Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность контрольной работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Файлы: 1 файл

курсовая иност. инвест.docx

— 62.01 Кб (Скачать)

Объем экспорта отечественных материалов составляет всего 2-5% от общего объема отечественного производства. В промышленности строительных материалов наиболее экспортоориентированным является асбест.

 Особое  место на рынке продукции отрасли  занимает индустриальное домостроение, что связано с изменением структуры  жилищного строительства.

 Цены  на отечественную продукцию постоянно  растут, приближаясь к мировым,  что является следствием высоких  удельных расходов и затрат  при ее производстве, особенно  на топливно-энергетические ресурсы.  Соотношение между ценами производства  и потребления в среднем по  России достигает двукратного  значения, что обусловлено транспортными,  снабженческо-сбытовыми, налоговыми  и прочими начислениями. При этом  в отдельных регионах цены  потребления различаются очень  сильно. Удельный вес транспортных  расходов в цене потребления  составляет в среднем около  20%, а при поставке на значительные  расстояния - до 50%.

 Для  того, что бы обеспечить в регионах  выпуск качественного и оптимального  по цене товара, необходимо технологическое  оборудование. Оптимальным выбором  в этом вопросе являются Китайские  Машиностроительные заводы.

Приоритетным   направлением  импортозамещения  в   строительном

комплексе  является  развитие подотраслей, связанных  с увеличением

экспорта   стекла  полированного,  щебня,  плитки   керамической   и

сантехкерамики,  стеновых  материалов  (кирпич  и ячеистый  бетон),

столярных  изделий  (оконные  и  дверные  блоки).  Предусматривается

расширить    выпуск   или   организовать   производство    следующих

импортируемых  материалов,  сырья  и  изделий:  рулонные  кровельные

материалы    на   негниющей   основе,   минераловатный   утеплитель,

металлоконструкции,   стеклопакеты,   оконные   и   дверные   блоки,

гипсокартонные     листы,    заполнитель     пористый,     пенопласт

полистирольный, сухие строительные смеси, не уступающих по  качеству

европейским аналогам.

1.4. Легкая промышленность

За 2008 год  в легкой промышленности допущено снижение производства. В текстильном и  швейном производстве индекс промышленного  производства составил 85,9%, отгружено  продукции на 2,47 млрд. рублей. В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви индекс промышленного производства составил 96,4%, отгружено продукции  на 0,97 млрд. рублей.

"В  условиях кризиса проблема импортозамещения, восстановления потребительского спроса за счет насыщения товарного рынка продукции легкой промышленности является наиболее актуальной.

1.5. Машиностроение и металлургия

В целом  прогнозы судьбы российского машиностроения и металлообработки неоднозначны: с  одной стороны , последнее десятилетие отрасль прожила без особых потрясений и катаклизмов; с другой стороны , негативные тенденции сокращения объемов производства в 2001—2002 г. отражают реакцию отечественного машиностроительного комплекса на замедление роста спроса на его продукцию, произошедшее в 2001 г.

•  Не следует ожидать дальнейшего  развития процесса импортозамещения, так как девальвационный эффект, который в некоторых отраслях машиностроения обеспечивал колоссальную рентабельность за счет низких цен (по сравнению с мировыми) на металл, тепло и оплату труда, уже исчерпан. Резкое сокращение инвестиционного спроса в последние два года значительно сузило рынки сбыта машиностроительной продукции.

•  В  настоящее время загрузка производственных мощностей отрасли — одна из самых  низких в промышленности: от 14% в  тракторостроении до 72% — в производстве легковых автомобилей.

•  Одной  из проблем, которая может существенно  замедлить темпы роста и привести к негативным последствиям в российском машиностроении и металлообработке является продолжающийся процесс старения основных производственных фондов, износ  которых в отрасли составляет 70%. Удельный вес машин и оборудования с возрастом более 20 лет постоянно  увеличивается, а доля нового оборудования (до 5 лет), наоборот, постепенно уменьшается.

•  Кроме  того, отрицательно отражается факт замедления инвестиций в основной капитал в  машиностроительном комплексе. Уровень  инвестиционной активности в отрасли  в последние годы в 3—5 раз ниже норматива простого воспроизводства. В первом полугодии 2002 г. в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал доля машиностроения и металлообработки составила 3,5% всех вложений в промышленность.

•  За последние годы ухудшилась обеспеченность машиностроительных и металлообрабатывающих  предприятий высококвалифицированными техническими специалистами, увеличился средний возраст специалистов в  научной сфере. Более того, в неудовлетворительном состоянии находится научно-исследовательская  и экспериментальная база, недостаточный  уровень инновационной активности на предприятиях, не эффективно работают механизмы продвижения перспективных  разработок в производство и на рынок.

Все вышеперечисленные причины обуславливают низкую эффективность производства (см. таблицу) и конкурентоспособность продукции отечественных производителей по сравнению с импортными аналогами.

Машиностроение  и металлообработка в России ориентированы в основном на внутренний рынок. На экспорт идет около 10—12% продукции российского машиностроения и металлообработки. Доходы России от экспорта продукции отрасли достигают 6 млрд долл. в год (из них 2,5 млрд долл. — от экспорта продукции военно-промышленного комплекса), что составляет около 7,5% российского экспорта. С 1990 г. экспорт российского машиностроения сократился в 3,5 раза, одновременно изменилась структура экспорта — за 10 лет экспорт энергетического оборудования увеличился на 30%. Сегодня российскими энергомашиностроителями экспортируется около 70% выпускаемой продукции. Однако в условиях жесткой конкуренции экспортными поставками нереально компенсировать низкий спрос на внутреннем рынке. В то же время следует отметить, что импорт машин и оборудования в стоимостном выражении в среднем превышает экспорт в 4—5 раз.

В сфере  импорта ключевой тенденцией является интенсивный рост, который начался  с октября 2001 г. Россия импортирует  дорогое оборудование высоких технологий, высокопроизводительные транспортные средства и сельскохозяйственную технику. Среднемесячные темпы наращивания  ввоза машинотехнической продукции составляют 4—5%.

1.6. Пищевая промышленность

Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает первое место среди обрабатывающих производств, ее вклад в общий  промышленный  объем составляет  более 26%. В области действует  около 2 тысяч перерабатывающих предприятий  различных форм собственности. Выпуском пищевой продукции занято более 42 тыс. человек.

В области  производится продукция практически  всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Ассортиментный  ряд предприятий пищевой и  перерабатывающей промышленности составляет свыше 2 тысяч наименований  продовольственных  товаров, более 500 видов из которых  соответствуют Европейским стандартам. Предприятия постоянно осуществляют модернизацию действующей производственной базы и ввод новых мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья, ведут работу по расширению ассортимента и  повышению качества выпускаемой продукции, формируют свой потребительский имидж. Многими видами пищевой продукции область обеспечивает себя полностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Политика стимулирования экспорта

     Растущее  противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми  партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее  вступление России в ВТО ставят вопрос о том, в каких формах может  осуществляться экспортное стимулирование, с тем чтобы оно не встречало жесткого противодействия на мировых рынках и не противоречило правилам данной международной организации.

     Проблема  повышения экспортного потенциала и связанного с ним уровня национальной конкурентоспособности в последнее  десятилетие находится в центре внимания правительства большинства  стран и общественных институтов.

     В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и последовательной интеграции национальных хозяйств в  международный обмен товарами, услугами и факторами производства достигнутый  уровень экспортного потенциала определяет перспективы дальнейшего  экономического роста национальных экономик.

     2.1. Перспективы дальнейшего экономического роста национальных экономик.

     1. Особенно остро проблема формирования  устойчивого экспортного потенциала  стоит перед странами с переходной  экономикой. Для России задача  укрепления национальной конкурентоспособности  и экспортного потенциала во  многом обусловлена активизацией  переговорного процесса по присоединению  к Всемирной торговой организации,  что требует детального сопоставления  выгод внешнеэкономической либерализации  с возможными негативными последствиями  для отечественного производственного  сектора во многом не готового  к конъюнктуре внешнего рынка.

     Структура и основные качественные параметры  российского экспорта все в большей  степени отрываются от основной тенденции  развития международной торговли, заключающейся  в неуклонном повышении в ней  удельного веса обработанных изделий. В настоящее время Россия имеет  наиболее высокие коэффициенты международной специализации (отношение доли товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5-6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9). Значительное и растущее отставание России в развитии экспорта готовых изделий, в первую очередь машин и оборудования, наукоемкой продукции, а также прогрессивных видов услуг означает реальные и существенные потери для страны в процессе глобализации мировой экономики, создающем наиболее выгодные условия и дополнительные, в том числе ценовые преимущества для стран - поставщиков современных, инкорпорирующих новейшие научно-технические достижения товаров и услуг.

     2. Современная российская экспортная  практика основывается преимущественно  не на принципе эффективности,  а на стремлении продать товар  (услугу) любой ценой, причем это  распространяется и на готовые,  технически сложные товары (услуги). Россия фактически добровольно  передает часть национального  дохода зарубежным странам, когда  на экспорт поставляется продукция  (услуги) низкой степени переработки  (доводки, соответствия требованиям  потребителей, готовности к использованию), а закупаются более качественные, полностью отвечающие запросам  рынка и, следовательно, дорогостоящие  иностранные товары (услуги).

     Следствием  чрезмерной концентрации национального  экспорта на поставках сырья и  материалов (на 5 основных товарных позиций, включая сырую нефть, нефтепродукты, природный газ, непереработанные алмазы и алюминий, в 2008 году приходилось 58% всех зарубежных поставок) является высокая "чувствительность" страны по отношению к изменениям мировой экономической и политической конъюнктуры.

     Традиционно прочными и относительно стабильными  являются позиции России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов. В частности, Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов. В разрезе укрупненных товарных групп доля России в стоимостном общемировом итоге во второй половине 90-х годов составляла по минеральному топливу - 9-10%, удобрениям - 12-14%, черным и цветным металлам - 5-6%.

Информация о работе Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны