Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью данной курсовой работы является изучение основных элементов оценки инвестиционной привлекательности на примере ОАО "Газпром нефтехим Салават" г. Салават.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности отрасли……………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическая сущность инвестиционной привлекательности отрасли…5
1.2 Значение инвестиционной привлекательности отрасли…………………..12
Глава 2. Понятие основных элементов оценки инвестиционной привлекательности отрасли…..…………………………………………………………....15
2.1 Уровень перспективности развития отрасли………………………………16
2.2 Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли……………………………………………………………………………...18
2.3 Уровень отраслевых инвестиционных рисков…………………………….20
2.4 Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отрасли…………………………………………………………20
Глава 3. Анализ инвестиционной привлекательности ОАО «Газпром нефтехим Салават»……………………………………………………………………..24
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром нефтехим Салават»……………………………………………………………………..24
3.2 Расчет частных коэффициентов коммерческой репутации……………….26
Глава 4. Перспективы и направления улучшения деятельности ОАО "Газпром нефтехим Салават"………………………………………………………...30
4.1 Направления улучшения деятельности ОАО "Газпром нефтехим Салават"………………………………………………………………………………..30
4.2 Перспективы развития и риски……………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………….…..37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 1 – Характеристика частных коэффициентов коммерческой репутации отрасли

Наименование частного коэффициента качества управления

Положения, характеризующие  частный коэффициент коммерческой репутации отрасли

Система оценки частных коэффициентов коммерческой репутации отрасли

Философский аспект

Ориентация на долгосрочное (стратегическое) мышление, удовлетворение запросов потребителей на основе проведения опросов среди них

Наличие у отрасли краткосрочных или долгосрочных планов развития

Уровень сформированности корпоративной культуры

Количество сотрудников, воспринимающих приоритетные задачи организации

Этика управления

Количество конфликтов на различных уровнях, эффективность  их разрешения, наличие традиций, кодекса и норм поведения

Поведенческий аспект

Связь с прессой. Предоставление информации о фирме в наиболее значимых для её успеха изданиях

Количество каналов, через которые подаётся информация об отрасли, её объём

Реклама изделия; рекламная  кампания, средства, объём, направленность рекламы на определённую группу потребителей

Бюджет рекламной компании, эффект затрат на рекламу

Популяризация политики организации, формирование имиджа отрасли

Число презентаций, конференций, публикаций, направленных на повышение общественного мнения, результаты опроса

Лоббирование. Сотрудничество с членами законодательных органов  и правительственных чиновников

Количество принятых законодательных актов, содействующих  успеху отрасли

Информационный аспект

Частота и качество проводимых исследований рынка

Количество и достоверность  информации за определённый период по оценке рыночной ситуации

Наличие операционных баз  данных, и качество принимаемых на их основе решений

Возможные существующие базы о клиентах, о конкурентах, нормативно-правовые базы, стоимость создания и поддержания баз данных, эффект от их использования

Аспект принципа действия

Наличие комплексно-системного анализа деятельности отрасли

Количество использованных методик анализа деятельности отрасли

Аспект дифференциации

Осуществление сегментации, выбора и позиционирования (СВП) в отрасли

Количество организационных  решений по осуществлению СВП

Поиск и освоение новых  рыночных ниш

Количество новых освоенных  ниш за определённый период времени

Организационный аспект

Уровень децентрализации и гибкости управления

Количество управленческих решений, принимаемых на низшем уровне управления и их важность

Новаторство при принятии решений

Количество нововведений за отчётный период, с положительным  экономическим эффектом

Социальный аспект

Экологическая безопасность продукции

Соблюдение норм и  стандартов

Социальная защищённость работников предприятия отрасли

Сумма затрат на поощрение, сумма затрат на страхование, льготы

Экологическая безопасность производства

Соблюдение норм и  стандартов

Аспект управления персоналом

Компетентность работников

Количество специалистов, уровень образования, навыков и  опыта, соответствие занимаемых должностей

Наличие комплексной  кадровой политики

Делегирование полномочий по направлению кадрами отдела управления персоналом

Система премирования, чувствительность к трудовым достижениям сотрудников

Анализ приказов руководства 

Аспект ключевой фигуры в управлении

Уровень образования, опыта, связей, готовности к риску, прохождения обучения, саморазвития личности

Сбор фактических данных по перечисленным характеристикам


 

Фоминым П. А., Старовойтовым  М. К. предлагается следующая шкала  отнесения отрасли к той или иной группе ФПО по критерию "возможность привлечения дополнительного капитала" (таблица 2).

 

 

Таблица 2 – Шкала отнесения отрасли к группе ФПО по критерию "возможность привлечения дополнительного капитала"

Значение ККОР, в баллах

Уровень ФПО по финансовым показателям

Высокий уровень ФПО – возможность привлечения капитала, в объеме необходимом для реализации любых эффективных инвестиционных проектов

Средний уровень ФПО – возможность привлечения капитала, в объеме необходимом только для пополнения оборотного капитала

Низкий уровень ФПО – отсутствие возможности привлечения дополнительного капитала

7,5-9

Высокий

*

   

7,5-9

Средний

*

   

7,5-9

Низкий

 

*

 

5-7,5

Высокий

*

   

5-7,5

Средний

 

*

 

5-7,5

Низкий

   

*

0-5

Высокий

 

*

 

0-5

Средний

 

*

 

0-5

Низкий

   

*


 

Расчетный этап включает в себя определение значений частных коэффициентов коммерческой репутации и расчет ККОР [25, с. 65-69].

 

1.2 Значение инвестиционной  привлекательности отрасли

 

Инвестиционная привлекательность  часто определяют как возможность «гарантированного, надежного и своевременного достижения целей инвестора на базе экономических результатов деятельности объекта инвестирования». Определение, как минимум, некорректно, так как инвестирование - это процесс с негарантированным результатом. Те или иные инвестиционные решения предполагают изрядную степень риска, так как ни при каких условиях невозможно быть полностью уверенным в том, что в итоге удастся реализовать намеченные цели. Последнему тезису можно найти массу подтверждений в реальной экономической жизни. Инвестиции любого рода - как стратегические, так и спекулятивные, как прямые, так и портфельные - сопряжены со значительным риском. Инвестирование - процесс не с гарантированным, а с вероятностным результатом. Инвесторы могут лишь надеяться и ожидать реализации поставленных перед собой целей. В соответствии с данным утверждением категорию «инвестиционная привлекательность отрасли» следовало бы определить как степень вероятности достижения выдвигаемых целей инвестирования, выраженную в индивидуальных ожиданиях экономических агентов, потенциальных субъектов инвестиционного процесса [21, с. 154].

Инвестиционную привлекательность  можно трактовать как полезность инвестиций для отдельного конкретного  субъекта инвестиционного процесса. Между тем традиционные представления о категории «полезность» (взятые из неоклассической теории потребительского поведения, в рамках которой данная категория приобрела свою современную наиболее развитую форму) и представления о полезности инвестиций (инвестиционной привлекательности) имеют существенные различия.

Среди наиболее весомых  отличий, указывающих на институциональную природу категории «инвестиционная привлекательность отрасли», отметим следующие:

Первое. Категория «полезность», рассматриваемая в контексте  инвестиционных решений, многозначнее этой категории, понимаемой в традиционном, узко неоклассическом смысле. Понятие полезности инвестиций может включать реализацию целей инвестирования, отличных от единственно возможной в рамках неоклассической теории цели поведения экономического агента - максимизации прибыли или дохода. Так, например, одно из современных направлений новой институциональной экономической теории - экономика соглашений (конвенционализм) предусматривает несколько возможных модальностей действий в системе различных способов координации деятельности экономических агентов. Из этого следует, что полезность инвестиционных решений можно оценивать под разными углами зрения, диктуемыми различными модальностями действий. Так, неоклассический принцип максимизации прибыли и дохода может представлять собой лишь частный вариант механизма целеположения при планировании инвестиций из множества возможных альтернатив.

Второе. Субъективизм категории  «инвестиционная привлекательность отрасли» ограничен объективными рамками, в отличие от субъективизма категории «полезность» в традиционном понимании. Ожидания инвесторов относительно достижения своих целей - изначально субъективные - выражаются в определенных оценках. А процедура оценки инвестиционной привлекательности регулируется определенными нормами и правилами, то есть имеет институциональный характер. Поэтому в результате оценочного процесса происходит объективизация ожиданий инвесторов: диапазон возможных ожиданий ограничивается рамками объективного порядка оценочной процедуры [23, с. 75].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие основных элементов оценки инвестиционной привлекательности отрасли.

 

Одной из главных задач, стоящих перед инвестором, является выбор в качестве объектов инвестирования таких инвестиционных проектов и финансовых инструментов, которые имеют наилучшие перспективы развития и могут обеспечить наиболее высокую эффективность инвестиций. Основой такого выбора является оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отдельных потенциальных объектов инвестирования.

Оценка инвестиционной привлекательности отдельных объектов инвестирования зависит от многих факторов и носит строго индивидуальный характер. Вместе с тем, необходимым слагаемым оценки любого из объектов инвестирования — инвестиционного проекта или финансового инструмента — является оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики или регионов страны с позиций эффективности вложения капитала [15, с. 110-117].

Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (подотраслей) экономики осуществляется по следующим основным элементам. 
Каждый из перечисленных элементов, которые рассматриваются как синтетические (агрегированные) результаты проведения оценки, включает в себя конкретные аналитические оценочные показатели, расчет которых основывается на соответствующих статистических данных и экспертных оценках:

- уровень перспективности развития с учетом стадии жизненного цикла низкий-высокий;

- степень устойчивости к экономическому спаду низкая-высокая;

- уровень насыщенности спроса на продукцию повысится-снизится;

- степень государственной поддержки развития (кредитной, налоговой, ресурсной и т.п.) снизится-повысится;

- уровень конкуренции возрастет-снизится;

- уровень государственного регулирования цен на продукцию повысится-снизится;

- уровень государственного регулирования текущих затрат и нормы прибыли повысится-снизится;

- надежность обеспечения сырьевыми ресурсами снизится-повысится;

- прогрессивность используемой техники и технологии низкая-высокая;

- прочие отрицательные факторы, оказывающие влияние на рост эффективности инвестиций возрастут-уменьшатся.

 

2.1 Уровень перспективности развития отрасли

 

Уровень перспективности  развития отрасли оценивается на основе следующих основных показателей и характеристик:

- устойчивость отрасли  к экономическому спаду. Уровень этой устойчивости определяется на основе анализа соотношения динамики объема отраслевого производства продукции и динамики валового внутреннего продукта страны;

- социальная значимость  отрасли. Она характеризуется  численностью занятых в отрасли работников, их удельным весом в общей численности занятого населения страны. Чем выше показатель социальной значимости отрасли, тем больше средств следует вложить в нее в рамках инвестиционных программ или программ поддержки малого предпринимательства. Однако если эта отрасль имеет высокий показатель инвестиционной привлекательности, логично предположить, что средства будут вкладываться туда в силу экономической выгоды для инвесторов;

- обеспеченность развития  отрасли собственными финансовыми  ресурсами. Для такой оценки используются показатели объема и удельного веса капитальных вложений, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов предприятий отрасли; удельный вес собственного капитала в общем используемом его объеме предприятиями отрасли и другие;

- степень государственной  поддержки развития отрасли. Количественную оценку этого показателя составляют данные об объеме государственных капитальных вложений в отрасль; объеме льготного государственного кредитования предприятий отрасли; системе налоговых льгот, связанных с деятельностью предприятий отрасли и другие.

- стадия жизненного  цикла отрасли. Такая оценка  осуществляется только по тем отраслям (подотраслям) экономики, развитие которых осуществляется по отдельным стадиям жизненного цикла (отдельные отрасли и подотрасли, например, сельскохозяйственные, не носят характера циклического развития). В соответствии с концепцией жизненного цикла отрасли он состоит из следующих пяти стадий: рождение; рост; расширение; зрелость; старение.

Стадия рождения завершается выходом отрасли на рынок с предложением своей продукции. Следующая стадия развитие отрасли характеризуется увеличением его финансовых возможностей, что сопряжено с непрерывным перетеканием резервов в активы. При этом отрасль, как система выходит из равновесного состояния, совершая новый виток в своем развитии. Но на данной стадии велика вероятность гибели новых отраслей, деятельность которых собственники обеспечить не в состоянии. Такие хозяйствующие субъекты рискуют перейти в разряд депрессивных систем, которым не хватает мощности для развития. При этом фаза развития сопряжена с жесткой конкуренцией за захват ниши в локальном рыночном сегменте; коротким, но сложным этапом выживания, во время которого, по разным оценкам, погибает до 95% отраслей. Здесь многое значит рыночный тренд: в сочетании с административно-силовым ресурсом он решает 90% проблем системы. Не решает только одной: поскольку перетекание резервов в активы усиливается, возникает острая финансовая недостаточность. У системы не просто нет оборотного капитала, у нее нет источников оборотного капитала: когда деньги на развитие нужны больше всего, взять их неоткуда [19, с. 36]. 
Далее, рынок полностью насыщается продукцией на стадии зрелости отрасли, которое в этот момент обладает устойчивостью первого типа и на данном этапе жизни может вернуться в исходное состояние после выхода из равновесия, но траектория изменения параметров в зависимости от стратегии отрасли на данном этапе будет проходить по предельному циклу, либо иметь небольшое развитие. Далее отрасль «стареет», потребительский спрос на его продукцию (работы, услуги) постепенно снижается, все показатели устремляются к нулю. Данный этап жизненного цикла характеризуется финансовой неустойчивостью отрасли [15, с. 95].

Информация о работе Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности отрасли