Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность контрольной работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Файлы: 1 файл

курсовая иност. инвест.docx

— 62.01 Кб (Скачать)

     За  исключение рынков сырья и материалов имеется крайне ограниченное число  позиций, где значимость России как  экспортера достаточно велика. Прежде всего, речь идет об оборонных и связанных  с ними товарах и технологиях. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 10-11% мировых  потребностей. Кроме вооружений и  военной техники, Россия занимает традиционно  прочное положение на рынке комплектного оборудования и строительства энергетических объектов за рубежом.

     В подавляющем большинстве случаев  позиции России на рынках гражданской  готовой продукции и высокотехнологичных  изделий крайне слабы. Удельный вес  отечественных машин, оборудования и транспортных средств в общем, объеме мирового экспорта машинотехнических изделий не превышает 0,4%, а его стоимостные показатели в настоящее время многократно уступают аналогичным величинам для новых индустриальных стран и практически несопоставимы с объемами поставок ведущих промышленно развитых государств. За вычетом поставок спецтехники, машин и оборудования в рамках техсодействия, а также кооперационных соглашений с СНГ объем российской машинотехнической продукции, реально конкурентоспособной на внешнем рынке, оценивается примерно в 2-3 млрд. долл. или около одной тысячной суммарного мирового экспорта соответствующих изделий. В последнее время, по оценке Всемирного банка, Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму 2,5-3 млрд. долл. США, что составляет не более 0,3% всего объема международной торговли указанной продукцией.

     Все более заметной причиной сокращения объемов и ухудшения условий  сбыта российских товаров за рубежом  становится растущая и подчас недобросовестная конкуренция поставщиков из стран  СНГ (особенно по таким товарам, как  топливо, металлы, химическая продукция).

     В отношении отдельных страновых рынков наиболее активно процесс ослабления позиций России практически по всему товарному ассортименту происходит в торговле со странами Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии).

     На  страновых рынках минерального топлива Россия занимает во многих случаях доминирующие позиции, в том числе обеспечивает около 2/3 суммарного энергетического импорта стран Центрально-Восточной Европы и бывших союзных республик. В Западной Европе высокая зависимость от импорта отечественных энергоносителей сложилась в Финляндии (более 40% к итогу), Германии и Австрии (около 13%), Франции (10%) и ряде других стран.

     На  рынках металлов и драгкамней Россия имеет наиболее сильные позиции после минерального топлива, в том силе доминирует в бывших союзных республиках, на рынках ряда европейских и азиатских стран (около 30% в импорте Швеции, 20% в импорте Швейцарии и Ирана, 15% в импорте Венгрии). Россия также удерживает прочные позиции в импорте Финляндии, Японии и Вьетнаме (11-12%), Испании, Словении, Индии (7-8%), США, Германии, Словакии, Южной Кореи, Бразилии (5-6%) и ряда других стран.

     На  рынках химических товаров положение  России можно считать доминирующим лишь в отношении бывших союзных  республик. Существуют также рынки, где Россия выступает одним из важнейших поставщиков (например, Швеция - 12% соответствующей продукции в 2006г., Венгрия - 8%, Финляндия - 6%, Индия, КНР - по 4%).

     Рынки древесины и целлюлозно-бумажных изделий находятся под значительным влиянием России, в том числе российские экспортеры доминируют в большинстве  союзных республиках, Финляндии (около 30% всего импорта), Швеции (17%), Иране (свыше 20%). Одновременно Россия удерживает прочное положение на рынке Японии (10% импорта), Болгарии и КНР (по 9%), Венгрии  и Индии (по 5%), Польши, Словакии и  Южной Кореи (по 4%).

     На  рынках текстильных изделий Россия практически не присутствует за исключением  бывших союзных республик, где она  обеспечивает заметную долю импорта, а  также Швеции (около 4% всего ввоза) и Финляндии (1,5%).

     Россия  слабо представлена на рынке машин, оборудования и транспортных средств, а также других готовых изделий. Прочные позиции в этой нише Россия занимает лишь в бывших союзных республиках, и еще на крайне ограниченном числе  рынков отечественные поставки играют сравнительно важную роль: для Болгарии (7% всего импорта машин и оборудования), Швеции и Ирана (по 3%), Словакии, Чехии  и Вьетнама (1-2%).

     3. Основные меры национальной экспортной  политики, направленной на поддержку  экспортного потенциала производителей  и стимулирование спроса на  продукцию экспортеров должны  заключаться в следующем:

     дальнейшее  расширение практики применения лизинговых технологий, обеспечивающей переоснащение  основных фондов экспортеров современным  оборудованием (авиастроение, железнодорожные  и морские перевозки, энергомашиностроение);

     поощрение процессов слияния и поглощения в среде основных экспортеров  для повышения их экономической  концентрации и конкурентоспособности  на мировом рынке;

     стимулирование  роста услуг экспортеров по послепродажному  обслуживанию и технической поддержке  экспортируемой продукции (авиастроение, энергомашиностроение);

     формирование  механизма страхования экспортных операций на федеральном уровне (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, сельскохозяйственная продукция, энергомашиностроение);

     совершенствование инструментов таможенно-тарифного  регулирования, обеспечивающих конкурентные преимущества отечественным экспортерам  на внешнем рынке (производство минеральных  удобрений, сельскохозяйственная продукция, авиастроение, машиностроение).

     4. Для изменения структуры российского  экспорта путем стимулирования  развития несырьевого сектора экспортоориентированных производств, увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью необходимы следующие меры государственной поддержки экспорта:

     Финансовое  содействие экспорту, в том числе:

     предоставление  государственных гарантийных обязательств под привлекаемые специализированными  кредитными учреждениями ресурсы для  обеспечения оборотными средствами ориентированных на экспорт производств  и организаций;

     государственное кредитование экспорта продукции высокой  степени обработки (предоставление кредитов предприятиям и организациям для финансирования высокоэффективных, ориентированных на экспорт проектов и экспортных контрактов (в области  авиастроения, энергетического машиностроения, сельхозпроизводства и др.), как  непосредственное, так и через  увеличение финансовых средств в  распоряжении специализированного  государственного кредитного учреждения (в т. ч. субсидирование процентных ставок коммерческих кредитов);

     страхование экспортных кредитов для обеспечения  защиты экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков, в том числе:

     создание  страховых резервов для обеспечения  страхового возмещения в размере  до 90%;

     создание  специализированной страховой организации, обеспечивающий страхование экспортных операций.

     Участие в финансировании организационных  и специальных мер стимулирования экспорта, в том числе:

     создание  и обслуживание системы внешнеторговой информации, в частности:

     организация сети информационно-консультационных бюро (ИКБ);

     разработка  пакета информационно-консультационных услуг, предоставляемых российским экспортерам-производителям;

     создание  и WEB-представительства системы внешнеторговой информации;

     создание  государственного унитарного предприятия  по управлению федеральной собственностью на транспорте;

     обеспечение участия государства в управлении транспортно-экспедиторских компаний в сфере международных перевозок.

 

3. Инвестиционная  политика принимающей страны

Несмотря  на в целом благоприятное отношение  к привлечению долгосрочных ПЗИ, любое государство регулирует зарубежные

инвестиции, в частности, влияя на их объем  и отраслевое распределение.

3.1. Потенциально негативный эффект инвестиций

Разрабатывая  национальную политику, связанную с регулированием инвестиционных потоков, государство учитывает их возможное негативное влияние на экономику. Можно выделить три момента .

1. Иностранный  капитал вкладывается в производство  однажды, а прибыль вывозится неоднократно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного в форме инвестиций и вывезенного в форме прибыли и

доходов капитала. Так происходит старение инвестиций. Однако

далеко  не всегда инвестор вывозит прибыль  полностью. Для стимулирования реинвестирования прибыли в принимающей стране необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат.

2. Капитал,  иностранный или национальный, вкладывается  в

отрасли, обеспечивающие быструю и эффективную  отдачу, что может

привести  к диспропорциональному развитию между  отраслями

национальной  экономики, если государство не будет  регулировать

направления инвестирования. Сказанное относится  также к

загрязняющим  окружающую среду производствам, переносимым  из

развитых  стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой,

где действуют  сравнительно мягкие стандарты защиты окружающей

среды.

3. Важно  учитывать психологический момент  — отрицательное отношение частных предпринимателей и отдельных граждан принимающей страны к тому, что иностранный капитал владеет прибыльными отраслями или компаниями, а также к его влиянию на формирование стратегий развития отраслей и др. 

3.2. Цели и направления государственной инвестиционной

политики

Любое государство как институт власти играет активную роль в разработке и реализации политики по привлечению ПЗИ для содействия экономическому росту, а также для обеспечения экономического суверенитета и (или) получения максимальных экономических преимуществ.

Первая  цель требует высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирм и сосредоточения контроля в руках зарубежных собственников. Это, например, касается отраслей, которые, благодаря привлечению ПЗИ, обеспечивают повышение производительности труда в принимающей стране. Вторая цель, напротив, требует высокого уровня национальной собственности и контроля над местными инвесторами.

Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала характеризуется двумя направлениями:

 • политикой регулирования инвестиций с целью получения мак симальной прибыли на единицу вложенного капитала. Смысл этой политики — получение максимальной отдачи от вложений иностранного капитала;

• политикой  стимулирования ПЗИ, главная цель которой  — привлечение максимально возможного объема инвестиций. Как правило, оба эти направления — регулирование и стимулирование ПЗИ — проводятся одновременно. Но акцент делается на одном из них в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительством интересов соответствующих групп населения.

Национальную  инвестиционную стратегию правительство  выбирает в соответствии со своими целями и приоритетами экономического развития. В 80 — 90-е гг. в промышленно развитых странах выявилась закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем свободнее допуск ПЗИ. В развивающихся странах тенденция противоположная: в сравнительно экономически развитых странах превалирует политика регулирования, т.е. государство поддерживает национальные компании, обеспечивая им более высокую конкурентоспособность на внутренних рынках. В наименее развитых из  этой группы стран применяется политика стимулирования ПЗИ,

Информация о работе Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны