также порядок разрешения возможных разногласий, как между сторонами соглашения, так и между инвесторами и властями принимающей страны.

      Главный смысл ДИС состоит в том, чтобы зафиксировать стремление

подписавших их правительств максимально стимулировать  ПИИ, как правило, в этих соглашениях не содержится положений, регулирующих право доступа

иностранных фирм в экономику принимающей страны. Иначе говоря,

подразумевается, что соответствующие вопросы целиком относятся к компетенции национального законодательства, то есть фактически признается право

правительств в одностороннем порядке определять условия допуска ПИИ в свою экономику. Кроме того, в большинстве ДИС в явном виде не оговариваются вопросы собственности и контроля над предприятиями, созданными на основе ПИИ. Поскольку ДИС призваны в первую очередь обеспечивать защиту инвестиций, в них также редко конкретизируются меры по стимулированию ПИИ и вопросы, связанные с государственным вмешательством в целях повышения эффективности функционирования местных рынков капиталов, товаров, рабочей силы, услуг.

     Деятельность  иностранных инвесторов в развитых странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Национальное законодательство таких стран, как правило, не проводит различия между иностранными и национальными компаниями. Поэтому в большинстве развитых стран отсутствуют специальные законы и кодексы для иностранных инвесторов, а существуют лишь некоторые постановления [9, с. 15].

      Зарубежные  предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг; они могут избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают доступ к местным финансовым, научно-техническим, трудовым ресурсам и с ограничениями – к природным ресурсам.

      В конституциях развитых стран гарантируется  неприкосновенность собственности и обычно оговаривается, что экспроприация (проводимое государством принудительное безвозмездное или возмездное отчуждение имущества) может совершаться только в общественных интересах с гарантией рассмотрения споров и установлением компенсации в случаи несогласия иностранного инвестора с фактом экспроприации. Инвестиционные споры регулируются подготовленной Всемирным банком и подписанной в 1969 году в Вашингтоне Конвенцией по регулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран. Иностранные инвесторы могут обращаться для защиты своих прав в Международный центр урегулирования инвестиционных споров, созданный в соответствии с Конвенцией в составе Группы Всемирного банка [13, с. 79].

      Защита  прав иностранных инвесторов предусмотрена  также в отдельных сферах. В  частности, имеются международные  соглашения и национальные законодательные акты, регулирующие охрану прав владельцев интеллектуальной собственности, товарных знаков, авторских прав, результатов научно-технических и художественных разработок.

      Несмотря  на то, что в развитых странах  придерживаются в целом принципа национального режима по отношению к иностранным инвесторам, в них существуют определённые ограничения для иностранных предпринимателей по сравнению с национальными. Ограничения иностранных инвестиций в развитых странах носили достаточно жёсткий характер до Второй мировой войны и некоторый период после неё. Однако затем в этих странах стал происходит процесс либерализации движения капиталов и снятия большинства ограничений на иностранные инвестиции, который продолжается и в настоящее время. Наиболее часто используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций в развитых странах:

  1. Предварительное разрешение на осуществление ПИИ.
  2. Ограничения на ПИИ в определённых отраслях и сферах.
  3. Ограничений на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний вплоть до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль.
  4. Требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.

      Предварительное разрешение требуют при вложении иностранного капитала в определённые отрасли и сферы деятельности, при значительных объёмах ПИИ. В некоторых странах даже для уже действующих компаний с иностранным капиталом требуют предварительное разрешение, в частности при расширении своей деятельности, слияниях и поглощениях [17, с.113].

      Ограничения или запрет ПИИ различаются для  отдельных стран. Чаще всего это военная и добывающая промышленность, некоторые отрасли сферы услуг, особенно банковское и страховое дело, транспорт и связь. Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвесторов, в других - возможен доступ после предварительного разрешения. Кроме того, доступ в ряд сфер невозможен из-за того, что в них разрешается создание только государственных организаций и компаний. Преимущественно это почта, телеграф, телефон, энергетика, теле- и радиовещание, транспорт, транспорт, вино-водочная промышленность. Требование взаимности означает, что страна, принимающая ПИИ, готова предоставить иностранным инвесторам определённые права при условии, что и в их странах такие права предусмотрены. Примером является позиция стран ЕС в отношении открытия иностранных компаний в финансовой сфере и размещения ценных бумаг на биржах стран ЕС [18].

     Заключение

      Инвестиционная  деятельность (инвестиционный процесс) с точки зрения национальных интересов  должна обеспечивать развитие страны, способствовать повышению эффективности национальной экономики и на этой основе обуславливать решение государством политических и социально-экономических задач.

Информация о работе Особенности современного этапа развития инвестиционной деятельности