Инвестиционный климат России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционный климат – основной фактор привлечения в экономику страны прямых инвестиций из-за рубежа. В условиях необходимости притока иностранного капитала в страну роль инвестиционного климата увеличивается, возникает потребность в его улучшении.
Описание инвестиционного климата следует начать именно с определения самих инвестиций. Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат
1.1. Понятие инвестиций и инвестиционный климат……………………...4
1.2. Методы оценки инвестиционного климата ……………………………8
1.3. Условия формирования благоприятного регионального
инвестиционного климата………………………………………………….10
Глава 2. Состояние инвестиционного климата современной России
2.1. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и
посткризисное развитие …………………………………………………….12
2.2. Законодательное и административное регулирование……………..15
2.3. Защита прав собственников и инвесторов……………………………17
2.4. Налоговое и таможенное регулирование
инвестиционного процесса………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 102.38 Кб (Скачать)

В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инвестиционного  климата национальной экономики, различающиеся, в зависимости от целей исследования, по количеству анализируемых показателей и их качественным характеристикам, по выбору самих показателей. Приведем некоторые из них:

1. Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций (авторы — Б. Тойн, П. Уолтерс и др.), позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране на настоящий момент и судить о возможностях ее развития.

2. Для сравнительного анализа инвестиционного климата используются специализированные методики, делающие акцент на темпах и перспективах реформ. Важность такой оценки определяется тем, что новые возможности для западных компаний прямо зависят от того, насколько решительно реформы будут проводиться в жизнь.

3. Методики балльной оценки, основное преимущество которых — в возможности количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведения результирующего показателя, учитывающего величины всех составляющих и служащего критерием ранжирования различных стран по их привлекательности для иностранных инвесторов. Пример использования таких методик дают цифровая шкала, разработанная в Гарвардской школе бизнеса (США), и индекс БЕРИ, трижды в год публикуемый в ФРГ информационной службой БЕРИ для оценки инвестиционного климата в 45 странах на основании 15 установленных оценочных критериев (с различным удельным весом критериев, входящих в оценочный индекс), которым дается оценка от 0 («неприемлемо») до 4 («очень благоприятно»). Чем выше количество баллов, тем выше должны быть намечаемые прибыли при инвестировании, с тем чтобы компенсировать высокий инвестиционный риск.

Российское независимое информационное агентство ЮНИВЕРС предлагает оценивать инвестиционный климат России на основе выведения результирующего предпринимательского риска, составляющими которого выступают:

1) социально-политический риск;

2) внутриэкономический риск;

3) внешнеэкономический риск.

Ранжирование показателей: от 1 — лучшие, до 10— худшие условия для инвестиций.

Понятие инвестиционного климата  отличается сложностью и комплексностью и может рассматриваться как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.

На макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.

Для потенциальных инвесторов в  России при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения  деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость и особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта  нестабильность лишает инвестора возможности  прогнозировать развитие событий, что  снижает рентабельность вложений.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного  климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительностью труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов-поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. На этом уровне происходит как бы конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

Макро- и микроуровни понятия  инвестиционного климата воспринимаются инвесторами как единое целое, поскольку, например, практически любые законодательные усилия федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льготного хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общеэкономического регулирования центрального правительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Условия формирования благоприятного  регионального

инвестиционного климата.

 

В соответствии с Конституцией РФ федеральный центр наделен и  обладает необходимыми полномочиями установления правовых основ единого рынка, проведения научно обоснованной экономической  политики, отвечающей общим интересам  страны, регионов, отечественных товаропроизводителей. На него также возложены функции  финансового, валютного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии, выработки  основ ценовой политики, регулирования  банковской системы.

В настоящее время страна оказалась  вновь перед выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект РФ является частью общей экономической среды, его  экономика, банковская система в  значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное  производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов РФ. Для их сбалансированного  развития требуются специальные  отраслевые и региональные программы  мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение  потребностей регионов, преодоление  убыточности и повышение конкурентоспособности  продукции отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов  РФ.

По Конституции РФ субъекты Федерации  наделены большими полномочиями (в  частности, законодательными). Исходным моментом является правильное определение  приоритетов региональной экономической  политики и стратегии. В расчете  на долгосрочную перспективу  это  рационализация налоговой системы  субъекта, бюджетная самодостаточность, создание целостной системы потребительского рынка, поддержка малого бизнеса  и предпринимательства с целью  формирования его как одного из ведущих  секторов экономики региона, налаживание  эффективного управления имущественным  комплексом, создание благоприятных  условий для притока инвестиций, повышение роли банковской системы  в развитии реального сектора  экономики и т.д.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий  как для отечественного, так и  для иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на ускорение экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической  значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления  проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения  государственных банков и банков развития. В настоящее время денежный капитал – ощутимо дефицитный ресурс отечественной экономики. До сих пор у нас не разработана  единая концепция развития банковской системы страны. По-прежнему недооценивается  роль региональных банков. Проблема их развития тесно связана с вопросами  денежно-кредитной политики, формированием  бюджета и прогноза социально-экономического развития страны на ближайший год.

Следует сделать вывод, что поскольку  улучшение инвестиционного климата  может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо сейчас создавать условия  для улучшения конкурентоспособности  инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиции на сегодняшний день играют важнейшую роль в развитии любой страны. Инвестиции могут осуществляться компаниями-резидентами страны, а  могут быть зарубежными, то есть осуществляться нерезидентами. Важно отметить, что  с точки зрения анализа инвестиционного  климата, важно учитывать как  внутренние, отечественные инвестиции, так и зарубежные.

 

Можно было бы, однако, выделить негативные последствия от привлечения зарубежных инвестиций, как то утрата контроля над отечественными  компаниями, вытеснение отечественных компаний зарубежными или же возможное  раздутие спекулятивного пузыря. Но все  же большинство стран мира находятся  в состоянии постоянной борьбы за привлечение зарубежных инвестиций. Так, рост объема зарубежных капиталовложений приводит к росту уровня производительности труда, росту уровня занятости, повышению  конкурентоспособности отечественных  предприятий, передаче управленческих навыков, технологий и ноу-хау зарубежных высокотехнологичных предприятий. Ситуация предельно проста: нет инвестиций,- следовательно нет развития и  роста. 

 

Итак, инвестиции – это капиталовложения. В зависимости от цели осуществления, они подразделяются на прямые и портфельные.  Прямые инвестиции осуществляются с  целью получения контроля над  хозяйственной деятельностью того или иного предприятия, что выражается в приобретении такого пакета акций, который допустил бы его владельца  к механизму принятия решений  в данном конкретном предприятии. Размер такого пакета, в первую очередь  зависит от общего количества как  акционеров, но в большинстве случаев  он составляет примерно 10% акций. Прямые инвестиции представляют собой активное владение предприятием. Портфельные  инвестиции, в свою очередь, представляют собой пассивное владение предприятием. Они осуществляются в рамках формирования портфеля ценных бумаг с точки  зрения создания оптимальной доходности при минимизации рисков. Контроль над хозяйственной деятельностью  предприятия в таком случае отсутствует.

 

Еще одним важнейшим преимуществом  привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения – инвестиции – накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения – это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению.  Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны.

   Привлечение инвестиций. Для того, чтобы реализовать амбициозные планы

модернизации, российская экономика  остро нуждается в прямых иностранных  инвестициях – не только по причине нехватки собственных финансовых ресурсов, но и для технологической

модернизации. В 2005-2008 гг. Россия привлекала большие объёмы ПИИ, однако в 2009 г. этот рост приостановился. Согласно данным ЮНКТАД, в 2007-2008 гг. суммарный приток ПИИ в российскую экономику составил более $130 млрд.3, за 2009 г. было привлечено лишь $38 млрд., а 2010 г. всего 5 млрд. Для справки, Казахстан привлёк в 2010 г. 30 млрд. (рис. 1, 2).

Рис. 1. Привлечение ПИИ  на душу населения, суммарно за 2007-2009 гг., $

Рис. 2. Привлечение ПИИ  как доля от ВВП, %, суммарно за 2007-2009 гг., $

В 2009 году норма валового накопления в Росси составила 26%. На первый взгляд можно порадоваться, ведь это на уровне с мировым лидером –  США. Но вот проблема: США – промышленно  развитое государство, находящееся  на  стадии постиндустриального  развития, которому нужно поддерживать существующие темпы развития, а Россия – государство развивающееся, то есть то, которому нужно стимулировать  развитие и способствовать наращиванию  темпов экономического роста, чтобы  в конце - концов перейти в разряд развитых государств. А для продолжительного роста и развития экономики, то есть для выполнения той самой заветной цели, что стоит сегодня перед  Россией и именуется модернизацией  экономки, данный показатель должен быть на уровне 35%.  Стало быть, инвестиции для российской экономики являются стратегически важным приоритетом.

 

Инвестиционный климат – это  условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия  для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата  охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской  среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности,  степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euromoney, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Keareney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group.

Информация о работе Инвестиционный климат России