Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность данной темы в наше время.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…….5

Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации………………...15

Глава 3. Проблемы совершенствования иностранных инвестиций на современном этапе………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...32

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая финанс менедж.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

       И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию (см. приложение).

     Данные  таблицы 1 и рисунка 1 (см. приложение) показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 2001 г..

     Наибольший  рост иностранных инвестиций произошел в 2005-2006 гг. В 2005 г. рост иностранных инвестиций, по сравнению с 2004 г., составил 150,1%. В 2006 г. в экономику России поступило 40,5 млрд. Долл. иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2005 году.

     Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания  для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли, что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала.  

     2.2. Особенности привлечения  иностранных инвестиций на современном этапе

     Россия  притягивает инвестиции, несмотря на кризис. Кризис сильно изменил мировой инвестиционный ландшафт - по итогам 2008 г. в пятерку лидеров по привлечению прямых инвестиций вошли Китай и Россия

     Мировой экономический кризис, начавшийся с  развитых стран, перекроил инвестиционный ландшафт. В 2008 г. инвестиции упали на 14%, после пятилетнего периода  роста, при этом доля стран с развивающейся  и переходной экономикой увеличилась  в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до 43% в 2008 г., говорится в ежегодном докладе о мировых инвестициях 2009 г., подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD).

     Изменение в структуре притока капитала отчасти связано с большим сокращением притока ПИИ в развитые страны. Их доля в 2008 г. сократилась на 29%, до 962 млрд. долл., по сравнению с уровнем предыдущего года. Развивающиеся и переходные экономики, напротив, увеличили привлечение ПИИ на 17% и нарастили свою долю в общем притоке до 43% (до 621 млрд. долл.). Причем половина приходится на страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Наименее развитые страны в 2008 г. привлекли рекордную сумму прямых иностранных инвестиций - 33 млрд. долл. Страны с переходной экономикой из Юго-Восточной Азии и СНГ поставили свой рекорд в 114 млрд. долл..

     Несмотря  на это, Соединенные Штаты остаются крупнейшей страной-получателем прямых иностранных инвестиций (316 млрд. долл.). Второе место за Францией (118 млрд. долл.), четвертое - за Великобританией (97 млрд. долл.). Китай и Россия также пополнили группу лидеров, получив 108 млрд. долл. (и третье место) и 70 млрд. долл. (пятое место) соответственно. Причем Россия обогнала в рейтинге Испанию, Гонконг, Бельгию и Австрию.

     Вывод прямых иностранных инвестиций из развитых стран в 2008 г. сократился менее резко, чем приток инвестиций в них. Крупнейшим инвестором также остались США, в прошлом году они инвестировали 312 млрд. долл. (в 2007 г. инвестиции были на уровне 378 млрд. долл.). Далее следуют Франция (более 20 млрд. против 225 млрд. годом ранее), Германия (156 млрд. и 180 млрд. соответственно), а Япония, с 74% увеличением ПИИ, вошла в число пяти ведущих стран инвестирования (128 млрд. и 74 млрд. соответственно). У России, как у инвестора, в рейтинге только 12 место с объемами 52 млрд. долл. в 2008 г. (46 млрд. годом ранее). В прошлом году аналогичные цифры были и у Китая.

     В целом, отток капитала из развивающихся  стран продолжает расти, достигнув 293 млрд. долл. в 2008 г.. Среди доноров процесса инвестирования среди этой группы стран лидерами являются Гонконг (Китай), Россия и Китай, который входит в число 20 крупнейших инвесторов в мире.

     В целом инвестиционные перспективы  для мирового сообщества на этот и  следующий год довольно мрачные. Как указывается в ежегодном исследовании UNCTAD, посвященном мировым тенденциям в области инвестиций, приток ПИИ в этом г. упадет на 29,5% и составит всего 1,2 трлн. долл. против 1,7 трлн. долл. в 2008 г.. За первый квартал 2009 г. падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого г. уже составило 44%. Немногим лучше будет ситуация и в посткризисном 2010 г.. Эксперты UNCTAD прогнозируют рост ПИИ всего до 1,4 трлн. долл.. Полегчает только в 2011 г., когда объемы не только выйдут на докризисный уровень, но и превысят их, достигнув 1,8 трлн. долл.

