- Создание индустриальных парков и технопарков. Как показывает практика, частные индустриальные парки и технопарки, как правило, более успешны, чем государственные, хотя исключения, конечно, есть. Лучшим подходом региональных властей здесь является создание благоприятных условий для развития частных парков, что включает в себя меры поддержки девелоперов, по инициативе которых создаются парки:
- максимальное сокращение сроков начала бизнеса;
- комфортная административная среду;
- помощь в финансировании инвестиционных проектов;
- благоприятный налоговый режим.
Развитие такого рода частных промышленных
парков является мощным фактором
улучшения инвестиционного климата,
так как предприниматели, владеющие
ими, успешны ровно настолько, насколько
велико число привлеченных ими инвесторов-
резидентов. Как показывает практика инвестиционно-успешных
регионов России, комплексность и последовательность
при реализации указанных мер обеспечивает
мощный синергетический эффект, качественно
улучшающий инвестиционный климат, обеспечивающий
кардинальный рост прямых инвестиций,
масштабное создание новых высокопроизводительных
рабочих мест, модернизацию экономики,
рост доходов государственного бюджета.
Таким образом, за лучшими практиками
создания инвестиционного климата
стоит
принципиально
новая для современной России
культура отношения власти к инвесторам,
в центре которой осознание того, что
инвестора нужно не «доить» и обременять,
а создавать для него благоприятные условия
и помогать достичь долгосрочной успешности
реализуемого проекта.
Худшие практики создания
в субъектах РФ инвестиционного
климата
Анализ
худших практик привлечения инвестиций
и создания инвестиционного климата
субъектами
Российской Федерации позволяет
выделить ключевые и наиболее значительные
факторы, ухудшающие инвестиционный климат.
Эти факторы могут быть условно разбиты
на две группы:
- факторы, в целом снижающие и подавляющие деловую и инвестиционную активность в регионе, сужающие круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов:
- отсутствие единой стратегии развития региона и соответственно инвестиционных приоритетов, поддержанных бизнесом и обществом. Стратегия не учитывает реальную ситуацию, противоречива и нелогична; размытость стратегии, отсутствие фокуса в инвестиционных приоритетах со стороны губернатора и региональной администрации; o неинформированность целевых инвесторов, отсутствие консолидации усилий потенциальных инвесторов, финансового сектора и государства по взаимовыгодному поиску инвестиционных проектов, неиспользование институциональных и информационных ресурсов;
- низкий уровень сотрудничества администрации региона и бизнеса. Администрация и бизнес сосуществуют в разных измерениях. Администрация не знает реальных проблем бизнеса, бизнес не видит пользы от администрации. С одной стороны бизнес при осуществлении инвестиционных проектов не поддерживается властями, с другой стороны администрации придумывают нежизнеспособные проекты;
- отсутствие поддержки инвестиционной активности. Плохая история поддержки инвестиционной активности. Отрицательная многолетняя практика, приведшая к вымыванию из региона значительной части активного делового населения соответствующего возраста, мотивации, опыта и финансового положения. Формирование отрицательного инвестиционного имиджа региона;
- устранение региональной администрации от развития финансового сектора. Неразвитая финансовая система, отсутствие значимых участников финансового процесса, узкий выбор финансовых инструментов. Международные и зарубежные финансовые структуры, ВЭБ имеют представительства и проекты в немногих передовых субъектах Российской Федерации, что характеризует поддержку инвестиционной активности. Доступ к программам финансирования инфраструктуры, инвестиционным проектам, малому и среднему бизнеса затруднен;
- коррупция и рейдерство. Создание заказных, коррупционных «коммерческих», уголовных дел, приводящее к сворачиванию инвестиционной активности и подавлению, как долгосрочных бизнес-планов, так и предпринимательской активности в регионе в целом;
- игнорирование среднего и малого бизнеса. Работа администрации субъекта Российской Федерации строится только с крупным бизнесом. Не отслеживаются проблемы малого и среднего бизнеса, отслеживаются только крупные проекты, знаковые, имеющие поддержку на федеральном уровне. Инвестиционная активность других участников сталкивается с административными барьерами;
- клановость местной элиты. Формирование противостояния между несколькими бизнес-кланами с попытками захвата контроля в различных ветвях власти. Разнообразное подавление бизнеса обеими сторонами.
- факторы, препятствующие реализации конкретного инвестиционного проекта.
- отсутствие «одного окна» для работы с инвесторами. В данный момент инвестор остается один на один с местной бюрократией с их закрытостью процедур и лиц, принимающих решения. Отсутствует доступ к чиновникам ведения рабочего диалога;
- некомплексность мер поддержки инвестиционных проектов. Отсутствие стройной системы мер по поддержке и развитию инвестиционного процесса, сконцентрированной на процессе реализации инвестиционного проекта, взаимоувязанных процедур по инфраструктурному, финансовому, административному, регуляторному, налоговому стимулированию инвестиций;
- затянутые сроки рассмотрения обращений инвесторов, непредсказуемость результатов и сроков. Непрозрачность работы госорганов. Низкое информационное освещение порядка и условий выполнения функций государственными службами и монополистами;
- недоступность земельных ресурсов, захват земель в собственность и аренду по территориальным направлениям перспективного развития и спроса, препятствование инвестиционным процессам;
- недоступность энергоресурсов, доступа к транспортной и иной инфраструктуре, недостаток внимания региональных властей к политике естественных монополий. Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ Используя успешный международный опыт привлечения инвесторов на региональном уровне, лучшую и худшую практику создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации можно сформулировать и объединить в рамках модельной программы ключевые меры улучшения инвестиционного климата:
- создание благоприятной для инвестиций административной среды требует в первую очередь активной, компетентной работы губернатора по улучшению инвестиционной привлекательности. Губернатор — ключевое лицо в улучшении инвестиционной привлекательности региона, т.к. именно он обеспечивает проведение целенаправленной политики и компетентность органов власти конкретного региона, формирует диалог с бизнесом и инвесторами. Основными мерами создания благоприятной административной среды являются: o учреждение специализированного агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, концентрирующего необходимый административный ресурс и компетенцию;
1 Гаглоев П.,
Белогур С. Инвестиционные просторы России
// Российский инвестиционный вестник.
– 1997. - № 3. - с. 36.
2 Гусева
К. Ранжирование субъектов РФ по степени
благоприятности инвестиционного климата
// Вопросы экономики. – 1996. - № 6, с.62.