Инвестиционный климат России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционный климат – основной фактор привлечения в экономику страны прямых инвестиций из-за рубежа. В условиях необходимости притока иностранного капитала в страну роль инвестиционного климата увеличивается, возникает потребность в его улучшении.
Описание инвестиционного климата следует начать именно с определения самих инвестиций. Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат
1.1. Понятие инвестиций и инвестиционный климат……………………...4
1.2. Методы оценки инвестиционного климата ……………………………8
1.3. Условия формирования благоприятного регионального
инвестиционного климата………………………………………………….10
Глава 2. Состояние инвестиционного климата современной России
2.1. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и
посткризисное развитие …………………………………………………….12
2.2. Законодательное и административное регулирование……………..15
2.3. Защита прав собственников и инвесторов……………………………17
2.4. Налоговое и таможенное регулирование
инвестиционного процесса………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 102.38 Кб (Скачать)

 

Рейтинги для инвесторов называют инвестиционными, а для  кредиторов – кредитными.  Под  кредитным  рейтингом страны или компании подразумевается  ее оценка с точки зрения кредиторов. Иначе говоря, кредитоспособность или  же степень достоверности возвращения  кредитору выданного им кредита  или займа. Данный рейтинг является показателем степени доверия  к компании и нужен ей для получении  банковских кредитов и при продаже  долговых ценных бумаг, то есть при  осуществлении операций на рынке  заемного капитала. Под инвестиционным рейтингом понимается привлекательность  компании или страны с точки зрения осуществления в нее инвестиций, или же оценка с точки зрения инвестора. Данный рейтинг играет первостепенную роль при борьбе за приток зарубежных инвестиций в страну. Инвестиционный рейтинг компании показывает ее экономическую  привлекательность. То есть то, насколько  выгодным может стать приобретение ее акций. Кредитный и инвестиционный рейтинги бывают как долгосрочными, так и краткосрочными.

 

Рейтинги стран называются суверенными  рейтингами. Международные рейтинговые  агентства присваивают также  рейтинги по национальной шкале в  тех странах, где, по мнению инвесторов, рейтинги по глобальной шкале не обеспечивают адекватную дифференциацию рисков или не соответствуют шкале, уже широко используемой в данной стране. Национальные рейтинги являются оценкой кредитоспособности относительно эмитента с "наивысшей" кредитоспособностью в данной стране. Такой  рейтинг, как правило, хотя и не всегда, присваивается всем финансовым обязательствам, выпущенным или гарантированным государством.

 

Существуют также  отраслевые и  региональные рейтинги, определяющие как инвестиционную, так и кредитную  привлекательность отраслей и регионов отдельной страны.

 

Стоит, правда, отметить, что ни один рейтинг не может в полной мере отражать все аспекты инвестиционного  климата. И дело здесь, скорее, не в  недостатках того или иного рейтинга, а в том, что никакой рейтинг  не в состоянии абсолютно точно  и адек­ватно отразить всю глубину  и сложность хозяйственной жизни  страны. К тому же не стоит забывать, что именно эти рейтинговые агентства  проспали грядущий финансовый кризис. Ведь ещё за несколько месяцев  до самого громкого и крупного банкротства  в истории США и, наверное, мира, компания Lehman Brothers имела наивысший  кредитный рейтинг.

 

По данным международных рейтинговых  агентств Fitch и Standard & Poor’s, долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации по международной шкале  по состоянию на март 2010 года следующий: BBB/прогноз стабильный. Проанализировав  динамику суверенного кредитного рейтинга РФ по данным вышеупомянутых рейтинговых  агентств, можно сделать следующий  вывод: сразу после кризисного 1998 года был отмечен заметный рост кредитного рейтинга России до отметки BBB+, однако очередной кризис 2008 года внес свои коррективы – рейтинг был понижен  до ВВВ. Для сравнения, кредитный  рейтинг США не знает изменений  уже долгие годы и находится на отметке ААА. Что касается сравнения  в рамках БРИК, то мы видим следующую  картину: по данным агентства Fitch, за последние 10 лет кредитный рейтинг Российской Федерации уступает лишь кредитному рейтингу Китайской Народной Республики, чей рейтинг не опускается ниже отметки  А- уже более 12 лет. Следовательно, Россия  обладает вторым по надежности кредитным рейтингом среди стран БРИК после Китая.

 

Что качается инвестиционного рейтинга России, то здесь куда меньше поводов  для оптимизма.

