Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Официальная точка зрения гласит: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существует мнение о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в национальную экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи Беларуси» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этим высказыванием не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…4
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы…………………………………..6
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………..12
2.1 Факторы, определяющие прямые иностранные инвестиции…………… …12
2.2 Механизмы привлечения иностранных инвестиций в разных странах……13
2.3 Влияние иностранных инвестиций на современную экономику…………..19
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь……………………………………..22
3.1 Правовые аспекты и инвестиционные возможности Республики Беларусь……………………………………………………………………………22
3.2 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь………..………………...25
3.3. Рекомендации по увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………...27
3.4 Прогноз привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь…30
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………….34
Приложение А Факторы, определяющие приток в страну ПИИ………………………………………………………………………………...35
Приложение Б О поступлении иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………36
Приложение В Перечень стран, с которыми Беларусь заключила соглашение о содействии и взаимной защите инвестиций …………………………………….37

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

 

 

3.3. Рекомендации по увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь

 

Как показывает международный  опыт, страны, преуспевшие в привлечении ПИИ, проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую им вести бизнес, не подвергаясь излишнему риску. Однако это подразумевает не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных тарифов и т.д.), но и проведение стабильной макроэкономической политики.

Поэтому рост инфляции, выливающийся в снижение покупательской способности, небольшой прогресс в осуществлении  программы приватизации, превалирование государственного сектора, жесткий  контроль над ценами, большая налоговая нагрузка и запутанная система налогообложения, бюрократия, коррупция являются препятствиями для существенного роста притока ПИИ в страну. [4, стр. 18]

Для активизации привлечения  ПИИ необходимо:

  • принимать меры по повышению инвестиционной привлекательности;
  • улучшать инвестиционный климат;
  • повышать рейтинг страны;
  • стабилизировать ситуацию на валютном рынке;
  • сохранять стабильность законодательства;
  • развивать предпринимательство и деловую активность;
  • реформировать государственную собственность;
  • совершенствовать налоговую и таможенно-тарифную системы.

Увеличение притока  ПИИ в Беларусь требует корректировки  инвестиционной стратегии:

  • следует трансформировать структуру инвестиций: нужно увеличить долю ПИИ, которые в меньшей степени подвержены кризисным явлениям, и соответственно уменьшить долю портфельных инвестиций;
  • процессы иностранного инвестирования должны быть более прозрачными и контролироваться государством для того, чтобы под видом перемещения инвестиций не происходила утечка капитала (этому способствует снижение секретности в банковской сфере);
  • на законодательном уровне должны быть приняты нормы по защите зарубежных и иностранных инвестиций;
  • необходимо разработать меры банковской поддержки операций по экспорту товаров и инвестиций;
  • требуют более четкого обозначения условия приватизации государственных унитарных предприятий и продажи акций иностранным инвесторам. [10, стр. 56-57]

Для улучшения инвестиционного  климата правительству следует:

  • гарантировать сохранение стабильности макроэкономического кризиса;
  • ускорить процесс приватизации;
  • улучшить условия для ведения бизнеса и повысить их предсказуемость;
  • предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией.

Принимая во внимание, что главная задача ПИИ состоит  в служении долгосрочным целям развития и повышении конкурентоспособности необходимо обеспечить четкую связь между политикой привлечения иностранных инвестиций и промышленной политикой. Поэтому льготы в отношении ПИИ должны разрабатываться и предоставляться правительством исходя из планов относительного того, какой промышленный пейзаж страна хотела бы иметь в будущем, поскольку для каждой из отраслей существует свой набор специфических факторов, определяющих ее привлекательность для инвесторов. [4, стр. 19]

Можно сделать ряд рекомендаций исходя из имеющегося опыта стран, преуспевших в привлечении ПИИ:

− создание специальной  службы поддержки инвесторов, уже  пришедших в страну, которая бы помогала им решать проблемы, возникающие  в ходе

реализации их проектов (налогообложение, регулирование на рынке труда и т.д.) и оказывала помощь в решении спорных вопросов, возникающих в результате взаимодействия с государственными органами, что могло бы повысить привлекательность страны для ПИИ;

− такие стимулы для  инвесторов как предоставление государством грантов (на найм рабочей силы, НИОКР, обучение и т.д.) могли бы способствовать притоку в страну инвестиций с чистого листа;

− поскольку ПИИ очень  чувствительны к налоговой нагрузке, следует рассмотреть возможность снижения налога на прибыль, а также повысить дружественность налоговой службы;

− принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое  государство, следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести свободных экономических зон («Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест»). Во-первых, такого рода зоны могут создавать эффекты подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных, для получения льгот, предусмотренных режимом СЭЗ. Во-вторых, политика создания СЭЗ должна быть четко связана с промышленной политикой и ее приоритетами. Третье, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в привлечении в страну ПИИ. [4, стр. 19-20]

Что касается привлечения  иностранных инвестиций в научно-техническую  сферу и разработки, для вхождения  ТНК на рынок можно применить следующие требования:

  • учреждения научно-исследовательского отдела в Беларуси с минимальным размером инвестиций в ИР в несколько миллионов долларов;
  • к трансферу в страну технологий, приспособленных к национальной инновационной системе (т.е. могущих быть использованными отечественными предприятиями) или сопровождаемых расходами ТНК на дополнительные ИР;
  • сотрудничество с отечественными НИИ и университетами. [15, стр.13]

В стратегических отраслях (производствах, технологиях), критических  для НИС, необходимы:

  • требования по созданию совместных предприятий и выделению акций в собственность принимающей ПИИ страны для стимулирования диффузии знаний и технологий иностранных филиалов в местные фирмы;
  • разработка типовых схем заключения контрактов с иностранными инвесторами, способствующих технологической модернизации предприятия и не ограничивающих потенциал его роста;
  • более гибкая формулировка требований к крупным инвесторам в инвестиционных соглашениях с правительством с учетом специфики каждого конкретного случая и рассмотрением конкретных вопросов.

Фискальные и финансовые стимулы для ПИИ в ИР и более низкие тарифы на импортированное оборудование  рекомендуется применять в отношении как иностранных, так и отечественных предприятий, осуществляющих инвестиции в ИР и модернизацию технологического уровня.

Важную роль играет формирование  наукоемкого имиджа страны в мировом  корпоративном пространстве с помощью  высокотехнологичной рекламы (Euronews, Интернет), развития деятельности Инвестиционного агентства и Торгово-промышленной палаты.

Использование данных инструментов позволит не только стимулировать приток ПИИ в ИР, но и максимизировать  выгоды от них путем распространения  в НИС Беларуси положительных  и уменьшения отрицательных внешних  эффектов. [15, стр. 13-14]

 

 

 

3.4 Прогноз привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь

 

В силу сложившихся обстоятельств  объемы привлечения прямых иностранных  инвестиций в Беларусь оказались  значительно ниже, чем во многих государствах с переходной экономикой Европы и СНГ. На душу населения в 1995-2009 гг. объем накопленных ПИИ составил всего 883,1 долл. США, что является одним из самых низких показателей в СНГ и самым низким в Европе. Такой невысокий уровень накопленных ПИИ потребовал от Правительства выработки новых, более эффективных механизмов для активизации процесса привлечения инвестиций. (13) В 2012 году в экономику Беларуси планируется привлечь 3,7 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций на чистой основе. В том числе 1,2 млрд. долл. приходятся на модернизацию и создание новых рабочих мест, 2,5 млрд. долл. будет привлечено от приватизации государственной собственности. На 2012 год закладывается параметр инфляции на уровне 19-20% к декабрю 2011 года. Но мировая практика показывает, что если инфляция выше 10%, то тогда экономика ведет себя непрогнозируемо. Поэтому на 2012 год готовится несколько сценариев развития экономики. В этой связи делается упор на качественные показатели. Это три основных показателя: прогнозы по инфляции, производительности труда и положительному сальдо торгового баланса. [11]

Объем привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе должен увеличиться в  2015 г. до 7-7,5 млрд. долл. США.

Эффективность инвестиционной сферы будет повышаться за счет кардинального  изменения структуры инвестиционного портфеля в пользу средств производства, обеспечения, начиная с 2011 г., доли иностранных источников в объеме инвестиций в основной капитал не менее 21%. Предусмотрен опережающий рост инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие проекты, обеспечивающие повышение технологического уровня производств, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест.

Особое внимание будет  уделяться иностранным инвестициям  с учетом местных ресурсов и преимуществ  регионов. Основными механизмами реализации новой инвестиционной политики становится расширение финансирования проектов за счет собственных средств организаций посредством улучшения  их финансового состояния, роста отдачи от инвестированного капитала и улучшения качества бизнес-планирования инвестиционных проектов. Будет обеспечена кардинальная дебюрократизация инвестиционной деятельности, использованы возможности развития лизинга, облигационных займов, фондового рынка, новой амортизационной политики и сокращения незавершенного строительства. В привлечении внешнего финансирование предпочтение будет отдаваться заимствованиям на долгосрочной основе. Разрабатывается нормативный правовой акт, предусматривающий стимулирование руководителей  и работников республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома к привлечению прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Правительство намерено в полном объеме реализовать возможности, вытекающие из стратегического сотрудничества с Китайской Народной Республикой. [12, стр. 5-6]

Беларусь рассчитывает на более активное привлечение прямых иностранных инвестиций из Австрии.

В Концепции Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 года предусматривается  значительное увеличение расходов на инновации за счет внебюджетных источников финансирования, что выдвигает задачу привлечения иностранных инвестиций в исследования и разработки на первый план. [15, стр. 4]

Участие отраслей и регионов в эффективном использовании  иностранных кредитных линий становится важнейшей задачей пятилетки и будет последовательно проводиться в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как и любое государство  РБ заинтересована в привлечении  иностранных инвестиций. Необходимость  их привлечения очевидна: именно приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны. Иностранные инвестиции открывают перед нами новые перспективные возможности. Используя их, белорусские предприятия смогут модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии.

Прежде всего, от развития иностранных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику. Это в свою очередь создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, следовательно — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики