Особенности современного этапа развития инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение экономической сущности инвестиционной деятельности на основе анализа зарубежного и национального инвестиционного процессов.

Оглавление

Введение
1. Экономическая сущность и классификация инвестиционной деятельности
1.1 Понятие инвестиционной деятельности
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2. Анализ зарубежного и национального инвестиционного процесса
2.1 Движение иностранных инвестиций в России
2.2 Инвестиции РФ за рубежом
2.3 Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития прямых иностранных инвестиций
3.1 Тенденции развития инвестиционной деятельности
3.2 Зарубежный опыт регулирования прямых иностранных инвестиций
Заключение

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

      Формирование  системы государственного регулирования  инвестиционной деятельности в рыночных условиях происходило, как известно, под влиянием противоборства двух точек зрения преобразования экономики.

      Одни  экономисты считали, что в первый период реформирования экономики опасно проводить немедленную, быструю либерализацию экономики и переход к рынку. Нужен постепенный переход к свободному рыночному ценообразованию, к либерализации внешней торговли.

      Другая  группа экономистов, разделявших идей «шоковой терапии», полагала, что чем быстрее и масштабнее будет проходить реформирование социалистической экономики, тем быстрее российская экономика включится в мировое капиталистическое хозяйство.

      Как показало время, телица, которые принимали  решение в российском руководстве, в большинстве случаев оказались под влиянием второй группы экономистов. В результате экономика оказалась в глубоком кризисе. Резко упала инвестиционная активность.

      В настоящее время наряду с рыночными  экономическими саморегуляторами в виде категорий спроса, предложения, цены и конкуренции государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности [10, с. 51].

      Прежде  всего государство оказывает  регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

    1. посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
    2. посредством прямого управления государственными инвестициями;
    3. принятием государственных инвестиционных программ;
    4. посредством особого регулирования государственной деятельности;
    5. экономическими методами регулирования инвестиционной деятельность, в частности: налогообложением; участием государственных органов в инвестиционной деятельности; созданием свободных экономических зон; распределением и перераспределением финансовых ресурсов; посредством кредитно-финансового механизма предоставлением кредитов).

      Инвестиционная  деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.

      В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:

  • Конституция РФ
  • Градостроительный кодекс РФ (ГсК РФ)
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), часть первая, часть вторая и третья
  • Налоговый кодекс, часть первая, часть вторая

      Государство для выполнения своих функций организаций регулирования инвестиционной деятельности использует как организационные методы, так и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность.

      Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, проводится государственными федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает:

  1. создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности путём:
    • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
    • установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
    • защиты интересов инвесторов;
    • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользование землёй и другими природными ресурсами;
    • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
    • принятие антимонопольных мер;
    • развитие финансового лизинга;
    • расширение возможности использования залогов при осуществлении кредитования;
    • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
    • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  2. прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:
    • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых  за счёт средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
    • формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
    • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    • размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования  инвестиционных проектов;
    • проведение экспертизы инвестиционных проектов;
    • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
    • защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоёмких, энергоёмких и не наукоёмких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
    • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
    • предоставление концессий (договор о передаче государством в эксплуатацию земельных угодий хозяйственных объектов на определённый срок) российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов, конкурсов).

      Основная  роль в системе организации регулирования  инвестиционной деятельности на федеральном  уровне принадлежит Федеральному агентству  по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства регионального развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.

      Задачи  и функции Росстроя определены Положением о Федеральном агенстве по строительству  и жилищно-коммунальному хозяйству (Утверждено Правительством РФ от 16 июня 2004 года №268) [4, с. 34].

      Рострой является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

      Рострой осуществляет следующие функции:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства; формирование и введение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства;
  • осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Росстроя;
  • осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

      Рострой осуществляет свою деятельность непосредственно  и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

      Органы  местного самоуправления при осуществлении  своих полномочий по регулированию  инвестиционной деятельности на своих  территориях руководствуются правилами, которые содержатся в нормативных актах: постановлениях, технических регламентах, стандартах, инструкциях и законах РФ [15, с. 45].  

     2. Анализ  зарубежного и национального  инвестиционного процесса

     2.1 Движение иностранных инвестиций в России

      Политики, в том числе на самом высоком  уровне, стремятся решать проблему привлечения ПИИ в страну. Для иностранных инвесторов большое значение имел тот факт, что в своём Послании Федеральному Собранию (25 апреля 2005 года) Президент РФ Владимир Путин, определяя главную политико-идеологическую задачу развития России как демократического государства, сделал акцент на проблеме инвестиций. «Россия, - заявил В. Путин, - крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций. Это – наш стратегический выбор и стратегический подход». Немаловажное значение для снятия многих барьеров для расширении иностранных инвестиций имеет позиция Президента о необходимости разработки и закрепления на законодательном уровне системы критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в ряде сфер экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного, капитала [15, с. 56].

      Размещение  иностранных инвестиций в российской экономике крайне не равномерно. В  целом наибольшие их объёмы поступают  в регионы с развитой инфраструктурой, с высоким потребительским потенциалом,  в сырьевые регионы и в крупные промышленные центры. Среди субъектов Российской Федерации наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций на конец 2010г. приходилась на Москву (42,6%), Сахалинскую область (11,1%), Липецкую область (7,2%), Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%); наименьшая доля - на Карачаево-Черкесскую Республику (0,0%), Республику Калмыкия (0,002%), Республику Алтай (0,002%), Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%), Магаданскую область (0,004%), Республику Бурятия (0,005%), Еврейскую автономную область (0,01%), Чукотский автономный округ (0,02%).

      По  объёму привлечённых иностранных инвестиций на конец 2010 г. со значительным отрывом  лидирует Центральный федеральный  округ (ЦФО), за ним идут Северо-Западный федеральный округ, Приволжский  федеральный округ (ПФО), Уральский федеральный округ (УФО), Дальневосточный федеральный округ (ДФО), Сибирский федеральный округ (СФО), Южный федеральный округ (ЮФО) и сильно отстаёт по объёму привлеченных иностранных инвестиций Северо- Кавказский федеральный округ (Таблица 1).

      Таблица 1- Поступление иностранных инвестиций в субъекты РФ.

  2010г.                 В том числе
всего в % к  прямые портфел. прочие
итогу
 
Российская  Федерация, 114746 100 13810 1076 99860
млн.долларов США
Центральный 76700167 66,9 8174533 140437 68385177
федеральный округ
Северо-Западный 9324379 8,1 2002281 113969 7208189
федеральный округ
Южный 2314125 2 296336 1923 2015866
федеральный округ
Северо-Кавказский 73561 0,1 39216 0 34345
федеральный округ
Приволжский 7928680 6,9 1072340 104498 6751842
федеральный округ
Уральский 7530536 6,5 291337 193830 7045369
федеральный округ
Сибирский 3565034 3,1 763659 422818 2328557
федеральный округ
Дальневосточный 7309521 6,4 1170321 48247 6090953
федеральный округ

Информация о работе Особенности современного этапа развития инвестиционной деятельности