     Исторический  максимум прямых иностранных инвестиций был достигнут в 2007 г., когда был  общий объем в 2 трлн. долл.

     Как отмечается в отчете, сократившиеся  корпоративные прибыли, а также  обрушение мировых фондовых рынков значительно сократили и размер, и перспективы международных слияний и поглощений - основного вида прямых иностранных инвестиций не только в развитых, но и развивающихся странах.

     При расчете прямых иностранных инвестиций учитываются также инвестиции иностранных  граждан, вкладывающих деньги в предприятия в других странах, а также в совместные предприятия, работающие одновременно и на родине инвестора, и за рубежом [6]. 

   2.3. Основные проблемы  привлечения иностранных  инвестиций в экономику Российской Федерации

     Притоку в инвестиционную  сферу частного  национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и др.

     Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

     Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику  является жизненно важным  средством  устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим непостоянен.  Потребность страны  в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.  Большую роль сыграет также законодательное определение  прав  собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

     Для стабилизации экономики и активизации  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

     Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • радикализация борьбы с преступностью;
  • торможение инфляции всеми известными в  мировой  практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • мобилизация свободных средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • внедрение  в  строительство  системы  оплаты  объектов  за  конечную строительную продукцию;
  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции  с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их  деятельности;
  • формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

     В числе мер по активизации инвестиционного  климата необходимо отметить:

  • принятие  законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,  поиском заинтересованных в  их реализации инвесторов  и  оперативном  оформлении  сделок  "под ключ";
  • создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
  • разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

    Глава 3. Проблемы совершенствования  иностранных инвестиций на современном этапе

    3.1.Возможности  разрешения проблем  по привлечению  иностранных инвестиций  в экономику России

     Дополнительное  привлечение иностранных инвестиций в Россию может быть обеспечено за счет средств международного рынка  капиталов. На международных финансовых рынках необходимые ресурсы могут привлекаться крупнейшими отечественными компаниями и банками, в частности, в форме еврооблигаций. Рост национального производства и повышение качества жизни населения России послужат основой для более значительного притока иностранных инвестиций в экономику страны.

     Инвестиционный  потенциал России обеспечивается высоким  уровнем спроса на капиталовложения со стороны производственного сектора  и существующими предпосылками  для его реализации:

     а) многочисленные квалифицированные и относительно дешевые кадры проектантов, застройщиков, подрядчиков, инженеров, конструкторов, других специалистов, а также рабочих массовых профессий.

     б) достаточно мощный научный потенциал, особенно в области физических, космических, технических и естественных дисциплин:

     в) разветвленная, хотя и сильно изношенная производственная, инженерная, транспортная и другие инфраструктуры;

     г) емкий и ненасыщенный внутренний рынок.

     Одной из причин низкого уровня привлечения  прямых иностранных инвестиций в Россию выступает отсутствие общей продуманной инвестиционной политики. Корректировка политики правительства и ЦБ по привлечению иностранных инвестиций целесообразна, в частности, в отношении кредитной блокады инвестиционных проектов, когда ставка рефинансирования и доходности поддерживаются на уровне, превышающем среднюю рентабельность предприятий реального сектора. Другое направление совершенствования государственной экономической политики - создание и обеспечение четкого функционирования инфраструктуры рынка, снижение трансакционных издержек и развитие частного предпринимательства.

     Привлечению зарубежных производственных капиталовложений, помимо улучшения общего инвестиционного  климата, может способствовать:

    1. Целенаправленное продвижение информации на внешних рынках капитала, раскрывающей особенности и преимущества реализации инвестиционных проектов в России и учитывающей психологию и цели зарубежных инвесторов.
    2. Координация политики налогообложения импортируемых товаров и продукции, произведенной на внутреннем рынке.
    3. Снижение таможенных пошлин на ввоз современного технологического оборудования.
    4. Совершенствование институциональной структуры российской экономики.
    5. Упрощение организационных процедур и сокращение сроков принятия решений при рассмотрении инвестиционных проектов в соответствующих инстанциях.
    6. Четкая регламентация прав, связанных с владением собственностью на территории РФ.
    7. Снижение различного рода рисков.

Информация о работе Иностранные инвестиции