Инвестиционная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, колебание курсов валют, инфляционное обесценивание средств хозяйствующего субъекта, появление конкурентов, предоставляющих продукцию идентичную или превосходящую по качеству продукцию. Для поддержания конкурентоспособности предприятия и его доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2-3
Глава I. Теоретические аспекты формирования инвестиционной
политики предприятия……...……………………………………………………4-35
1. Понятие и содержание инвестиционной политики предприятия…………4-12
2. Характеристика инвестирования предприятием в область
реальных инвестиций………………………………………………………12-17
3. Особенности инвестирования на финансовых рынках…………………..17-26
1.4 Инвестиционная политика России………………………………………...26-35
Заключение……………………………………………………………………...36-37
Список литературы……………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая Инвестиционная политика предприятия.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

       Одна  из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП), Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, иначе, велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в РФ не означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.

       Одна  из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса, позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение и т.д. Для достижения этих целей может быть создано СП, которое неотделимо от основной структуры: ему передается (или сдается в аренду) помещение и оборудование, либо СП оформляется как совместное использование современной технологии, передаваемой иностранной стороной, или нового оборудования. Например, на заводе "Энергомаш", основная продукция которого - газовые турбины, создается СП совместно с General Electric, которое выпускает газовые турбины, используя мощности завода.

       С целью минимизировать налоговые  и таможенные выплаты (а также уменьшить неудобства российского финансового обслуживания и потребность в оборотных средствах) многие иностранные компании стремятся сделать так, чтобы дочернее российское предприятие или СП вошло в финансовую систему материнской иностранной компании.

       В качестве примера можно привести сотрудничество концерна Siemens и петербургского "Завода систем программного управления". В рамках совместно осуществляемого проекта Siemens поставляет на завод оборудование. Средства под поставку выделяет партнер концерна Bayerische Landesbank. Под гарантии немецкого банка Инкомбанк открывает кредитную линию заводу. Средства от осуществления проекта будут поступать на валютный счет завода в Инкомбанке,  который в   свою   очередь будет находится на  коррсчете

Инкомбанка  в Bayerische Landesbank. Эти средства будут служить гарантией возврата кредита. Кроме того, выполнение обязательств банками друг перед другом страхуется немецкой страховой компанией.

       Благодаря гарантии концерна Sandvik Московский комбинат твердых сплавов (который контролируется концерном) получил 3-летнюю кредитную линию американского City-Bank размером $8 млн. под 8% годовых .

       Для этих же целей некоторые иностранные  ФПГ, активно работающие в России, внедряются в финансовую систему. Многие иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со "своеобразным" российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе. Дочерняя фирма, в которой обычно работают российские сотрудники под контролем иностранного управляющего, подготавливает инвестиционные проекты и, по возможности, очищает их от "российской специфики". В результате составляется бизнес-план по западному стандарту, на основе которого материнская компания принимает решение.

       Иностранные компании могут выдавать средства не только российским фирмам, но и властям. Поскольку местные администрации обычно не располагают достаточными валютными средствами для возврата кредита, то подобные соглашения могут заключаться на бартерной основе.

       Кредит  будет погашаться в результате экспорта угля и другой продукции, соглашение о реализации которой подписано с другой итальянской фирмой.

       В целом, методы, применяемые иностранными инвесторами при вложении средств, определяются тем, что иностранный  капитал стремится:

-   контролировать   использование   вложенных   средств   (контролировать структуры,   в   которые  были  вложены  деньги)   и,   по   возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;

- по  возможности, обеспечить независимость  выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;

- перевести  отношения со структурой, управляющей  вложенными деньгами, на западные  стандарты;

- свести  к минимуму неудобства российской  финансовой и налоговой системы,  таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы).

       Таким образом, можно отметить, что на протяжении всего девятилетнего периода  подъема российской экономики наблюдается  высокая инвестиционная активность. Рост инвестиционной привлекательности российской экономики объясняется существенным улучшением макроэкономической ситуации и реализацией мер по улучшению инвестиционного климата. В частности, государство усовершенствовало законодательство по вопросам защиты прав собственности и инвестиционной деятельности (с учетом замечаний бизнес - сообщества) и оно стало больше соответствовать общепринятым в мировом сообществе правовым нормам.

       В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал.

       По  сути своей, это возможность выйти на качественно новый уровень роста. Основные предпосылки для запуска действительно крупных инвестпроектов в целом уже созданы. Так, только за 2007 год инвестиции в основной капитал выросли почти на четверть, а прямые иностранные инвестиции – в 1,5 раза.

       Инвестпроекты стали важной составляющей программ создания в России особых экономических  зон и технопарков.

       В то же время ряд экономистов считает, что современный рост отечественных  и зарубежных капиталовложений является лишь своего рода компенсацией за прошлые недоинвестированные периоды развития России и в целом, крупных и долгосрочных инвестпроектов (особенно в регионах) по-прежнему маловато.

       Одна  из причин такой ситуации – это  недостаток готовых инвестиционных площадок. Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций.

       По  мнению В.В. Путина, инвестиционный приток в экономику – и прежде всего  в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила.

       В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на ряд приоритетных задач. Главная из них – это четкое определение инвестиционных стратегий, и, прежде всего, на уровне крупных экономических районов. Такие стратегии должны быть увязаны с планами развития естественных монополий, других инвесторов и включать в себя единые документы территориального планирования в области транспорта, связи, энергетики, а также ряд других документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

       Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства. Так, уже фактически началась реализация проекта автодороги «Западный скоростной диаметр». Объявлены конкурсы и по нескольким другим крупным проектам. Кстати говоря, согласования в сфере сопряжения усилий бизнеса и государства еще идут крайне долго.

       Между тем нарабатывать опыт государственно-частного партнерства должны не только регионы. Нужно следить за тем, чтобы государственные  ресурсы расходовались эффективно и чтобы здесь не было никаких  злоупотреблений государственными средствами, когда мы подключаем частных инвесторов. Это само собой разумеется, что наиболее эффективный все-таки способ реализации тех или иных проектов – это сопряжение возможностей государства и частного бизнеса.

       Сегодня нужно более активно заниматься подготовкой площадок для строительства новых производств. Здесь должны комплексно и оперативно решаться и вопросы предоставления земельных и лесных участков, их обеспечения инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой. Задача региона – предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой, что называется под ключ. И с таким подходом мы уже встречаемся во многих территориях Российской Федерации: это Липецкая, Белгородская область, Татарстан, другие территории.

       Серьезного внимания сейчас требует развитие социальной инфраструктуры. Практика показывает, что одновременно с запуском крупных производств возникает необходимость строительства новых школ, детских садов, дорог. Причем средства на эти цели не всегда удается выделить из регионального бюджета – хотя нужно, потому что регионы заинтересованы в развитии и реализации этих проектов. Но конечно, согласна с тем, что определенное внимание к решению проблем подобного рода в порядке софинансирования можно было бы осуществлять и из федерального центра.

       Это не означает подмену полномочий субъекта Федерации и местного самоуправления. Федеральные целевые программы должны быть откорректированы таким образом, чтобы усилия и федерального и регионального уровня власти концентрировались на важнейших направлениях, чтобы они давали эффект, а то муниципалитет вообще ничего не может сделать.

       Мы  не должны перекладывать на инвесторов решение социальных задач. Школы, больницы и прочее – это все мы должны делать за наш счет: за счет регионов и там, где обосновано, с привлечением возможностей федерального центра. Если мы будем на инвесторов перекладывать решения задач подобного рода, то инвестиционная деятельность будет подавлена, мы не сможем добиться того эффекта, которого мы ожидаем, а он возможен.

       Успехи  отечественной экономики и общее  улучшение инвестиционного климата  открывают новые перспективы  для инвестиций в России. И об этих возможностях нужно системно и  последовательно информировать  потенциальных инвесторов – и российских, и зарубежных. Не секрет, что компании ряда стран предостерегают от инвестиций в Россию, пугают нерыночными методами ведения бизнеса и некоммерческими рисками, и часто это, конечно, делается из конкурентных соображений. Между тем и Правительству, и региональным властям нужно повысить качество информационной работы по продвижению имиджа России как привлекательного места для инвестиций – часто именно этого и не хватает.

       Устойчивый  рост инвестиций в регионах – это  реальный путь повышения их экономического потенциала, решение многих социальных проблем.

       Основной  проблемой для привлечения инвестиций в регионы для повышения стимулов региональных и муниципальных властей  является то, что на федеральном  уровне в настоящее время отсутствуют  долгосрочные ясные ориентиры для  органов власти. Ясные ориентиры – прежде всего с точки зрения обеспечения регионов необходимой инфраструктурой, федеральное видение стратегии развития крупных регионов.

Как известно, основными инструментами инвестиционной политики для всех уровней власти, для государства в целом является снятие инфраструктурных ограничений и создание благоприятного инвестиционного климата. Под благоприятным инвестиционным климатом  понимается и снятие административных барьеров, и развитие финансовой, банковской инфраструктуры, устранение коррупции и поборов в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, повышение объективности, эффективности работы судебной и правоохранительной систем.

В настоящее  время необходимо внедрить на федеральном  уровне, прежде всего, такие механизмы, которые обеспечивают согласованность действий федеральных, региональных и местных властей по снятию инфраструктурных ограничений по развитию производственной инфраструктуры. Сегодня законодательная основа для таких механизмов создана. Ее необходимо только наполнить соответствующим содержанием, выработать эффективно действующие механизмы. Необходимо реалистично подходить к этим процессам и понимать, что провительство не в состоянии из Москвы руководить всем и вся в регионах.

       Основными инструментами федерального центра в этом плане являются стратегия развития страны с привязкой ее к территориям, схема территориального планирования Российской Федерации и федеральные или, как сегодня закреплено в Бюджетном кодексе, долгосрочные целевые программы развития страны.

       В соответствии с действующим кодексом в настоящее время в первоочередном порядке должны быть подготовлены схемы  территориального планирования регионов и муниципалитетов, и подготовка таких схем, которая должна описывать  прежде всего транспортную, энергетическую инфраструктуру, инфраструктуру связи, возложена в первоочередном порядке на субъекты и муниципалитеты, а затем на федеральные органы исполнительной власти.

Информация о работе Инвестиционная политика предприятия