 

По данным публикации UNCTAD The World Investment Report 2009, 2007-й год был отмечен  историческим рекордом по осуществлению  прямых зарубежных инвестиций – всего  в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 триллиона долларов США. А далее  последовал кризис, который, конечно  же, сопровождался заметным сокращением  прямых зарубежных инвестиций до 1,67 триллионов долларов США в 2008 году и до 1,2 триллионов долларов США в 2009 году. По мнению аналитиков, докризисный объем инвестиций мир  сможет увидеть не раньше 2013 года.

 

Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составля­ется  на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам  мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому  можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально  движение капитала.

 

Итак, в 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Что касается исторического анализа, то как и в случае с кредитным  рейтингом, своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим  результатом является 6-ое место  РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Стоит также отметить, что  в данном рейтинге с 2003 года лидерство  удерживает Китай, сохраняя за собой  первую позицию на протяжении 7 лет  подряд.

 

Так, по данным все того же  World Investment Report 2009, Россия заняла 5-е место в  мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов. США, для сравнения, имеет  привлеченных капиталовложений на 316 миллиардов долларов.

 

По данным Банка России, РФ обладает самой низкой долей чистых ПЗИ  к ВВП среди всех стран БРИК. В 2008 году она ещё составляла 1,2%, но уже в  2009 году она составила  всего 0,4% - очередное проявление влияния  всемирного экономического кризиса  на экономику Росси. В Китае, к  примеру, этот показатель составил в 2009 году 1,2%, в Индии  - 1,3%, а в Бразилии  - 1,66%.

 

В заключение, хотелось бы отметить следующее: всемирный экономический кризис не пощадил никого, но Россию он задел  особенно сильно. Кризис обнажил многочисленные структурные проблемы российской экономики, что выразилось в резком сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, и, как следствие, ухудшение  перспектив осуществления инвестиций в стране.

 

Очевидно, что, говоря об инвестиционном климате, не стоит забывать и об инвестициях  отечественных предприятий в  отечественную же экономику. И здесь  у России не все в полном порядке, так как многие компании предпочитают инвестировать за рубеж.  Это говорит  о неразвитости таких основополагающих институтов как защита частной и  интеллектуальной собственности, налоговой  системы, о наличии чрезмерной бюрократизации, неоправданно большого количества чиновников и созданных ими административных барьеров. 

 

Россия предстала слишком зависимой  от мировой конъюнктуры страной. Пока мировая экономика находилась в стадии роста, отечественная экономика  переживала период стремительного роста, а как только мировая экономика  вошла в стадию рецессии,  за ней  устремилась и экономика России. Российская экономика следует мировому тренду, однако, амплитуда колебаний  у нее куда более высокая, чем  в других странах.

 

И все же Россия, безусловно, обладает высочайшим инвестиционным потенциалом, на реализацию которого должны быть брошены  все силы, ведь в основе той самой  “модернизации” лежат именно инвестиции. Поэтому государство обязано  сделать все возможное для  того, чтобы улучшить предпринимательскую  среду и уже перечисленные  аспекты инвестиционного климата  России.  И как только в России будут созданы все необходимые  условия, можно быть уверенным в  том,  России удастся выстроить  новую высокотехнологичную и  инновативную экономику, создающую  высокую добавленную стоимость. А в основе этой экономики будут  лежать инвестиции и обновленная  роль государства, в которой государство  будет выступать тем самым  “ ночным сторожем” по Смиту, заботящимся  о создании грамотных и прозрачных правил игры и сконцентрированным на контроле за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Улучшение  инвестиционного климата на региональном  уровне

 

Как показывают международный опыт и российская практика создания инвестиционного климата, значительная часть этих вопросов находится на региональном уровне, а эффективность усилий регионального уровня власти и персонально руководства региональной администрации могут иметь решающее значение при выборе инвесторами места размещения своих производств и реализации иных прямых инвестиций. Особенно возрастает роль региональных администраций в условиях макроэкономической стабильности.

Анализ международного опыта показывает, что высокого уровня развития и высоких  темпов экономического роста достигли страны, активно развивающие промышленность, в которых региональные власти проявляют значительную экономическую активность и сконцентрированы на непрерывном улучшении инвестиционного климата постоянном диалоге с инвесторами.

Среди развитых стран наглядными являются примеры США, Канады, Германии, Японии, Франции, Италии, где роль регионов в экономическом развитии является очень значительной. Они имеют широкие полномочия и проявляют большую активность в части бюджетно-налоговой, кредитной и промышленной политики, непрерывно концентрируются на создании и освоении новых технологий.

Еще более показательными являются примеры таких стран. Китай, Бразилия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур проводят долгосрочную целенаправленную политику по опережающему развитию промышленно-технологического потенциала. В первых трех из названных стран провинциям предоставлена полная самостоятельность в части инвестиционной активности. Такие широкие полномочия там сочетаются с высокой ответственностью и требовательностью к результатам. Более того, в Китае четыре лидирующих провинции с 80-х гг. получили даже право формировать собственные обменные курсы, нормативы заработной платы, тарифы и налоговый климат, а успешность работы руководства провинции по улучшению инвестиционного климата определяет его статус и продвижение по социально-политической иерархии.

Наиболее  инвестиционно успешные штаты и  провинции имеют собственные  зарубежные

представительства и деловые центры.

Анализ наиболее успешных в этом направлении российских регионов тесно  коррелирует с лучшим зарубежным опытом. При этом, именно в наименее успешных регионах можно встретить очевидные примеры худших практик взаимодействия с бизнесом и инвесторами: неблагоприятна  административная среда, коррупция, рейдерство, некомфортная процедура оказания государственных услуг, монополизация рынка энерго и ресурсоснабжения.

Лучшие практики создания инвестиционного климата в субъектах  РФ

Анализ наилучшей практики привлечения  инвестиций и улучшения инвестиционного  климата субъектами Российской Федерации позволяет выделить ключевые и наиболее успешные меры улучшения инвестиционного климата:

    • Создание благоприятной для инвестиций административной среды включает в себя:
    • формирование во главе с губернатором Совета по непрерывному улучшению инвестиционного климата и поддержке инвестиционных проектов;
    • регулярный рабочий диалог инвесторов с губернатором и первыми лицами в руководстве субъекта Российской Федерации (у значимых инвесторов есть мобильный телефон губернатора), оперативное реагирование региональной власти на проблемы, возникающие у инвесторов и практическая помощь в их решении;
    • создание общественных советов при надзорных структурах;
    • создание специализированного агентства при региональной администрации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – современного подразделения с хорошо образованным штатом менеджеров, которые не только ждут приезда инвесторов, а сами занимаются их поиском, как в России, так и за рубежом, постоянно улучшают и продвигают инвестиционные возможности и проекты региона, создание готовых «промышленных площадок»;
    • Максимальное сокращение сроков начала и реализации инвестиционного проекта, от

момента первого контакта с инвестором до момента выхода на проектную мощность               выпуска готовой продукции, включает в себя:

    • создание «одного окна» для работы с инвесторами, регистрации компаний,

оформления разрешительной документации и прохождения согласований;

    • персональную ответственность сотрудника региональной администрации или специализированного агентства при региональной администрации (фактически прикрепленного к инвестору проектного менеджера областной администрации) за оперативное развертывание инвестиционного проекта;
    • Помощь в финансировании инвестиционных проектов включает в себя:
    • софинансирование субъектом РФ инвестиционных проектов;
    • субсидирование процентной ставки по кредитам;
    • предоставление государственных гарантий;
    • предоставление инвестиционных грантов;
    • стимулирование открытия в регионе филиалов и представительств финасово-кредитных организаций;
    • Налоговое стимулирование инвестиций включает в себя:
    • Предоставление на начальном этапе инвестирования налоговых льгот в форме:
    • налоговых каникул по налогу на имущество;
    • налогу на прибыль;
    • а также, в ряде случаев, по налогу или арендной плате за землю;
    • Создание готовых «промышленных площадок», обеспечивающих для инвестора доступность земли и инфраструктуры включает в себя:
    • проведение за счет субъекта Российской Федерации комплекса землеустроительных работ;
    • постановку земельного участка на государственный кадастровый учет;
    • регистрацию прав;
    • подведение к земельному участку дорог и всей необходимой инфраструктуры;
    • бесплатное подключение к коммуникациям.

Эта практика наиболее актуальна для  крупных, как правило, якорных инвесторов. При этом создание «промышленных площадок» успешно в случае их формирования не только на основе представлений региональной администрации, но и исходя из потребностей инвесторов, в регулярном диалоге с ним. В противном случае, как показывает практика, «промышленные площадки» могут быть не востребованы;

Информация о работе Инвестиционный климат России