Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность контрольной работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Файлы: 1 файл

курсовая иност. инвест.docx

— 62.01 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность  контрольной работы связана в  первую очередь с тем, что любой  переход государства к рыночной системе экономических отношений  порождает множество связанных  с этим проблем, среди которых  одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном  этапе развития российской экономики  многие экономисты ставят вопросы о  продуманной экономической политике государства.

 Правильная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития  страны в целом, немаловажной  её составляющей является и  инвестиционная политика. Государство  здесь выступает во многих  ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

 Анализ  проблематики современного состояния  российской экономики приводит  к выводу о совершенствовании  инвестиционной политики государства.  Важность инвестиционной политики  заключена в создании “будущего”  экономики: определению приоритетных  отраслей, восстановлению и совершенствованию  основных производственных фондов.

 Одной  из немаловажных проблем является  наличие у многих крупных компаний  и олигархии, в основном занятых  экспортом природных ресурсов, крупных  денежных средств, не направленных  на развитие российской экономики,  а уходящих за рубеж, или  “бегство капитала”.

 Также  является проблема привлечения  немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.

 Целью данной курсовой работы является рассмотрение инвестиционной политики как составной части внешнеэкономической политики страны.

Для достижения поставленной цели решались следующие  задачи:

  1. Политика импортозамещения
  2. Политика стимулирования экспорта
  3. Инвестиционная политика принимающей страны
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Инвестиционная  политика – составная часть внешнеэкономической  политики страны.

1.1. Политика импортозамещения

Инвестиционная  политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной  целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для  активизации инвестиционного потенциала.

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных  и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению  жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики  инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Инвестиционная  политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической политики; ее специфика зависит от содержания и целей импортной или экспортной ориентации внешнеторговой политики, а также от соотношения между ее тенденциями, т.е. между протекционизмом и либерализацией. От содержания внешнеторговой политики зависит характер

государственных ограничений в отношении ПЗИ (доля зарубежной собственности, свобода доступа на рынок принимающей страны, экспорт лишь части произведенной продукции, квоты на использование местной рабочей силы и др.); оно также сказывается на формах стимулирования экспорта, если продукция произведена на предприятиях с зарубежным капиталом, и на объеме преимуществ для национальных факторов производства.

 Политика импортозамещения

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.

Политику  импортозамещения брали на вооружение многие страны, но в большинстве случаев она не давала ощутимых и долгосрочных результатов, поскольку не приводила к повышению эффективности экономики. Методы, которыми обеспечивалось преимущество отечественного товаропроизводителя, часто включали установление высоких импортных пошлин, что не способствовало развитию здоровой конкуренции на внутреннем рынке и снижало эффективность экономики. Отечественные товары оказывались востребованными лишь на внутреннем рынке, что приводило к снижению экспорта и сокращению валютных поступлений. В результате образуется дефицит валютных средств для приобретения оборудования и технологий, необходимых для усовершенствования производственно-технологической базы предприятий. Таким образом, экономическое положение страны ухудшается.

Политика  импортозамещения предполагает развитие экономики преимущественно за счет внутренних ресурсов страны. Кроме того, при производстве товаров, ориентированных на внутренний рынок, сложно получить экономию за счет объема производства. Поэтому для поддержания конкурентоспособности локального товаропроизводителя часто вводятся меры по ограничению конкуренции со стороны импортной продукции, в частности, путем введения дополнительных налогов на импортируемые товары и искусственного завышения обменного курса национальной валюты.

Большинство стран предпочли в ходе индустриального  развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорториентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения.

Основными принципами импортозамещения являются:

- обеспечение  конкурентоспособности продукции  на внутреннем и внешнем рынках;

- экономическая  эффективность производства продукции.

Основным  направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в республике, имеют высокую добавленную стоимость, затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу.

 Важнейшими  предпосылками и путями достижения  максимального эффекта импортозамещения являются:

- ориентация  на использование соответствующих  или технологически близких производственных  мощностей и профессионально  подготовленной рабочей силы;

- наличие  собственных источников отдельных  видов сырья.

Возможность импортозамещения связана с реконструкцией и модернизацией действующих производств в целях повышения конкурентоспособности с импортируемыми материалами. Практическая реализация проектов импортозамещения должна быть обеспечена самостоятельно организациями с привлечением инвесторов.

В промышленности определены следующие отрасли импортозамещения:

- топливно-энергетический  комплекс;

- промышленность  строительных материалов;

- легкая  промышленность;

- машиностроение  и металлообработка;

- пищевая  и перерабатывающая промышленность.

1.2. Топливно-энергетический комплекс

ТЭК России базируется на собственных энергетических ресурсах. В 1988 году в России было получено 13 % всей энергии, производимой в мире, при том, что её население составляет менее 3 % Земли.

Тепловая  энергетика России достаточно хорошо обеспечена запасами органического  топлива. Однако растут издержки добычи органического топлива, постепенно нарастают экологические проблемы. Себестоимость производства электроэнергии на атомных электростанциях примерно в два раза ниже, чем от топливных  электростанций.

Тенденции:

-рост издержек добычи органического топлива;

-постепенное нарастание экологических проблем.

В июле 2010 года между Минэнерго РФ, ОАО  «Газпромбанк» и Немецким энергетическим агентством подписан меморандум о взаимопонимании  по вхождению Газпромбанка в Российско-немецкое энергетическое агентство (Rudea). Российской стороне достанется до 30 % Rudea

Исследование  ресурсов

Европейские регионы России и Западная Сибирь:

нефть — 65-70 %;

природный газ — 40-45 %.

Восточная Сибирь и Дальний Восток России: 6-8 %.

Морской шельф: 1 %(Эти регионы содержат 46 % разведанных запасов и 50 % вероятных  запасов нефти, 80 % природного газа).

Достоверные (разведанные) российские ресурсы (относительно мировых запасов):

нефть — 13,4 %;

природный газ — 41,7 %;

каменный  уголь — 43 %.

Энергоэффективность

Энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных президентом России Д. А. Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня.

2 июля 2009 года в Архангельске на расширенном  заседании президиума Госсовета  Медведев особо отметил, что  «энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации». Среди основных проблем, обозначенных президентом РФ, — низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность.

Одна  из важнейших стратегических задач  страны, которую поставил президент  в своём указе[2] — сократить  к 2020 году энергоёмкость отечественной  экономики на 40 %. Для ее реализации необходимо создание совершенной системы  управления энергоэффективностью и энергосбережением. В связи с этим Министерством энергетики РФ было принято решение о преобразовании подведомственного ФГУ «Объединение „Росинформресурс“» в Российское энергетическое агентство, с возложением на него соответствующих функций.

1.3.Промышленность строительных материалов

Состояние промышленности строительных материалов сегодня таково, что в его состав входит 15 подотраслей (25 видов производств), объединяющие около 9,5 тысяч предприятий, в том числе 2,2 тысячи крупных и средних предприятий с общей численностью работающих свыше 680 тысяч человек. В общем объеме промышленной продукции ВСЕГО! около 3% продукции отрасли приходится на малые предприятия.

В последние  годы ежегодный рост спроса на основные виды строительных материалов составляет от 7 до 30%. Но ОТЕЧЕСТВЕННОЙ продукции, удовлетворяющей современным требованиям, больше производиться не стало.

Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке страны. По материалам общестроительного назначения (цемент, всевозможные стеновые материалы, стекло) имеется значительный импорт из Китая  и других стран. В группе отделочных материалов и изделий, предметов  домоустройства (линолеума, облицовочных изделий из природного камня, Стекломагниевого листа, керамической плитки, санитарно-технических изделий) доля импортных материалов достигает 45-70%.

Информация о работе Инвестиционная политика - составная часть внешнеэкономической политики страны