Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:29, курсовая работа
Актуальность контрольной работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.
За исключение рынков сырья и материалов имеется крайне ограниченное число позиций, где значимость России как экспортера достаточно велика. Прежде всего, речь идет об оборонных и связанных с ними товарах и технологиях. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 10-11% мировых потребностей. Кроме вооружений и военной техники, Россия занимает традиционно прочное положение на рынке комплектного оборудования и строительства энергетических объектов за рубежом.
В
подавляющем большинстве
Все более заметной причиной сокращения объемов и ухудшения условий сбыта российских товаров за рубежом становится растущая и подчас недобросовестная конкуренция поставщиков из стран СНГ (особенно по таким товарам, как топливо, металлы, химическая продукция).
В отношении отдельных страновых рынков наиболее активно процесс ослабления позиций России практически по всему товарному ассортименту происходит в торговле со странами Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии).
На страновых рынках минерального топлива Россия занимает во многих случаях доминирующие позиции, в том числе обеспечивает около 2/3 суммарного энергетического импорта стран Центрально-Восточной Европы и бывших союзных республик. В Западной Европе высокая зависимость от импорта отечественных энергоносителей сложилась в Финляндии (более 40% к итогу), Германии и Австрии (около 13%), Франции (10%) и ряде других стран.
На рынках металлов и драгкамней Россия имеет наиболее сильные позиции после минерального топлива, в том силе доминирует в бывших союзных республиках, на рынках ряда европейских и азиатских стран (около 30% в импорте Швеции, 20% в импорте Швейцарии и Ирана, 15% в импорте Венгрии). Россия также удерживает прочные позиции в импорте Финляндии, Японии и Вьетнаме (11-12%), Испании, Словении, Индии (7-8%), США, Германии, Словакии, Южной Кореи, Бразилии (5-6%) и ряда других стран.
На рынках химических товаров положение России можно считать доминирующим лишь в отношении бывших союзных республик. Существуют также рынки, где Россия выступает одним из важнейших поставщиков (например, Швеция - 12% соответствующей продукции в 2006г., Венгрия - 8%, Финляндия - 6%, Индия, КНР - по 4%).
Рынки
древесины и целлюлозно-
На рынках текстильных изделий Россия практически не присутствует за исключением бывших союзных республик, где она обеспечивает заметную долю импорта, а также Швеции (около 4% всего ввоза) и Финляндии (1,5%).
Россия
слабо представлена на рынке машин,
оборудования и транспортных средств,
а также других готовых изделий.
Прочные позиции в этой нише Россия
занимает лишь в бывших союзных республиках,
и еще на крайне ограниченном числе
рынков отечественные поставки играют
сравнительно важную роль: для Болгарии
(7% всего импорта машин и
3.
Основные меры национальной
дальнейшее расширение практики применения лизинговых технологий, обеспечивающей переоснащение основных фондов экспортеров современным оборудованием (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, энергомашиностроение);
поощрение процессов слияния и поглощения в среде основных экспортеров для повышения их экономической концентрации и конкурентоспособности на мировом рынке;
стимулирование роста услуг экспортеров по послепродажному обслуживанию и технической поддержке экспортируемой продукции (авиастроение, энергомашиностроение);
формирование
механизма страхования
совершенствование инструментов таможенно-тарифного регулирования, обеспечивающих конкурентные преимущества отечественным экспортерам на внешнем рынке (производство минеральных удобрений, сельскохозяйственная продукция, авиастроение, машиностроение).
4.
Для изменения структуры
Финансовое содействие экспорту, в том числе:
предоставление
государственных гарантийных
государственное
кредитование экспорта продукции высокой
степени обработки (предоставление
кредитов предприятиям и организациям
для финансирования высокоэффективных,
ориентированных на экспорт проектов
и экспортных контрактов (в области
авиастроения, энергетического
страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков, в том числе:
создание страховых резервов для обеспечения страхового возмещения в размере до 90%;
создание специализированной страховой организации, обеспечивающий страхование экспортных операций.
Участие
в финансировании организационных
и специальных мер
создание и обслуживание системы внешнеторговой информации, в частности:
организация сети информационно-консультационных бюро (ИКБ);
разработка пакета информационно-консультационных услуг, предоставляемых российским экспортерам-производителям;
создание
и WEB-представительства системы
создание государственного унитарного предприятия по управлению федеральной собственностью на транспорте;
обеспечение
участия государства в
3. Инвестиционная политика принимающей страны
Несмотря
на в целом благоприятное
инвестиции, в частности, влияя на их объем и отраслевое распределение.
3.1. Потенциально негативный эффект инвестиций
Разрабатывая национальную политику, связанную с регулированием инвестиционных потоков, государство учитывает их возможное негативное влияние на экономику. Можно выделить три момента .
1. Иностранный
капитал вкладывается в
доходов капитала. Так происходит ≪старение≫ инвестиций. Однако
далеко не всегда инвестор вывозит прибыль полностью. Для стимулирования реинвестирования прибыли в принимающей стране необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат.
2. Капитал, иностранный или национальный, вкладывается в
отрасли, обеспечивающие быструю и эффективную отдачу, что может
привести к диспропорциональному развитию между отраслями
национальной экономики, если государство не будет регулировать
направления инвестирования. Сказанное относится также к
загрязняющим окружающую среду производствам, переносимым из
развитых стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой,
где действуют сравнительно мягкие стандарты защиты окружающей
среды.
3. Важно
учитывать психологический
3.2. Цели и направления государственной инвестиционной
политики
Любое государство как институт власти играет активную роль в разработке и реализации политики по привлечению ПЗИ для содействия экономическому росту, а также для обеспечения экономического суверенитета и (или) получения максимальных экономических преимуществ.
Первая цель требует высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирм и сосредоточения контроля в руках зарубежных собственников. Это, например, касается отраслей, которые, благодаря привлечению ПЗИ, обеспечивают повышение производительности труда в принимающей стране. Вторая цель, напротив, требует высокого уровня национальной собственности и контроля над местными инвесторами.
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала характеризуется двумя направлениями:
• политикой регулирования инвестиций с целью получения мак симальной прибыли на единицу вложенного капитала. Смысл этой политики — получение максимальной отдачи от вложений иностранного капитала;
• политикой стимулирования ПЗИ, главная цель которой — привлечение максимально возможного объема инвестиций. Как правило, оба эти направления — регулирование и стимулирование ПЗИ — проводятся одновременно. Но акцент делается на одном из них в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительством интересов соответствующих групп населения.
Национальную инвестиционную стратегию правительство выбирает в соответствии со своими целями и приоритетами экономического развития. В 80 — 90-е гг. в промышленно развитых странах выявилась закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем свободнее допуск ПЗИ. В развивающихся странах тенденция противоположная: в сравнительно экономически развитых странах превалирует политика регулирования, т.е. государство поддерживает национальные компании, обеспечивая им более высокую конкурентоспособность на внутренних рынках. В наименее развитых из этой группы стран применяется политика стимулирования ПЗИ,
Информация о работе Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны