Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью данной курсовой работы является изучение основных элементов оценки инвестиционной привлекательности на примере ОАО "Газпром нефтехим Салават" г. Салават.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности отрасли……………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическая сущность инвестиционной привлекательности отрасли…5
1.2 Значение инвестиционной привлекательности отрасли…………………..12
Глава 2. Понятие основных элементов оценки инвестиционной привлекательности отрасли…..…………………………………………………………....15
2.1 Уровень перспективности развития отрасли………………………………16
2.2 Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли……………………………………………………………………………...18
2.3 Уровень отраслевых инвестиционных рисков…………………………….20
2.4 Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отрасли…………………………………………………………20
Глава 3. Анализ инвестиционной привлекательности ОАО «Газпром нефтехим Салават»……………………………………………………………………..24
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром нефтехим Салават»……………………………………………………………………..24
3.2 Расчет частных коэффициентов коммерческой репутации……………….26
Глава 4. Перспективы и направления улучшения деятельности ОАО "Газпром нефтехим Салават"………………………………………………………...30
4.1 Направления улучшения деятельности ОАО "Газпром нефтехим Салават"………………………………………………………………………………..30
4.2 Перспективы развития и риски……………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………….…..37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли

 

Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих коэффициентов:

- коэффициент рентабельности  активов. Он позволяет судить  об уровне генерирования прибыли активами предприятий с учетом отраслевой специфики их деятельности.

К1 = Валовая прибыль / Среднегодовая стоимость  активов х 100%

К2 = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость  активов х 100%

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных средств (независимо от источника их привлечения) потребовалось для получения 1 доллара прибыли. Данный коэффициент является важным показателем конкурентоспособности отрасли, для определения уровня которого полученное значение коэффициента рентабельности активов необходимо сравнить со среднеотраслевым значением.

Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем  лучше.

- коэффициент рентабельности собственного  капитала. Он является приоритетным в рассматриваемой системе показателей данной группы, так как позволяет судить о среднеотраслевой норме прибыльности инвестиций. Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев, рассчитанную после вычета процентов по кредиту.

Формула расчета:

 

- коэффициент рентабельности  реализации продукции. Этот показатель  дает представление о норме  отраслевой прибыли в составе  средних цен на ее продукцию. Формула расчета:

Все данные, необходимые  для расчета данного показателя, берутся из отчета о прибылях и  убытках. Коэффициент рентабельности реализации продукции отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность реализации продукции является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.

- коэффициент рентабельности  текущих затрат. Использование этого  показателя дает представление  о потенциальных возможностях формирования диапазона цен на продукцию с позиций сложившегося уровня затрат на ее производство и реализацию. 
Учитывая высокую вариабельность значений этих показателей в динамике, вызванную нестабильностью экономических условий развития предприятий на современном этапе, эти показатели рассчитываются и изучаются за ряд последних лет [12, с. 86].

 

 

 

 

2.3 Уровень отраслевых инвестиционных рисков

 

Уровень отраслевых инвестиционных рисков оценивается на основе следующих показателей:

- коэффициент вариации  среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала по отдельным годам анализируемого периода. Этот коэффициент является традиционным измерителем уровня инвестиционного риска в динамике;

- коэффициент вариации  показателей рентабельности в  разрезе отдельных предприятий отрасли. Он характеризует внутриотраслевой диапазон колебаний уровня финансовых (инвестиционных) рисков;

- уровень конкуренции  в отрасли. Количественно этот  показатель характеризует число предприятий, функционирующих в данной отрасли (в сравнении с другими отраслями), а также число предприятий, занимающих монопольное положение на рынке (по критерию удельного веса реализации продукции).

- уровень инфляционной  устойчивости цен на продукцию  отрасли. Такую оценку можно получить путем соотнесения показателей динамики уровня цен на продукцию отрасли с динамикой индекса оптовых цен в целом по стране или индекса инфляции;

- уровень социальной  напряженности в отрасли. В  определенной степени об этом позволяет судить сравнение показателя среднего уровня заработной платы работников отрасли с реальным уровнем прожиточного минимума в стране [2, с. 76].

 

2.4 Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отрасли

 

На основе оценки трех перечисленных  элементов (синтетических оценочных характеристик) и их ранговой значимости в общей характеристике инвестиционной привлекательности рассчитываются интегральные показатели уровня инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики .[40, с. 73].

Расчет интегрального рангового  показателя оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики осуществляется по формуле: 

,где РИПо—интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности отрасли экономики;

РЭОi — средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки отрасли;

ЗЭОi —значимость соответствующего элемента в общей оценке отрасли, выраженная десятичной дробью. В процессе такой группировки устанавливаются:

- приоритетные отрасли по уровню инвестиционной привлекательности;

- отрасли с высоким уровнем инвестиционной привлекательности;

- отрасли со средним уровнем инвестиционной привлекательности;

- отрасли с низким уровнем инвестиционной привлекательности [22, с. 89].

На первом этапе расчетов рассчитывается ранговая значимость отраслей по каждому элементу их оценки. В процессе такой оценки все аналитические показатели, используемые для характеристики отдельных элементов инвестиционной привлекательности отраслей, рассматриваются как равнозначные (при необходимости значимость каждого из аналитических показателей может быть дифференцирована на основе экспертной оценки). Ранговая значимость отрасли по каждому элементу оценки определяется как средняя ранговая ее значимость по всем входящим в данный элемент аналитическим показателям.

На втором этапе расчетов на основе ранговой значимости отрасли  по каждому элементу рассчитывается интегральный ранговый показатель оценки их инвестиционной привлекательности. Учитывая, что отдельные элементы оценки играют разную роль в принятии инвестиционных решений, их значимость дифференцируется экспертным путем. В процессе проводимой оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики экспертным путем (на основе опроса инвестиционных менеджеров ряда инвестиционных компаний) установлена следующая значимость отдельных элементов при расчете интегрального рангового показателя:

- уровень перспективности  развития отрасли — 20%;

- уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли — 65%;

- уровень отраслевых инвестиционных рисков — 15%.

Естественно, приведенная  значимость отдельных элементов  оценки в определенной мере носит субъективных характер, так как зависит от состава и квалификации экспертов, периода проведения экспертного опроса и других факторов. В связи с этим, при проведении оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики в меняющихся экономических условиях приведенная значимость отдельных элементов требует уточнения.

На третьем этапе  расчетов на основе рассчитанных интегральных ранговых показателей оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей проводится соответствующая их группировка. В процессе такой группировки устанавливаются:

-приоритетные отрасли по уровню инвестиционной привлекательности;

- отрасли с высоким  уровнем инвестиционной привлекательности;

- отрасли со средним  уровнем инвестиционной привлекательности;

- отрасли с низким уровнем инвестиционной привлекательности.

При использовании результатов оценки уровня инвестиционной привлекательности отраслей экономики в целях отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля предприятия необходимо иметь в виду, что ряд показателей оценки имеет высокий уровень динамики. Поэтому с изменением экономических условий деятельности предприятий отдельных отраслей такая оценка должна пересматриваться (периодичность такого пересмотра составляет обычно два года). Определение региональной направленности инвестиционной деятельности связано при разработке инвестиционной стратегии предприятия с двумя основными условиями [2, с. 99].

Первым условием, определяющим необходимость такой разработки, является размер предприятия. Подавляющее  большинство небольших фирм и  значительная часть средних предприятий осуществляют свою деятельность в пределах одного региона по месту проживания инвесторов. Для таких фирм возможности региональной диверсификации инвестиционной деятельности (особенно в части реальных инвестиций) ограничены в силу недостаточного объема инвестиционных ресурсов и существенного усложнения управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью. Принципиальная возможность региональной диверсификации возможна лишь при финансовых инвестициях, однако их объем у таких предприятий небольшой, поэтому инвестиционные решения могут приниматься не в рамках разрабатываемой стратегии, а при формировании инвестиционного портфеля (т.е. на стадии тактического управления инвестиционной деятельностью).

Вторым условием, определяющим необходимость разработки, является продолжительность функционирования предприятия. На первых стадиях его жизненного цикла хозяйственная и инвестиционная деятельность сосредотачивается, как правило, в рамках одного 
региона, и лишь по мере дальнейшего развития предприятия возникает потребность в региональной диверсификации инвестиционной деятельности [5, с. 56-58].

 

 

 

Глава 3. Анализ инвестиционной привлекательности ОАО «Газпром нефтехим Салават»

 

3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром нефтехим Салават»

 

Открытое Акционерное  общество «Салаватнефтеоргсинтез» является одним из крупнейших нефтехимических комплексов России и начал свою историю в 1948 году (Комбинат - 18). Первоначально планировалось построить завод по производству бензина и дизельного топлива методом гидрогенизации угля и мазута. Но практика показала, что гораздо эффективнее эти продукты можно получить, перерабатывая местное нефтяное сырье. 

С начала 50-х годов  прошлого века развернулось строительство  и пуск производств. Уже в 1956 году начал свою работу мощный нефтеперерабатывающий завод. Несколько лет спустя, на основе сырья получаемого от переработки нефти стремительно развивается нефтехимия.  
В 1966 году в связи с расширением производства и строительством города Салават был переименован в Салаватский нефтехимический комбинат.  
1980 году в связи с расширением производства преобразованием в объединение - Салаватское ордена Ленина производственное объединение "Салаватнефтеоргсинтез" имени 50-летия СССР. После приватизации в 1993 году получило название Акционерное общество открытого типа "Салаватнефтеоргсинтез".

Современное название получило в 1996 году в связи с отменой в законодательном порядке наименований «Акционерное общество открытого типа» и теперь носит название Открытое акционерное общество "Салаватнефтеоргсинтез". 

28 января 2011 года на  внеочередном общем собрании  акционеров открытого акционерного общества «Салаватнефтеоргсинтез» было принято решение о переименовании ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в ОАО «Газпром нефтехим Салават».

На единой площадке ОАО  «Газпром нефтехим Салават» сконцентрирован полный цикл переработки углеводородного сырья, нефтехимии и производства минеральных удобрений. Перечень наименований продукции компании насчитывает более 120 позиций. Только перечень производимой обществом крупнотоннажной товарной продукции составляет более 70 наименований и включает в себя автомобильные бензины, дизельные топлива, керосины, топочные мазуты, толуол, сжиженные газы, бутиловые спирты и пластификаторы, аммиак, и карбамид, гликоли, полиэтилен, полистиролы, силикагели и цеолитные катализаторы, ингибиторы коррозии, элементарную серу, широкий ассортимент бытовых товаров из пластмасс и поверхностно-активных веществ и многое другое. 

Предприятие является монополистом в РФ по выпуску бутиловых спиртов, пластификатора диоктилфталата, стирола. 

В состав акционерного общества входят нефтеперерабатывающий, химический и газохимический заводы, завод «Мономер». 

ОАО «Газпром нефтехим Салават» владеет 100% акций ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения», ОАО «Салаватнефтемаш». В состав предприятия входят генерирующие мощности ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ». 

Основным направлением реализации продукции предприятия  является продажа на экспорт. Выпускаемые  продукты нефтепереработки и нефтехимии отгружаются во все федеральные округа страны. География экспорта охватывает свыше 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Финляндию, Китай, США, Великобританию, страны Западной Европы, Балтии. 

В рамках стратегии развития ОАО «Газпром нефтехим Салават» реализует мероприятия по строительству новых и модернизации существующих производств, направленные на увеличение мощностей, улучшение качества готовой продукции и снижение себестоимости.

3.2 Расчет частных коэффициентов коммерческой репутации

 

Для ОАО "Газпром нефтехим Салават" данный этап будет выглядеть следующим образом (таблица 3).

 

Таблица 3 – Расчет частных  коэффициентов коммерческой репутации  ОАО "Газпром нефтехим Салават"

Наименование частного коэффициента качества управления

Оценка частных коэффициентов  коммерческой репутации предприятия

Баллы

Философский аспект

В настоящее время  ОАО "Газпром нефтехим Салават" переосмысливает заново собственную стратегию. В ее основе лежит то, что крупное предприятие не должно оставаться сырьевой базой для других. Кроме того, на выработку стратегической линии комбината объективно воздействует и конъюнктура, сложившаяся на мировом рынке нефтехимической продукции. Она заставляет наше предприятие создавать не только принципиально новые производства и выпускать продукцию, пользующуюся повышенным спросом потребителя, но и заниматься поиском сравнительно дешевых видов углеводородного сырья, внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии, искать новые рынки сбыта своей продукции. Комплексное решение этих задач содержится в программе обновления действующего производства и организации новых производств. Она рассчитана на период до 2020 года.

Разработанная на ближнюю  и дальнюю перспективу концепция  развития ОАО "Газпром нефтехим Салават" объединяет ряд программ и мероприятий, имеющих приоритетное значение и позволяющих решать проблемы, стоящие на пути развития предприятия.

Но решение столь  масштабных задач требует привлечения  больших денежных средств. Поэтому  очень важным становится решение  проблемы инвестиций и финансовой поддержки  программы.

Уровень сформированности корпоративной культуры ОАО "Газпром нефтехим Салават " высокий. Количество конфликтов сведено до минимума из-за четкой организации труда, наличия грамотно составленных должностных инструкций, положений отделов и т.д.

0,9

Поведенческий аспект

Предприятие всегда освещает основные изменения в своей деятельности в средствах массовой информации и по телевидению; постоянно публикуется в газетах "Нефтехимик", "Хэзмэттэш Авазы", "Ленинская правда", "Туган Як", "Республика Башкортостан", "Ватаным Башкортостан", печатается в журнале "Рынок ценных бумаг" и в некоторых других печатных изданиях, обзор основных событий в деятельности предприятия можно увидеть на 1 канале, по НТВ, ВТС.

Предприятие постоянно  составляет бюджет проводимой рекламной  кампании. Регулярно выпускает рекламно-полиграфическую литературу.

Предприятие обладает высоким  имиджем, постоянно принимает участие  в конференциях, семинарах, выставках, участвует в конкурсах и рейтингах.

Предприятием поддерживается сотрудничество с органами местного самоуправления.

Российские и зарубежные компании, проявляющие деловой интерес  к сотрудничеству с ОАО «Газпром нефтехим Салават", в качестве гарантии имеют стабильную политическую обстановку в Республике Башкортостан, а также поддержку со стороны Президента РТ М. Шаймиева, Кабинета Министров Башкортостана, которая выражается в ряде постановлений, содействующих созданию необходимых условий для внедрения программы технического перевооружения на предприятии и экономических условий для стабилизации, оздоровления финансового состояния ОАО "Газпром нефтехим Салават".

1

Информационный аспект

В ОАО "Газпром нефтехим Салават" постоянно проводятся исследования рынка, анализируются изменения.

На предприятии имеется  комплексная информационная система, содержащая постоянно обновляемые базы по всем составляющим производственно-хозяйственной деятельности (дебиторы, кредиторы, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.). В настоящий момент продолжается внедрение комплексной системы управления на базе программного продукта R/3 и ведение баз данных по всем составляющим хозяйственной деятельности в новой системе осуществляется параллельно с существующей. С 1 января 2006 года ОАО "Газпром нефтехим Салават" система автоматизированного управления предприятием на основе программного обеспечения системы ERP компании SAP введена в промышленную эксплуатацию.

0,9

Аспект принципа действия

Отделом экономического анализа ОАО "Газпром нефтехим Салават" осуществляется комплексно-системный анализ деятельности предприятия, основанный на бюджетном планировании, фактически полученных результатов, выявлении и анализе отклонений.

1

Аспект дифференциации

Продукция компании высоко диверсифицирована и насчитывает  более 120 видов химических и нефтехимических  товаров, поставляется во все сегменты рынка, пользуется устойчивым спросом как на внутреннем, так и внешнем рынке.

ОАО "Газпром нефтехим Салават" по отдельным видам продукции занимает доминирующее или монопольное положение в общероссийском производстве.

Предприятие проводит политику укрепления связей с существующими потребителями продукции и одновременно осваивает новые рыночные ниши – завершено строительство промышленного производства галобутилкаучуков, до настоящего времени не выпускавшихся в Российской Федерации.

0,9

Организационный аспект

Организационная структура ОАО "Газпром нефтехим Салават" построена на принципах централизации основных функций управления в области производства, технического развития, экономики, коммерческой деятельности, социального развития, кадрового обеспечения и децентрализации исполнительных функций на уровне заводов, управлений.

Уровень гибкости управления достаточно высок.

Периодически осуществляются нововведения, оказывающие положительное  влияние на деятельность предприятия  в целом.

0,8

Социальный аспект

В 2005, 2008, 2010 годах система менеджмента качества была ресертифицирована с расширенной областью сертификации на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000, МС ИСО 2001:2008. По мнению специалистов "BWQI" ОАО "Газпром нефтехим Салават" имеет хороший уровень подготовки к сертификации.

Предприятие всегда первостепенное внимание уделяет быту и досугу работающих. В социальный пакет входят мероприятия  и льготы, направленные на дополнительную социальную защиту, поддержку культурной и общественной сферы, удобство обслуживания.

Средний размер заработной платы – 24 529 рублей.

Расходы на содержание объектов социальной сферы составили 779,8 млн. рублей в 2011 году. В 2000 году на предприятии была сформирована и успешно действует корпоративная Программа социальной политики. Она предусматривает целую систему по оказанию материальной помощи настоящим и бывшим работникам предприятия, в частности, ветеранам производства осуществляются ежемесячные доплаты к пенсии, предоставляются бесплатные путевки в профилакторий.

1

Социальный аспект

(продолжение)

Основной из задач  деятельности предприятия является улучшение качества окружающей среды  с разработкой и внедрением комплекса  конкретных программ, направленных на охрану экосферы.

Учитывая характер производств, входящих в состав ОАО серьезное  внимание уделяется контролю за состоянием окружающей среды. Система управления функционирует в соответствии с международным стандартом ИСО 14001:2004. Практическая работа проводится в соответствии с перспективной экологической программой, рассчитанной на 2007–2015 годы.

Перспективные проекты  модернизации производства увязываются  с вопросами экологической безопасности. Вопросы промышленной безопасности и охраны труда интегрированы  в систему управления производством  и регулируются первыми лицами предприятия.

Аспект управления персоналом

Отношения между работниками  и руководителями строятся на основе справедливости и признания достижений. При равной квалификации – равные возможности в продвижении по службе.

Система постоянного  повышения квалификации является основой высокого интеллектуального потенциала предприятия и, соответственно, конкурентного преимущества.

Система начисления заработной платы достаточно чувствительна  к трудовым достижениям сотрудников.

1

Аспект ключевой фигуры в управлении

Ключевая фигура в управлении обладает достаточным опытом, квалификацией, образованием.

1

ККПР

 

8,5

Уровень ФПП пофинансовым показателям

 

Сред-ний

Информация о работе Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности отрасли