Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:31, реферат
Государственное регулирование экономики должно осуществляться по различным направлениям, отраслям и проблемам. Одним из направлений является государственное регулирование инвестиционного процесса.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО
ПРОЦЕССА
Вычеров П.А., Дорошенко Ю.А.
Белгородский государственный технологический
университет
им. В. Г. Шухова
Государственное регулирование экономики должно осуществляться по различным направлениям, отраслям и проблемам. Одним из направлений является государственное регулирование инвестиционного процесса.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, прямое участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы.
Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.
Административные методы государственного управления инвестиционным процессом могут использоваться, когда речь идет об объектах государственной собственности. Они заключаются в непосредственном воздействии на эти объекты и протекающие в них процессы со стороны государственных органов управления, обладающих соответствующими полномочиями.
Косвенное государственное управление инвестиционным процессом заключается во влиянии государства на этот процесс, оказываемом посредством установления правил, норм и ограничений, подлежащих соблюдению в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
В основном инвестиционная деятельность в России со стороны государства регулируется прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики. Но есть отдельные формы воздействия на оба сектора одновременно, которые следует отнести к способам косвенного воздействия. Это формы государственного регулирования экономики страны и в том числе инвестиционной деятельности, которые реализуются через институты бюджетно-финансовых и денежно-кредитных систем. Важнейшую роль при этом играет принятие и исполнение бюджета страны и регионов.
Регулирование кредитов, курса национальной валюты, варьирование денежной массы, сокращение или увеличение государственных расходов, таможенное и особенно налоговое регулирование имеют прямую связь с инвестиционной деятельностью в стране. Эти инструментарии используются всеми органами высшего эшелона власти России: Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Центральным Банком РФ.
Можно
выделить пассивные и активные методы
государственного воздействия на инвестиционный
процесс. Использование пассивных
методов связано с
Набор
активных методов стимулирования инвестиций
связан с использованием действенных
рычагов воздействия
Методы
активного вмешательства
1.
Создание благоприятных
2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах.
3.
Участие государства в
В зависимости от того, как решаются глобальные проблемы функционирования экономики страны, организуется и государственное регулирование инвестирования. Большая доля инвестиций приходится на первичные и, как правило, на негосударственные организации. Поэтому можно утверждать, что косвенные государственные рычаги управления инвестированием являются преобладающими. Большое значение имеет координация деятельности в этой сфере.
Государственное
и местное регулирование
• органов государственной власти РФ (федеральный уровень),
• органов государственной власти субъектов РФ (высший региональный уровень),
• органов местного самоуправления (муниципальные образования или низший региональный уровень).
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. В процессе перехода РФ на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно-законодательная база в области инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционного процесса строится в соответствии с разработанной инвестиционной политикой государства и осуществляется на основе действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов.
На сегодняшний день основными законами, призванными регулировать инвестиционную деятельность в РФ, являются федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и федеральный закон от 09.07.1999 г. №с 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется в двух направлениях, первым из которых является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, а вторым — прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется путем:
1)
совершенствования системы
2)
установления субъектам
3) защиты интересов инвесторов;
4)
предоставления субъектам
5)
расширения использования
6)
создания и развития сети
7) принятия антимонопольных мер;
8)
расширения возможностей
9) развития финансового лизинга в РФ;
10)
проведения переоценки
11)
создания возможностей
Большое влияние на активность частных инвесторов оказывает проводимая государством налоговая политика. В целях стимулирования частных инвестиций необходимо снижение общего уровня налогообложения, с одной стороны, и наличие широкого диапазона собственно инвестиционных налоговых льгот, с другой стороны. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее оптимальным для развития экономики является уровень налогов, который в совокупности не превышает 32-34%.
Именно налоговая политика государства является формой косвенного регулирования и стимулирования частных инвестиций, поскольку она определяет возможности финансирования расширения средств производства за счет собственных источников предприятия, то есть возможности самофинансирования.
Понятие самофинансирование разделяется на чистое самофинансирование и амортизационные отчисления. Чистое самофинансирование — это та часть прибыли предприятия, которая направляется на развитие его материально-технической базы. Кроме того, что прибыль является источником самофинансирования предприятия, она выполняет еще две важные функции развития компаний: ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений и полученная прибыль является одним из центральных показателей, измеряющим экономическую эффективность инвестиционного проекта.
Другим источником самофинансирования является амортизация долгосрочных активов предприятия. Следовательно, важным инструментом регулирования инвестиционной активности является амортизационная политика, проводимая государством. При этом ее эффективность определяется прежде всего степенью учета реальных экономических процессов при обосновании настоящих амортизационных норм, а также своевременностью и взвешенностью их изменения.
Что касается защиты прав инвесторов, то государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
1) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
2)
гласность в обсуждении
3) право обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
4) защиту капитальных вложений.
Правительство РФ:
1) устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории РФ;
Информация о работе Методы государственного регулирования инвестиционного процесса