Иностранные инвестиции в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Создание в Российской Федерации благоприятного инвестиционного климата является одной из основных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. По мнению многих экспертов, иностранные инвестиции в России должны стать одним из основных методов борьбы с финансовым кризисом и его последствиями.

Оглавление

1. Правовое регулирование иностранных инвестиций
2. Иностранные инвестиции
2.1 Понятие и виды иностранных инвестиций
2.2 Классификация иностранных инвестиций
2.3 Управление иностранными инвестициями
3. Иностранные инвестиции в России
3.1 Хронология
3.2 Инвестиции по странам
3.3 Инвестиционный климат в РФ
4.1 Отток капитала
4. Значение иностранных инвестиций для России

Файлы: 1 файл

курсовая работа_ЭиВЭД_Торгово-экономические отношения России в современных условиях_Тдз-401_Пискун Л.Н. -.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

 

3.3 Инвестиционный климат в Российской Федерации

 

Выявления взаимосвязи между основными категориями инвестиционного процесса позволяет установить зависимость объема вложений от факторов и условий инвестиционной сферы, т.е. инвестиционного климата в стране.

Инвестиционный климат – это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и т.д.

В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны, с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств.

По данным международных рейтинговых агентств Fitch и Standard & Poor’s, долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации по международной шкале по состоянию на март 2010 года следующий: BBB/прогноз стабильный. Проанализировав динамику суверенного кредитного рейтинга РФ по данным вышеупомянутых рейтинговых агентств, можно сделать следующий вывод: сразу после кризисного 1998 года был отмечен заметный рост кредитного рейтинга России до отметки BBB+, однако очередной кризис 2008 года внес свои коррективы – рейтинг был понижен до ВВВ. Для сравнения, кредитный рейтинг США не знает изменений уже долгие годы и находится на отметке ААА. Что касается сравнения в рамках БРИК, то мы видим следующую картину: по данным агентства Fitch, за последние 10 лет кредитный рейтинг Российской Федерации уступает лишь кредитному рейтингу Китайской Народной Республики, чей рейтинг не опускается ниже отметки А- уже более 12 лет. Следовательно, Россия обладает вторым по надежности кредитным рейтингом среди стран БРИК после Китая.

В выборке велика доля проектов, либо инициированных иностранными инвесторами, либо ведущихся при их деятельном соучастии. Это следствие слабости российского капитала. Однако одновременно и свидетельство того, что время быстро окупаемых проектов для переориентации на реальные инвестиции и на удовлетворение конечного потребительского спроса российскому частному капиталу потребуется некоторое время (рис 1)

 

Рис. 1. Карта текущего инвестиционного строительства в России

 

Большая часть инвестиций сосредоточилась вдоль ломаной оси Волги. Поволжье и восток Центрального региона стали для иностранных инвесторов наиболее предпочтительным местом для вложений. Доля проектов, нацеленных на удовлетворение конечного потребительского спроса, в России невелика. Инвесторов больше интересуют сырьевые и индустриальные проекты. Такие проекты быстро окупаемые, емкие и по большому счету вне серьезного конкурентного поля.

Структура накопленных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности на конец 2009 г. и конец 2010 г. (в процентных пунктах)

 

Рис.2 Структура накопленных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности

 

По мнению аналитиков, докризисный объем инвестиций мир сможет увидеть не раньше 2013 года.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций. Инвестиционный потенциал России обеспечивается высоким уровнем спроса на капиталовложения со стороны производственного сектора и существующими предпосылками для его реализации:

• многочисленные квалифицированные и относительно дешевые кадры проектантов, застройщиков, подрядчиков, инженеров, конструкторов, других специалистов, а также рабочих массовых профессий;

• достаточно мощный научный потенциал, особенно в области физических, космических, технических и естественных дисциплин;

• разветвленная, хотя и сильно изношенная производственная, инженерная, транспортная и другие инфраструктуры;

• емкий и ненасыщенный внутренний рынок.

Общие меры по улучшению инвестиционного климата России

    1. Улучшение административных процедур:

  • строительство производственных объектов, включая вопросы тех регулирования, в том числе строительство по европейским стандартам;
  • таможенное администрирование при экспорте и импорте высокотехнологической продукции;
  • сокращение отраслевых административных барьеров;
  • страхование ответственности вместо получения разрешений и лицензирования.

2.Оптимизация миграционного режима

3.Снижение роли государства: приватизация, реорганизация государственных  корпораций

4. Селективные налоговые льготы  и оптимизация возмещения НДС

5.Совершенствование правоохранительной  деятельности и судебной практики

6. Системная работа по улучшению  инвестиционного имиджа

 

3.4 Отток капитала

 

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношениям. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В кризисном 2008 году чистый отток капитала из России составил 130 миллиардов долларов. Через год он был уже значительно меньше: 56,9 миллиарда долларов. Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж. Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер. И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику. Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска. Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными. В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм. Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть. Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность. Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

 

 

4. Значение иностранных  инвестиций для России

 

В случае роли страны в гражданско-правовых отношениях, как, к примеру, в случае выпуска государственного займа, деяния страны как участника рыночных отношений подчиняются общим правилам регулирования частных инвестиций.

Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.

Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.

Кроме повышения суверенного кредитного рейтинга, на инвестиционную привлекательность России положительно влияют следующие факторы: высокая доходность инвестиций; потребительская активность россиян; привлекательность внутреннего рынка; устойчивый рост экономики; наличие квалифицированной рабочей силы.

Структура поступлений иностранных инвестиций имеет следующий вид.

Прямые инвестиции (стратегические) – вложение свободных денежных средств в акционерный капитал компании, дающее право на участие в управлении. Задача инвестора – повысить эффективность работы компании с тем, чтобы получить более высокий доход на инвестиции. Портфельные инвестиции – вложение денежных средств в акции с целью получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и/или получения дивидендов. Возвратные инвестиции – кредиты, выдаваемые инвесторами компании.

Особенности трех видов инвестиций обусловлены различными предпочтениями инвесторов по критерию «риск-доходность». Наименее рисковые и доходные вложения – возвратные инвестиции, затем идут прямые и портфельные инвестиции в порядке возрастания рисков и доходностей. Доля портфельных инвестиций, как правило, наименьшая среди данных видов инвестиций в Россию. Это связано с низкой привлекательностью миноритарных пакетов акций российских компаний относительно прямых инвестиций (дающих возможность участвовать в управлении бизнесом) и предоставления кредитов. Кроме того, по сложившейся в России практике ведения бизнеса часто имеет место ущемление прав миноритарных инвесторов.

Как средство модернизации российской экономики

Иностранные инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, так как обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Иностранные инвестиции способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкурентоспособности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики. Привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта является условием стабильного функционирования и развития экономики Российской Федерации. Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем. Вместе с тем рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. При этом существует множество различных проблем. Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику - различие российской и западной систем бухучета. К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России, прежде всего, необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие квалифицированных специалистов и, что немаловажно, – появившуюся у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров. Однако, доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Но их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы. Мировые цены на нефть снижают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний. Значение иностранных капиталовложений для России, безусловно, значительно. Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов. Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии частого реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд. долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

Важную роль в повышении привлекательности производственных инвестиций играют проектирование и строительство. От их качества и эффективности во многом зависят темпы и масштабы развития новых и действующих предприятий и организаций, а также уровень жизни россиян. Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей. Они могут ожидать от масштабного прихода крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля. Вместе с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки. Учитывая это, государству следовало бы адекватно регулировать приток иностранных инвестиций в те или иные отрасли и производства, в те или иные области РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов. Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, то есть всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах.

Рассмотрим приток инвестиций в 2010 году. В первом полугодии 2010 года в экономику России поступило $30,4 млрд иностранных инвестиций, что на 5,5% ниже по сравнению с первым полугодием 2009 года, сообщил Росстат. Прямые иностранные инвестиции сократились на 11%, до $5,4 млрд. Падение портфельных иностранных инвестиций более значительно – на 18,9%, до $0,7 млрд. Прочие инвестиции, включающие кредиты, снизились на 3,8%, до $24,3 млрд, из которых $6,78 млрд приходится на торговые кредиты (они одни показали рост, увеличившись в январе – июне на 33% по сравнению с показателем 2009г). В целом к концу первого полугодия накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику достиг $262 млрд, что на 8,3% больше, чем было в 2009г.. Таким образом, замедление притока иностранных инвестиций в Россию, начавшееся в кризис, продолжается.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономику России